Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Солоняк А.В.,
судей Долгополовой Ю.В., Пономаревой А.В.,
при секретаре Гатауллиной А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 27 января 2014 года дело по апелляционной жалобе Администрации города Ижевска на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской республики от 29 октября 2013 года, которым заявление О.С.А. об оспаривании действий Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска удовлетворено; признан незаконным отказ Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска от 03.10.2013 года во включении О.С.А. в Список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями в 2013 году; возложена обязанность на Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска устранить допущенное нарушение прав, включить О.С.А. в Список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями в 2013 году; взысканы в пользу О.С.А. судебные расходы по уплате госпошлины;
заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняк А.В., заслушав объяснения представителя Администрации г.Ижевска Ч.О.Л. (по доверенности от 27.09.2013 года, сроком действия по 31.12.2014 года), поддержавшего доводы жалобы; возражения О.С.А. и его представителя Б.А.А. (по доверенности от 19.07.2013 года, сроком действия на 3 года), считавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы настоящего дела, материалы ранее рассмотренных с участием сторон гражданских дел, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
О.С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска, просил признать незаконным отказ Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска от 03.10.2013 года во включении О.С.А. в Список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями в 2013 году; возложить обязанность на Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска устранить допущенное нарушение прав, включить О.С.А. в Список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями в 2013 году.
Заявление О.С.А. мотивировано тем, что заявитель состоит на учете в Администрации г.Ижевска как лицо, уволенное с военной службы, нуждающееся в жилом помещении. 02.10.2013 года он обратился в Администрацию г.Ижевска с заявлением о включении в список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями в 2013 году, но письмом от 03.10.2013 года ему неправомерно отказано по причине отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа по последнему месту службы о сдаче жилого помещения. Указывает, что снялся в 2005 году с регистрационного учета из занимаемого в период прохождения службы жилого помещения, выехал из него, ранее занимаемым жилым помещением распорядилась бывшая супруга, с которой брак расторгнут в 2005 году. Жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен.
В судебное заседание заявитель не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель О.С.А. - Б.А.А. на заявлении настаивал, просил его удовлетворить.
Представитель Администрации г.Ижевска просил отказать в удовлетворении заявления, считая действия Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска правомерными.
Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении заявления О.С.А.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Ижевска просит отменить решение суда, считая, что предоставление О.С.А. справки о сдаче жилого помещения является обязательным согласно п.44 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года N153 ""О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" для получения государственного жилищного сертификата, а также в силу Указ Президента УР от 17.10.2011 N 205 "О порядке обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республике". Суд пришел к неверным выводам, что истцом представлены все необходимые документы и что непредставление необходимых документов могло служить только основанием для отказа в принятии документов.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Судом установлено, что Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 28.08.2000 года N 0201 О.С.А. досрочно уволен с военной службы с должности начальника группы регламента и ремонта авиационного оборудования техническо-эксплуатационной части 5501 авиационной базы по хранению резерва самолетов и утилизации авиационной техники и вооружения с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") в звании майора.
Согласно указанного Приказа: календарная выслуга лет О.С.А. в Вооруженных Силах на тот момент составляла 23 года 11 месяцев; контракт о прохождении военной службы в кадрах ВС РФ сроком на 3 года с 04 апреля 1999 года; подлежит направлению на учет в военный комиссариат г.Ижевска.
Согласно выписки из Приказа командира войсковой части 81310 от 15.09.2000 года О.С.А. с 10.11.2000 года исключается из списков личного состава указанной войсковой части, снимается с довольствия, направляется на учет в военный комиссариат г.Острова Псковской области с последующим убытием к постоянному месту жительства в г.Ижевск.
Согласно справке Объединенного военного комиссариата г.Острова Псковской области N от 14.03.2001 года О.С.А. проходил военную службу в ВС с 30.08.1976 года по 10.11.2000 года; уволен в запас по статье 51 пункту 2 подпункту "А" в связи с организационно-штатными мероприятиями; выслуга лет в календарном исчислении составляет 24 года 2 месяца 11 дней.
