Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Кричкер Е.В., Сентяковой Н.Н.,
при секретаре Садыковой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 24 февраля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Город Можга"
на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 12 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Ш.Н.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать постановление Администрации муниципального образования "Город Можга" от 01 ноября 2013 года N "О снятии Ш.Н.Н. с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Можга" восстановить Ш.Н.Н. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное предоставление с даты постановки на учёт 06 октября 2009 года.
Возвратить истцу из бюджета муниципального образования "Город Можга" государственную пошлину в размере 200 рублей 00 коп., уплаченную по чеку-ордеру N7 от 20 ноября 2013 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Кричкер Е.В.; выслушав объяснения представителя Администрации МО "Город Можга" С.Е.С. (доверенность N46-Д от 14 января 2014 года сроком по 31 декабря 2017 года, л.д.173), поддержавшей доводы апелляционной жалобы; объяснения Ш.Н.Н., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш.Н.Н. (далее по тексту - заявитель) обратился в суд в порядке публичного производства с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления (далее по тексту - Администрация МО "Город Можга").
Заявление мотивировал тем, что постановлением Администрации МО "Город Можга" N1418 от 06 октября 2009 года был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма. При этом за ним было признано право на внеочередное предоставление жилья, поскольку единственная квартира, предоставленная ему по договору социального найма, по адресу г. Можга, "адрес", в которой он проживал ранее с семьёй, сгорела. В связи с чем, Администрация МО "Город Можга" предоставила ему временное жилое помещение в маневренном фонде, куда он заселился один. В ходе рассмотрения гражданского дела по его иску о предоставлении ему жилого помещения, заявитель узнал, что постановлением Администрации МО "Город Можга" N от 01 ноября 2013 года, на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ), он снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе снят с учёта граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке. Заявитель считает данное постановление незаконным, поскольку в нём не указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. При этом поясняет, что 1/4 доли собственности в жилом доме, полученной им по наследству после смерти отца, в ноябре 2013 года он подарил своей сестре, которая ухаживала за родителями и проживала с ними. В связи с чем, в настоящее время он никакого жилья не имеет и проживает со своей гражданской женой в маневренном фонде. Заявитель просил суд признать незаконным и отменить постановление Администрации МО "Город Можга" N от 01 ноября 2013 года, возложить обязанность на Администрацию МО "Город Можга" восстановить его в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе в списке граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении указанных жилых помещений.
В судебном заседании Ш.Н.Н. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель Администрации МО "Город Можга" в судебном заседании требования заявителя не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация МО "Город Можга" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, в полном объёме отказав заявителю в удовлетворении заявленных им требований. При этом ссылается на незаконность и необоснованность решения суда; неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда обстоятельствам дела; нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности (ст.255 ГПК РФ).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", одним из вопросов местного значения городского округа является обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При этом пункт 3 части 1 статьи 14 ЖК РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу части 7 статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Удмуртской Республики данные правоотношения регулируются Законом УР от 19 октября 2005 года N58-РЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", а порядок признания граждан малоимущими урегулирован нормами Закона УР от 3 октября 2005 года N57-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации".
Исходя из вышеизложенных правовых норм, к вопросам местного значения города Можги как городского округа относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (п.6 ч.1 ст.8 Устава МО "Город Можга", л.д.55).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.5 ст.50 ЖК РФ).
Решением Городской думы МО "Город Можга" от 17 ноября 2005 года N17 на территории МО "Город Можга" в целях принятия на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлена учётная норма общей площади жилого помещения на одного человека в размере 10 кв.м (л.д.50).
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Ш.Н.Н., его жена Ш.Т.А. и сын Ш.Д.Н., 1981 года рождения, с 06 августа 1985 года были зарегистрированы в двухкомнатной квартире общей площадью 42,7 кв.м, расположенной по адресу: г. Можга, "адрес", находящейся в муниципальной собственности, выделенной Ш.Н.Н. по договору социального найма на основании протокола N3 заседания исполкома Можгинского городского Совета народных депутатов Удмуртской АССР от 13 февраля 1985 года (л.д. 9, 10 на обороте, 12, 13).
Согласно справке Отдела надзорной деятельности г. Можги, Можгинского и Граховского районов N345 от 12 июля 2013 года, в результате пожара 02 мая 2008 года уничтожен огнём жилой дом по адресу г. Можга, "адрес" (л.д.9).
В судебном заседании заинтересованные лица бывшая супруга заявителя - Ш.Т.А. и его сын - Ш.Д.Н. подтвердили, что ещё до пожара супруги Ш.Н.Н. прекратили совместное проживание, что не оспаривалось заявителем в суде апелляционной инстанции (л.д.110 на обороте).
Согласно паспортным данным брак заявителя Ш.Н.Н. с Ш.Т.А. расторгнут 21 апреля 2009 года (л.д.21).
21 сентября 2009 года Ш.Н.Н. обратился в Администрацию МО "Город Можга" с заявлениями о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также о признании его малоимущим как одиноко проживающего гражданина (л.д.38, 40).
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что заявитель подал вышеуказанные заявления о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях его и членов его семьи, противоречит материалам дела и установленным по делу обстоятельствам.
Постановлением Администрации МО "Город Можга" от 02 октября 2009 года N1405 Ш.Н.Н., проживающий по адресу: г. Можга, "адрес", в составе семьи - 1 человек, признан малоимущим согласно прилагаемым результатам исчисления размера доходов и стоимости имущества (л.д.44, 107).
