Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Бады-Сагаана А.В., Дамдын Л.Д.
при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Серен-оол Ч.С. к администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчика Ширшина Л.К. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 13 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., истицу Серен-оол Ч.С., представителей ответчика Уйнукая Б.А., Иргит А.А., представителя третьего лица Хаян-оола В.К.,
УСТАНОВИЛА:
Серен-оол Ч.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что является сиротой, относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением председателя администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва от ** в отношении неё было установлено опекунство. В ** окончила девять классов МОУ Кара-Хаакская СОШ и поступила в училище олимпийского резерва. В ** окончила данное учебное заведение. В настоящее время живёт у родственников, своего жилья не имеет. Постановлением председателя администрации сельского поселения сумон Кара-Хаак от ** она поставлена на очередь на получение жилья. По нормам Жилищного кодекса РФ и Федерального закона N 159-ФЗ она имеет право на жильё и должна быть обеспечена жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям. Просила суд обязать администрацию муниципального района "Кызылский кожуун" предоставить ей жилое помещение, расположенное на территории муниципального района Кызылский кожуун, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 13 декабря 2013 года исковое заявление удовлетворено. Суд обязал администрацию муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва предоставить Серен-оол Ч.С. жилое помещение, расположенное на территории муниципального района Кызылский кожуун, площадью не ниже установленных социальных норм применительно к данному населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Ширшин Л.К., действующий по доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ полномочие по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Закон Республики Тыва от 28 декабря 2005 года N 1564 ВХ-1 утратил силу с 01 января 2013 года в связи с принятием Закона Республики Тыва от 29 декабря 2012 года N 1776 ВХ-1. Следовательно, с 01 января 2013 года наделение органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями РТ по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, прекращено с 01 января 2013 года.
В судебном заседании представители ответчика - администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва - Уйнукай Б.А., Иргит А.А., действующие на основании доверенностей, поддержали апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Истица Серен-оол Ч.С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица - Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва - Хаян-оол В.К., действующий по доверенности, поддержал апелляционную жалобу ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом по делу установлено и подтверждается материалами дела, что Серен-оол Ч.С. родилась ** в с **, её матерью является Кончук Ж.К., отцом Серен-оол С.С.
Согласно свидетельствам о смерти, Кончук Ж.К. умерла **; Серен-оол С.С. умер **.
Постановлением председателя администрации Кызылского кожууна от ** попечителем над несовершеннолетней Серен-оол Ч.С., ** года рождения, у которой отец умер, мать являлась инвалидом 1 группы, назначена Серен-оол А.С. У несовершеннолетней Серен-оол Ч.С. нет закреплённой жилой площади.
Постановлением председателя администрации сельского поселения сумон Кара-Хаак от ** Серен-оол Ч.С., ** рождения, проживающая в **, поставлена на очередь под ** на получение жилья.
Из справки ГУП БТИ Республики Тыва от ** следует, что за Серен-оол Ч.С. недвижимости в г.Кызыле и на территории Республики Тыва не числится.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Серен-оол Ч.С., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч.6 ст.19) наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ, а Законом Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п.3 ст.8) на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва, то обязанность по предоставлению Серен-оол Ч.С. жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва за счёт субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Тыва.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон), в редакции действующей с 01.01.2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона.
Пункт 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, которым было предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 01 января 2013 года признан утратившим силу.
Также закон Республики Тыва от 28 декабря 2005 года N 1564 ВХ-1 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утратил силу с 01 января 2013 года в связи с принятием закона Республики Тыва от 29 декабря 2012 года N 1776 ВХ-1.
Согласно ч.1 ст.8 Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Республики Тыва от 15.03.2013 N 1859 ВХ-1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.1 п.8.3. вышеуказанного закона жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включённым в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения.
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва направляет копию принятого решения в течение 10 дней со дня его принятия в орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, и уведомляет заявителя о принятом решении.
В пункте 1 Положения о министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 04 мая 2007 года N 591, указано, что министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по управлению имуществом Республики Тыва (п. 1 в ред. постановления Правительства РТ от 30.11.2012 N 666).
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим своё право на получение жилого помещения до вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 01 января 2013 года возложена на орган государственной власти Республики Тыва, поэтому вывод суда о возложении на администрацию муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва обязанности по обеспечению истицы Серен-оол Ч.С. жилым помещением является неправильным, не соответствующим нормам материального права.
В связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в силу пп. ** 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 13 декабря 2013 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении искового заявления Серен-оол Ч.С. к администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва о предоставлении жилого помещения отказать".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 февраля 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.