23.10.2000 года О.С.А. выдано удостоверение N на право пользования льготами, предусмотренных Законом РФ "О статусе военнослужащих", Законом РФ "О ветеранах". (гражданское дело Октябрьского районного суда г.Ижевска N2-1132/2010, л.д.41).
Согласно справке о составе семьи от 21.03.2001 года, выданной домоуправлением N отделения морской инженерной службы Министерства обороны РФ (в тексте 1987 ОМИС), О.С.А. проживает по адресу: "адрес", в составе семьи: супруга О.Е.Г. сын О.П.С.
Согласно выписке из домовой книги от 21.03.2001 года, письма ГУ 1987 ОМИС от 16.12.2008 года (л.д.16), О.С.А., его супруга О.Е.Г., сын О.П.С. зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу с 21.10.1987 года на основании ордера N601, выданного 19.10.1987 года государственным учреждением "1987 отделение морской инженерной службы" (ГУ 1987 ОМИС).
02.04.2001 года О.С.А. обратился в Октябрьский РВК г.Ижевска с заявлением о принятии на учет на получение жилой площади в г.Ижевске, указывая местом своего жительства на момент подачи заявления жилое помещение по адресу: "адрес"; и состав семьи: супруга О.Е.Г., сын О.П.С., 1982 г.р..
14.05.2001 года О.С.А. подал в Октябрьский РВК г.Ижевска заявление (вх.N198) о включении его в состав кандидатов на участие в президентской программе "Государственный жилищные сертификаты" и о выдаче сертификата для приобретения жилья в г.Ижевске, указывая в состав семьи супругу О.Е.Г. и сына О.П.С.
С 13.04.2001 года О.С.А. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в Администрации г.Ижевска как лицо, уволенное с военной службы.
С 27.05.2003 года О.С.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес", у матери, что подтверждается копией свидетельства (гражданское дело Октябрьского районного суда г.Ижевска N2-4630/2011, л.д.8).
С 13.05.2005 года О.С.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение О.С.А. не принадлежит.
18.05.2005 года О.С.А. снялся с регистрационного учета по адресу: "адрес", лицевой счет на указанную квартиру переоформлен на О.П.С ... (л.д.16).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 09.04.2012 года собственником квартиры по адресу: "адрес" 02.04.2012 года является К.Е.И. на основании договора купли-продажи от 27.03.2012 года. (л.д.18).
07.12.2005 года зарегистрировано прекращение брака между О.С.А. и О.Е.Г. на основании решения Островского городского суда Псковской области от 12.08.1996 года о расторжении брака. (л.д.15).
В 2001, 2007 году истец обращался в Администрацию г.Ижевска с заявлениями о включении его в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", что следует из решения Октябрьского районного суда г.Ижевска от 30.03.2010 года.
О.С.А. был включен в сводный список участников указанной подпрограммы на 2008 год.
В 2009 году Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики ему отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием в учетном деле справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.
Решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 30.03.2010 года иск О.С.А. к Администрации г.Ижевска о признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по его выдаче истцу оставлен без удовлетворения по тем основаниям, что право на получение сертификата в 2008 году не может быть реализовано, о включении в список на получение сертификата в 2010 году в соответствии с установленным порядком не обращался, в список на получение государственного жилищного сертификата в 2010 году он не включен.
В 2011 году О.С.А. исключен из списков очередников на получение жилых помещений (ГЖС) по мотивам непредставления необходимых документов, что следует из письма Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска от 12.07.2011 года N1537-ж. (гражданское дело Октябрьского районного суда г.Ижевска N2-4630/2011, л.д.7).
14.10.2011 года О-на обратился в суд с иском к Управлению муниципального жилья Администрации г.Ижевска, Минстрою УР с требованиями о признании незаконным исключения его из списков на получение жилых помещений (ГЖС), о восстановлении в очереди на получение жилых помещений (ГЖС), о признании права на получение ГЖС в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище". (дело N2-4630/2011, л.д.2-5).
Решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 20.12.2011 года исковые требования О.С.А. удовлетворены частично; признано незаконным исключение О.С.А. из очереди на получение жилых помещений по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище"на 2011-2015"; возложена обязанность на Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска восстановить О.С.А. в очереди. Иск в части требований О.С.А. к Управлению муниципального жилья Администрации г.Ижевска о признании права на получение ГЖС и в части требований к ответчику Минстрою УР оставлен без удовлетворения. Указанное решение суда не обжаловано и вступило в законную силу 10.01.2012 года. (л.д.30-33).
На основании вышеуказанного решения суда О.С.А. восстановлен в очереди граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; на 01.01.2012 года его порядковый номер - N7 (жилищное дело N203), что следует из письма Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска исх.N452-ж от 22.03.2012 г. (л.д.19).
23.07.2013 года О.С.А. обратился в Администрацию г.Ижевска с заявлением (вх.N11-20/2420) об обеспечении его жилым помещением в текущем году в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. (учетное дело). Заявление оформлено им по форме, предусмотренной Приложением N2 к Порядку обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской республике, утвержденным Указом Президента Удмуртской республики от 17.10.2011 года N205.
Письмом от 24.07.2013 года исх.N11-20/2420 Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска сообщило О.С.А., что ему отказано во включении в "Список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями на текущий 2013 год" по причине непредоставления справки квартирно-эксплуатационного органа по последнему месту военной службы о сдаче жилья, справки квартирно-эксплуатационного органа по последнему месту военной службы о неполучении государственного жилищного сертификата. (л.д.20).
02.10.2013 года О.С.А. обратился в Администрацию г.Ижевска с заявлением об обеспечении его жилым помещением в текущем (2013) году в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. (л.д.9). Заявление оформлено им по форме, предусмотренной Приложением N2 к Порядку обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской республике.
Письмом от 03.10.2013 года исх.N1479-ж Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска сообщило О.С.А., что ему отказано во включении в "Список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями на текущий 2013 год" по причине не предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа по последнему месту военной службы о сдаче жилья. (л.д.10).
04.10.2013 года О.С.А. обратился в суд с рассматриваемым заявлением об оспаривании действий Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска.
С 07.02.2013 года О.С.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", что подтверждается копией паспорта (л.д.22). Собственником указанного жилого помещения не является.
Указанные обстоятельства следуют из материалов настоящего дела, материалов ранее рассмотренных Октябрьским районным судом г.Ижевска гражданских дел NN 2-1132/2010, 2-4630/2011 с участием О.С.А., Администрации г.Ижевска, решений по указанным делам, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами, сторонами не оспариваются.
Разрешая заявление О.С.А. в порядке ст.25 ГПК РФ, суд 1 инстанции пришёл к выводу о том, что заявитель имеет право на обеспечение жилым помещением в избранном им месте жительства как лицо, уволенное военной службы; отсутствие справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту службы не является основанием для отказа в предоставлении жилья или единовременное денежной выплаты для приобретения или строительства жилья; отказ Администрации г.Ижевска во включении О.С.А. в список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилым помещением в 2013 году, является незаконным.
Данные выводы суда 1 инстанции основаны на правильном применении норм материального права и правильной оценке обстоятельств, установленных по делу, и представленных доказательств.
Так, согласно абзаца 1 пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действующей на момент увольнения О.С.А. с военной службы), военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета:
а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно - исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно - штатными мероприятиями. (п.6 указанных Правил).
Избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел является основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (пп. "и" пункта 7 указанных Правил).
Основанием признания избранного постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел является приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.(п.7 Правил).
Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. (п.8 Правил).
В силу статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2005 года.
В новой редакции этого Федерального закона, установлено, что обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов (п. 14 ст. 15).
С 01.01.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", согласно пункту 1 статьи 4 которого гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона).
Как следует из материалов дела, при увольнении с военной службой О.С.А. избрал местом своего жительства город Ижевск.
В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, был принят на учет нуждающихся в жилом помещении в Администрации г.Ижевска.
На момент рассмотрения настоящего спора О.С.А. жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен, государственный жилищный сертификат не получал, с 2001 года состоит на учёте в органе местного самоуправления по избранному месту жительства - в Администрации города Ижевска как гражданин, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, нуждающийся в жилом помещении в избранном месте жительства, и с учета нуждающихся в жилом помещении не снят.
