Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Редько Е.П., Долгополовой Т.В.,
при секретаре Ковалевой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского района о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу ст. 47 (в части) Устава муниципального образования "данные изъяты" сельсовет
по апелляционному представлению и дополнению к нему прокурора Алтайского района на решение Алтайского районного суда от 19 ноября 2013 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Редько Е.П., выслушав объяснения представителя прокуратуры РХ Васильевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционного представления и дополнения к нему, представителей заинтересованного лица администрации "данные изъяты" сельсовета Абариновой О.В., Смелой А.И., возражавших против доводов апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района обратился в суд с заявлением о признании недействующей с момента вступления решения суда в законную силу ст. 47 (в части) Устава муниципального образования "данные изъяты" сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "данные изъяты" сельсовет от 09.01.2006 N 22 (далее - Устав), мотивируя требования тем, что прокуратурой выявлено противоречие Устава федеральному законодательству. Так, Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ и Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ч. 1 ст. 17) и в Градостроительный кодекс Российской Федерации (ч. 1 ст. 8). В связи с указанными изменениями федерального законодательства к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесены, в том числе: проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так как Устав муниципального образования "данные изъяты" сельсовет не был приведен в соответствии с действующим федеральным законодательством, просил признать ст. 47 (в части) Устава недействующей.
В судебном заседании прокурор Алтайского района поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Совета депутатов "данные изъяты" сельсовета Абаринова О.В. в судебное заседание не явилась, предоставив заявление, в котором поясняла, что предпринимаются меры по внесению соответствующих изменений в Устав.
Решением Алтайского районного суда от 19 ноября 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном представлении и дополнении к нему прокурор Алтайского района, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления. Ссылаясь на доводы и основания заявления, анализируя нормы закона, указывает, что суд ошибочно пришел к выводу о том, что отсутствие в ст. 47 Устава положений, предусмотренных федеральным законодательством, не является основанием для признания ее недействующей. Обращает внимание, что отсутствие в Уставе полномочий органа местного самоуправления ограничивает его права, тем самым нарушая права граждан. Приводя пример судебной практики, поясняет, что ст. 47 Устава частично воспроизводит нормы большей юридической силы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что приводит к установлению иного правого регулирования.
В возражениях на апелляционное представление глава "данные изъяты" сельсовета Абаринова О.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения. Указывает, что решением Совета депутатов "данные изъяты" сельсовета от 13.12.2013 N 55 в Устав внесены все необходимые изменения.
Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, доводы апелляционного представления и дополнений к нему, возражений на апелляционное представление, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования.
На основании ч. 1 ст. 44 Закона N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Часть 1 ст. 8 Кодекса, устанавливающая полномочия органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности, дополнена пунктом 7 следующего содержания: "проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.".
Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Часть 1 ст. 17 Закона, устанавливающая полномочия органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, дополнена пунктом 6.1 следующего содержания: "разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;".
Статьей 47 Устава закреплены полномочия администрации Новороссийского сельсовета.
На момент обращения прокурора в суд с заявлением о признании недействующей ст. 47 (в части) Устава, изменения в муниципальный правовой акт, в связи с принятием Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ и от 30.12.2012 N 289-ФЗ, внесены не были.
Довод апелляционного представления о том, что на момент обращения прокурора в суд с указанным выше заявлением ст. 47 (в части) Устава противоречила требованиям федерального закона, следовательно, должна была быть признана судом первой инстанции недействующей, заслуживает внимания, но не может послужить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации "данные изъяты" сельсовета представил решение от 13.12.2013 N 55, принятое Советом депутатов "данные изъяты" сельсовета, которым внесены соответствующие изменения в Устав: статья 47 дополнена пунктами 16.1, 16.2, которые устраняют противоречия между Уставом и федеральным законодательством. Изменения в Устав зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия 23 декабря 2013 года, рег. N
Согласно ч. 1 ст. 209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
Таким образом, до вступления решения суда в законную силу, надлежащие изменения в Устав были внесены, в связи с чем судебная коллегия не имеет законных оснований отменить решение суда и принять в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ новое решение о признании муниципального правового акта недействующим в части, так как на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции противоречия между Уставом и федеральным законом в оспоренной прокурором части устранены.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 19 ноября 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление и дополнение к нему прокурора Алтайского района Соколова Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Страхова О.А.
Судьи
Редько Е.П.
Долгополова Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.