Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,
при секретаре Зубатовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 февраля 2014 года апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО1 на решение Абаканского городского суда от 24 декабря 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора города Абакана в интересах Байкаловой Т.В. к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ответчика Куле О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Прокуратуры Республики Хакасия Полежаевой Н.С., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Абакана обратился в суд с иском в интересах Байкаловой Т.В. к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - РО ФСС) о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение в срок до 31.12.2013 года. Требования мотивировал тем, что Байкалова Т.В. является инвалидом "данные изъяты", в связи с чем имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, которой она на 2013 год не обеспечена.
В судебном заседании представитель процессуального истца прокурора г. Абакана Пермякова М.В., материальный истец Байкалова Т.В. требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика РО ФСС Куле О.Н. иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал ответчика в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу предоставить истице путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с ее медицинскими показаниями на основании справки для получения путевки, а также взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты".
С решением не согласна представитель ответчика РО ФСС ФИО1
В апелляционной жалобе она, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Выражает несогласие с выводом суда о том, что отсутствие денежных средств не является обстоятельством невозможности предоставления истице санаторно-курортной путевки, поскольку обеспечение такими путевками в пределах выделенных лимитов установлено именно законом. При решении вопроса об обеспечении санаторно-курортным лечением сверх выделенных лимитов суду следовало установить источник финансирования, так как денежные средства на данные цели доводятся до ответчика ежегодно и их использование в текущем году за прошедшие периоды действующим законодательством не предусмотрено. В связи с чем прокурору необходимо использовать предоставленные ему полномочия по инициативе обращения в законодательные органы с предложением о принятии нормативных актов по решению вопроса об удобстве, правильности и своевременности обеспечения льготной категории граждан санаторно-курортным лечением. Также указывает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, а потому инвалиды обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение согласно очередности поданных заявлений. При этом ни один нормативный акт не устанавливает срок, в течение которого инвалид должен быть обеспечен санаторно-курортным лечением, а равно не устанавливает и обязанности по ежегодному представлению путевки.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор г. Абакана Бауэр О.А. выражает согласие с решением суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ (в ред. от 08.12.2010 года) включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ).
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года N 328 (далее - Порядок).
Согласно п. 3.1 Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (п. 3.9).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Байкалова Т.В. является инвалидом "данные изъяты" (л.д. 7).
Факт обращения Байкаловой Т.В. к ответчику с просьбой предоставить санаторно-курортную путевку на 2013 год подтверждается ее заявлением от 11.12.2012 года (л.д. 8).
Между тем, истица не обеспечена санаторно-курортной путевкой на 2013 год, что не оспаривалось стороной ответчика в ходе судебного разбирательства.
Принимая во внимание, что Байкалова Т.В. обратилась к ответчику с соответствующим заявлением 11.12.2012 года, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право на получение санаторно-курортной путевки у нее возникло, но не реализовано.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска по причине недостаточного поступления финансовых средств из федерального бюджета, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Иное означало бы нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалида на реабилитацию.
При этом каких-либо доказательств невозможности предоставления истице путевки по объективным причинам ответчиком суду не представлено.
Оценивая довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение граждан путевками происходит в порядке очередности, судебная коллегия находит их несостоятельным, поскольку учет прав граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности, а для обеспечения реализации таких прав в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
При этом из смысла вышеприведенных норм, регулирующих правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. Более того, санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий.
Несостоятельным является и довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного акта, регулирующего сроки обеспечения инвалида санитарно-курортной путевкой, поскольку ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на отсутствие нормативного закрепления обязанности ответчика по ежегодному представлению путевки подлежат отклонению, поскольку из анализа норм Федерального закона N 178-ФЗ и Порядка следует, что каждое обоснованное заявление гражданина о направлении на санаторно-курортное лечение с приложением медицинской справки, подаваемое один раз в календарный год, должно быть обеспечено путевкой.
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы относительно не реализации прокурором предоставленных ему полномочий по обращению в законодательные органы, поскольку они не имеют правового значения для существа рассматриваемого спора.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной ответчиком в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 24 декабря 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи Г.П.Пархомович
А.В.Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.