В период нахождения на учете нуждающихся в жилом помещении О.С.А. подавал заявления о включении в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и о выдаче ему государственного жилищного сертификата, что следует из решения Октябрьского районного суда г.Ижевска от 20.12.2011 года, которым исковые требования О.С.А. частично было удовлетворены и признано незаконным исключение О.С.А. из очереди на получение жилых помещений по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище"на 2011-2015"; возложена обязанность на Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска восстановить О.С.А. в очереди. Государственный жилищный сертификат О.С.А. не выдавался.
Таким образом, исходя из п.1 ст.4 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", О.С.А., изъявлявший желание получить ГЖС, с 01.01.2011 года может быть обеспечен жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 года N342-ФЗ).
Согласно п.2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 года N342-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
С 13.08.2011 года действует Закон УР от 13.07.2011 N 41-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республике", согласно которому органам местного самоуправления городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, в частности органам местного самоуправления муниципальных образований "Город Глазов", "Город Ижевск", "Город Можга", переданы государственные полномочия Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, предусмотренных статьей 2 Закона, в том числе граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (п.1 ст.2):
1) предоставление на территории Удмуртской Республики жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление на территории Удмуртской Республики жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. (статья 1 Закона N41-РЗ).
Согласно ст.8 Закона УР N41-РЗ:
1. Финансовые средства для обеспечения отдельных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций.
2. Органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия за счет средств, поступающих в бюджет муниципального образования из бюджета Удмуртской Республики, источником финансового обеспечения которых являются в том числе субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на реализацию отдельных государственных полномочий.
3. Органы местного самоуправления до 1 мая текущего года представляют в уполномоченный орган исходные данные для расчета объема субвенций, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, на очередной финансовый год и на плановый период. ( ... ).
В целях реализации Закона Удмуртской Республики от 13 июля 2011 года N 41-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республике" Президентом УР издан Указ от 17.10.2011 N 205 "О порядке обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республике".
Согласно пункта 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республике органы местного самоуправления осуществляют обеспечение жилыми помещениями граждан путем:
1) предоставления на территории Удмуртской Республики жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставления на территории Удмуртской Республики жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - выплата).
Предоставление гражданам жилых помещений или выплаты осуществляется органом местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования на обеспечение жилыми помещениями граждан (п.3).
Субвенция зачисляется на лицевой счет органа местного самоуправления, открытый в органе, уполномоченном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на перечисление средств федерального бюджета.
Предоставление гражданам жилых помещений или выплаты осуществляется при условии, что:
1) гражданин и совместно проживающие с ним члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
2) гражданином и совместно проживающими с ним членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
3) гражданином и совместно проживающими с ним членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования. (п.4).
Орган местного самоуправления в течение 30 дней с момента поступления из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования субвенции и по результатам рассмотрения документов, предусмотренных в пункте 8 настоящего Порядка, формирует по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями на текущий год (далее - список). (п.7 Порядка).
Список формируется в соответствии с хронологической последовательностью подачи гражданами документов в соответствии с настоящим Порядком.
Для включения в список гражданин представляет в орган местного самоуправления заявление об обеспечении жилыми помещениями в текущем году по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (далее - заявление). К заявлению прилагаются документы (копии документов) согласно перечню документов, представляемых для включения в список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с приложением 3 к настоящему Порядку. (п.8 Порядка).
Орган местного самоуправления принимает решение об отказе во включении гражданина в список в случае:
1) отсутствия у гражданина права на обеспечение жилым помещением в соответствии с настоящим Порядком;
2) представления гражданином недостоверных документов или наличия недостоверных сведений в представленных гражданином документах.
Решение об отказе во включении гражданина в список с указанием причины отказа направляется гражданину в письменной форме в течение 3 дней со дня его принятия. (п.13).
Согласно Приложению 3 к Порядку обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республике, в Перечень документов, представляемых для включения в список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями, включены:
1. Копии паспортов гражданина и членов его семьи (для лиц, достигших возраста 14 лет).
