Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Весёлой И.Н., Редько Е.П.,
при секретаре Райковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление и дополнение к нему прокурора А-го района на решение Алтайского районного суда от 11 ноября 2013 года, которым отказано в удовлетворении требований прокурора А-го района о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу п. 23 ч.1 ст. 9 (в части), ст. 47 (в части) Устава муниципального образования N-ий сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования N-ий сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ N.
Заслушав доклад судьи Весёлой И.Н., объяснения представителя прокуратуры Республики Хакасия Васильевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционного представления и дополнения к нему, главы муниципального образования N-ий сельсовет Танбаева Н.А., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор А-го района обратился в суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу п. 23 ч.1 ст.9 (в части), ст. 47 (в части) Устава муниципального образования N-ий сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования N-ий сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Устав). Требования мотивировал тем, что статьей 5 Федерального закона от 05.04.2013 N55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), определяющий вопросы местного значения поселения по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера внесены изменения, после слов "осуществление мероприятий по" пункт дополнен словами "территориальной обороне и". Вместе с тем, п. 23 ч. 1 ст. 9 Устава действует в старой редакции без учета внесенных изменений. Статьей 3 Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ дополнена пунктом 6.1 следующего содержания: "6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации". Вместе с тем, ст. 47 Устава действует без учета изменившегося законодательства. Таким образом, п. 23 ч.1 ст.9, ст. 47 Устава муниципального образования N-ий сельсовет противоречат п.23 ч.1 ст. 14, ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в части, ограничивающей полномочия органа местного самоуправления.
В судебном заседании прокурор А-го района Соколов Е.В. требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении требований отказал.
С решением не согласился прокурор А-го района Соколов Е.В.
В апелляционном представлении и дополнении к нему прокурор приводит доводы, аналогичные изложенным в заявлении, указывает, что отсутствие в Уставе муниципального образования N-ий сельсовет положений о наличии у органов местного самоуправления поселения полномочий по осуществлению мероприятий по территориальной обороне, разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений противоречит положениям Федерального закона N 131-ФЗ, ограничивает права и компетенцию органов местного самоуправления, нарушая тем самым права граждан на осуществление местного самоуправления. Ссылаясь на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, отмечает, что оспариваемые положения Устава муниципального образования N-ий сельсовет частично воспроизводят нормы большей юридической силы Федерального закона от 06.10.2003 N 131, что приводит к установлению иного правового регулирования.
В возражениях на апелляционное представление глава N-ого сельсовета Танбаев Н.А. выражает согласие с решением суда и прилагает решение Совета депутатов N-ого сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ N о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования N-ий сельсовет, в том числе по оспариваемым прокурором положениям.
Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, доводы апелляционного представления и дополнения к нему, возражений на апелляционное представление, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования.
На основании ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от N 131-ФЗ, которым к вопросам местного значения поселения были отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, внесены изменения: после слов "осуществление мероприятий по" пункт дополнен словами "территориальной обороне и".
Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ, устанавливающая полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения, дополнена пунктом 6.1, которым к полномочиям органов местного самоуправления отнесены разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вопросы местного значения муниципального образования N-ий сельсовет поименованы в статье 9 Устава данного муниципального образования, принятого решением Совета депутатов муниципального образования N-ий сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ N, с последующими изменениями и дополнениями.
Статьей 47 Устава закреплены полномочия администрации N-ого сельсовета.
На момент обращения прокурора в суд с заявлением о признании недействующими п. 23 ч. 1 ст. 9 (в части) и ст. 47 (в части) Устава изменения в муниципальный правовой акт в связи с принятием Федеральных законов от 05.04.2013 N 55-ФЗ и от 30.12.2012 N 289-ФЗ внесены не были (л.д. 86, 131).
Довод апелляционного представления и дополнения к нему о том, что на момент обращения прокурора в суд с указанным выше заявлением оспариваемые положения Устава противоречили требованиям федерального закона, следовательно, должны были быть признаны судом первой инстанции недействующими, заслуживает внимания, но не может послужить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При подаче возражений на апелляционное представление главой N-ого сельсовета Танбаевым Н.А. в материалы дела представлено решение от ДД.ММ.ГГГГ N, принятое Советом депутатов N-ого сельсовета, которым внесены соответствующие изменения в Устав: пункт 23 части 1 статьи 9 дополнен словами, относящими к вопросам местного значения поселения осуществление мероприятий по территориальной обороне; часть 1 статьи 47 дополнена пунктом 16.2, предусматривающим полномочия администрации поселения по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Изменения в Устав зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия ДД.ММ.ГГГГ, рег. N, и обнародованы с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 176-177, 179).
Согласно ч. 1 ст. 209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
Таким образом, до вступления решения суда в законную силу, надлежащие изменения в Устав были внесены, в связи с чем судебная коллегия не имеет законных оснований отменить решение суда и принять в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ новое решение о признании муниципального правового акта недействующим в части, так как на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции противоречия между Уставом и федеральным законом в оспоренной прокурором части устранены.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 11 ноября 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление и дополнение к нему прокурора А-го района Соколова Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Страхова О.А.
Судьи
Весёлая И.Н.
Редько Е.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.