Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Долгополовой Т.В.,
судей Редько Е.П., Вениченко О.В.,
при секретаре Ковалевой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андреева А.В. об оспаривании решения должностного лица ФКУ "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по "данные изъяты"" об отказе произвести государственную регистрацию маломерных судов
по апелляционной жалобе заявителя Андреева А.В. на решение Абаканского городского суда от 10 декабря 2013 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Редько Е.П., выслушав объяснения представителя ФКУ "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по "данные изъяты"" Таболича С.К., представителя заинтересованного лица Фепецкого Ю.В. - Осипова С.Г., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андреев А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения от 30.10.2013 должностного лица ФКУ "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по "данные изъяты"" (далее - ФКУ Центр ГИМС) Таболича С.К., согласно которому ему было отказано в государственной регистрации маломерных судов " "данные изъяты"" и " "данные изъяты"" на том основании, что не были представлены все необходимые документы для регистрации, а именно: судовые билеты с отметкой о снятии судов с учета предыдущим владельцем; подлинники технических паспортов на суда, двигатели или подвесные мосты. Указывая, что данные судна он приобрел по договорам купли-продажи у собственника Фепецкого Ю.В., считая решение об отказе в государственной регистрации необоснованным, просил признать его незаконным и обязать ФКУ Центр ГИМС произвести государственную регистрацию судов.
В судебное заседание Андреев А.В. не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель заявителя Андреева А.В. - Ростовцев В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявление поддержал. Дополнительно пояснял, что для регистрации были представлены все имеющиеся и необходимые документы. Отметки на судовых билетах о снятии их с учета предыдущим владельцем отсутствуют, однако суда сняты с регистрационного учета. Технические паспорта на судна и двигатели у заявителя отсутствуют в связи с утратой, о чем было подано заявление.
Определениями суда от 15.11.2013 и 21.11.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены старший государственный инспектор ФКУ Центр ГИМС Таболич С.К., Фепецкий Ю.В., Алекова Т.В.
Старший государственный инспектор ФКУ Центра ГИМС Таболич С.К. действующий от своего имени и от имени ФКУ Центра ГИМС на основании доверенности, заявленные требования не признал, указывая, что его действия полностью соответствуют требованиям, предусмотренным п. 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденных приказом МЧС России N 500 от 29 июня 2005 года.
Заинтересованные лица Фепецкий Ю.В., Алекова Т.В. в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель Фепецкого Ю.В. - Осипов С.Г., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявления. Указывал, что требования законодательства по представлению необходимых для регистрации маломерных судов документов Андреевым А.В. выполнены не были. Обращал внимание, что Фепецкий Ю.В. не продавал Андрееву А.В. спорные маломерные суда, они были проданы ДД.ММ.ГГГГ Алековой Т.В.
Решением Абаканского городского суда от 10 декабря 2013 года в удовлетворении заявления Андрееву А.В. было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель Андреев А.В., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить. Ссылаясь на доводы и основания первоначального заявления, указывает, что суд неверно установил обстоятельства, имеющие значение, а также неверно дал оценку документам, имеющимся в материалах дела. Полагает, что документы необходимые для государственной регистрации маломерных судов были представлены в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу заинтересованное лицо Фепецкий Ю.В. просит решение суда оставить без изменения.
Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 2) разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В пункте 28 Постановления Пленума ВС РФ N 2 обращено внимание на то, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Андреев А.В. обратился в ФКУ Центр ГИМС с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности Андреева А.В. на маломерные суда: мотолодки " "данные изъяты"" N и " "данные изъяты"" N, на основании договоров купли продажи маломерных судов от ДД.ММ.ГГГГ.
С данными заявлениями были представлены: договоры купли-продажи маломерных судов, заключенные между Фепецким Ю.В. и Андреевым А.В., N и N от ДД.ММ.ГГГГ; судовые билеты маломерного судна N и N, выданные ФКУ Центр ГИМС на имя Фепецкого Ю.В.; заявление об утере Андреевым А.В. технических документов завода-изготовителя на данные моторные лодки и моторы к ним от ДД.ММ.ГГГГ; доверенность на представителя заявителя Ростовцева В.А.; квитанции об оплате госпошлины.
На заявление ДД.ММ.ГГГГ, исх. N, старшим государственным инспектором ФКУ Центра ГИМС Таболичем С.К. в адрес заявителя был направлен ответ, из которого следует, что Андрееву А.В. отказано в регистрации указанных им маломерных судов в связи с тем, что им не представлен полный пакет документов, необходимых для проведения регистрационных действий, указанных в пункте 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденных приказом МЧС России N 500 от 29.06.2005: отсутствуют судовые билеты с отметкой о снятии судов с учета предыдущим владельцем; отсутствуют подлинники технических паспортов на суда и двигатели или подвесные моторы (л. д. "данные изъяты").
Согласно п. 1 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) суда могут находиться в любой собственности.
Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов (п. 2 ст. 15 КВВТ РФ).
В силу п. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5 ст. 16 КВВТ РФ).
Пункт 2 ст. 17 КВВТ РФ предусматривает, что государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
На основании п. 8 ст. 19 КВВТ РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, вправе отказать в государственной регистрации, если: право на судно, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом; заявление о государственной регистрации судна подало ненадлежащее лицо; формы и содержание документов, представленных для государственной регистрации судна, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 N 500 утверждены Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Правила).
Из пункта 18 Правил следует, что государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов: 1) заполненной регистрационной карточки - заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение N 4 - форма для физического лица и приложение N 5 - форма для юридического лица); 2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство; 3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации; 4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; 5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.
Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна.
В пункте 27 Правил указано, что основанием для отказа в государственной регистрации судна и прав на него может служить только невыполнение требований настоящих Правил и законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев дело, суд первой инстанции, проанализировав нормы закона, пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявления об оспаривании решения должностного лица ФКУ "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по "данные изъяты"" об отказе произвести государственную регистрацию маломерных судов, так как на государственную регистрацию были представлены не все документы, предусмотренные законодательством. Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы заявления, были исследованы судом первой инстанции, получили соответствующую оценку в решении. Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в судебном постановлении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
При таких обстоятельствах обжалованное решение Абаканского городского суда принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений материального и (или) процессуального права, которые могли послужить основанием для отмены решения суда, не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 10 декабря 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Андреева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Долгополова Т.В.
Судьи
Редько Е.П.
Вениченко О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.