2. Копии свидетельств о рождении (для лиц, не достигших возраста 14 лет).
3. Копия свидетельства о заключении (расторжении) брака.
4. Решение суда об установлении юридического факта признания членом семьи.
5. Копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
6. Свидетельство о смерти (для членов семьи умершего (погибшего) гражданина).
7. Справка о составе семьи.
8. Копия поквартирной карточки или выписка из домовой книги по месту регистрации.
9. Справки (сообщения) из государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" (или его территориального подразделения) о наличии или отсутствии в собственности жилых помещений и сделках с указанными жилыми помещениями с 1991 года до 31 января 1998 года на гражданина и каждого члена его семьи.
10. Обязательство о передаче в муниципальную собственность помещения, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи, указанных в заявлении, и не имеющего обременений (в случае обеспечения гражданина и членов его семьи жилым помещением без учета имеющихся у них в собственности жилых помещений).
11. Обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения, находящегося в государственном или муниципальном жилищных фондах (в случае обеспечения гражданина и членов его семьи жилым помещением без учета жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма).
12. Договор найма (поднайма) жилого помещения (для нанимателей жилых помещений).
13. Выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения, заверенная военным комиссариатом.
14. Выписка из приказа об исключении из списков личного состава, заверенная военным комиссариатом.
15. Удостоверение на право пользования льготами, выданное по последнему месту военной службы (службы).
16. Справка из военного комиссариата об общей продолжительности военной службы (службы).
17. Справка финансовых органов воинской части о неполучении субсидии.
18. Справка квартирно-эксплуатационного органа по последнему месту военной службы (службы) о сдаче жилья для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания (за исключением граждан, проживающих в служебном жилищном фонде федерального органа исполнительной власти, из которого увольнялись такие граждане), или справка по последнему месту военной службы (службы) гражданина о непредоставлении служебного жилого помещения по последнему месту службы.
19. Справка квартирно-эксплуатационного органа по последнему месту военной службы (службы) об отсутствии забронированной жилой площади.
20. Справка квартирно-эксплуатационного органа по последнему месту военной службы (службы) о неполучении государственного жилищного сертификата.
21. Справка финансовой службы по последнему месту службы о содержании за счет средств федерального бюджета (для граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы).
Указанный перечень документов не предусматривает предоставление определенных документов в случаях, когда лицо, утрачивает право пользования жилым помещением вследствие выезда в другое место жительства, а в жилом помещении остаются проживать бывшие члены его семьи, и лицо, уволенное с военной службы, лишено возможности осуществить сдачу жилого помещения и, соответственно, получить справку о сдаче жилого помещения.
Однако, данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения (лишения) лица имеющегося у него права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы. Из материалов дела следует, что у О.С.А. жилое помещение в собственности или в пользовании по договору социального найма отсутствует.
Требование Администрации г.Ижевска о предоставлении справки о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы является незаконным, поскольку на момент подачи заявления о включении в список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями на текущий год, О.С.А. не имеет какого-либо жилого помещения для постоянного проживания, в том числе и ранее занимаемого жилого помещения по адресу: "адрес", на которое О.С.А. утратил право в 2005 году вследствие выезда из указанного жилого помещения на другое место жительства и прекращения семейных отношений с бывшими членами семьи О.Е.Г. и О.П.С., оставшимися проживать в указанном жилом помещении и, как следует из объяснений истца и материалов дела, приобрели его в собственность и в дальнейшем произвели его отчуждение.
Требование о предоставлении справки о сдаче жилого помещения не может быть исполнено О.А.С., поскольку вследствие выезда в другое место жительства и утраты права на жилое помещение О.А.С. лишён возможности сдать по причине того, что оно осталось в пользовании бывших членов семьи. На момент подачи заявления О.А.С. относится к лицам, не имеющим жилого помещения для постоянного проживания, в связи с чем отсутствуют основания для предоставления им справки о сдаче жилья.
Таким образом, суд 1 инстанции принял правильное решение об удовлетворении требований О.А.С.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 29.10.2013 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В.Солоняк
Судьи: А.В.Пономарева
Ю.В.Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.