Постановлением Администрации МО "Город Можга" от 06 октября 2009 года N1418 Ш.Н.Н. с составом семьи - 1 человек, являющийся малоимущим, признан нуждающимся в жилых помещениях, и принят на учёт граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ (л.д.42, 43).
На момент постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении Ш.Н.Н., зарегистрированный по адресу: г. Можга, "адрес", фактически проживал по адресу: г. Можга, "адрес" (впоследствии комната "адрес") на основании договора найма специализированного жилого помещения маневренного фонда N от 14 июля 2008 года (далее по тексту - договор N от 14 июля 2008 года). Данное жилое помещение предоставлено в связи с признанием его единственного жилого помещения непригодным для проживания в результате пожара (л.д.5-8).
В пункте 4 договора N от 14 июля 2008 года указано, что в качестве членов семьи нанимателя Ш.Н.Н. совместно с ним в помещение маневренного фонда вселяются Ш.Т.А. - жена и Ш.Д.Н. - сын (л.д.5).
Исходя из чего, суд первой инстанции пришёл к выводу, что помещение маневренного фонда выделено заявителю Ш.Н.Н., а также членам его семьи Ш.Т.А. и Ш.Д.Н., с чем судебная коллегия не может согласиться, поскольку данные обстоятельства опровергаются материалами дела и, в силу ст.67 ГПК РФ, являются недопустимым доказательством факта вселения Ш.Т.А. и Ш.Д.Н. в комнату маневренного фонда в качестве членов семьи заявителя.
Так, в соответствии с частью 6 статьи 100 ЖК РФ в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
Согласно части 1 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (ч.4 ст.69 ЖК РФ).
Согласно поквартирной карточке, в комнате маневренного фонда по адресу г. Можга, "адрес" с 20 марта 2012 года Ш.Н.Н. зарегистрирован один. Его бывшая жена и совершеннолетний сын в данное помещение не вселялись и в нём не регистрировались (л.д.10).
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, и учитывая установленные по делу обстоятельства, которые не оспариваются заявителем, судебная коллегия признаёт, что Ш.Н.Н. фактически один вселился и проживает в жилом помещении маневренного фонда.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что на день принятия решения о постановке заявителя на учёт нуждающихся в жилом помещении (06 октября 2009 года), в связи с утратой Ш.Т.А. и Ш.Д.Н. статуса членов семьи нанимателя, семья Ш.Н.Н. состояла из одного человека.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту - ЕГРП), на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 12 января 2000 года N, заявителю Ш.Н.Н. с 23 марта 2000 года на праве общей долевой собственности принадлежит 1/4 доли жилого дома общей площадью 46,5 кв.м, расположенного по адресу г. Можга, "адрес", а также с 10 октября 2013 года 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 723 кв.м по тому же адресу. Данные сведения были представлены заявителем в Администрацию МО "Город Можга" при подаче заявления о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, что не оспаривается участниками процесса (л.д.45, 106).
Постановлением Администрации МО "Город Можга" от 01 ноября 2013 года N Ш.Н.Н., зарегистрированный по адресу: г. Можга, "адрес", с составом семьи - 1 человек, снят с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ "выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт" (л.д.47).
Удовлетворяя требования заявителя о признании данного постановления незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе наличие у заявителя 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение не является основанием для снятия его с учёта, а также из того, что оспариваемое постановление принято с нарушением срока.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При определении уровня обеспеченности жилым помещением учитывается площадь всех видов жилых помещений: жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты (ч.1 ст.16 ЖК РФ), а также площадь жилого помещения пропорционально доле в праве собственности на жилое помещение, если гражданин является сособственником.
С учётом изложенного судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы и считает, что Ш.Н.Н. не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, т.к. на момент обращения в Администрацию МО "Город Можга" при составе семьи в одного человека он был обеспечен жилой площадью более учётной нормы. А именно, имел в собственности 11,62 кв.м, что соответствует 1/4 доли жилого дома общей площадью 46,5 кв.м. Кроме того, данная часть доли жилого дома не была учтена при решении вопроса о признании заявителя малоимущим (л.д.107).
При таких обстоятельствах, Администрация МО "Город Можга" правомерно издала постановление N от 01 ноября 2013 года о снятии Ш.Н.Н. с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которое полностью отвечает требованиям ч.2 ст.56 ЖК РФ.
Доводы заявителя о том, что в родительском доме по адресу г. Можга, "адрес" он не проживал с 1985 года, не был в нём зарегистрирован, и подарил свою долю сестре в ноябре 2013 года, не имеют правового значения для разрешения заявленного спора.
Право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета (ст.55 ЖК РФ).
В соответствии с п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учёт, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений (ч.2 ст.56 ЖК РФ).
Обстоятельства совершения неправомерных действий должностным лицом Администрации МО "Город Можга" при постановке Ш.Н.Н. на учёт были выявлены во время служебного расследования 16 октября 2013 года, а постановление N издано 01 ноября 2013 года.
Таким образом, срок, предусмотренный ч.2 ст.56 ЖК РФ, при принятии оспариваемого постановления Администрацией МО "Город Можга" соблюдён. Следовательно, суд не верно исчислил данный срок со дня предоставления заявителем первой выписки из ЕГРП.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия признаёт, что суд первой инстанции не правильно применил нормы материального права, что в том числе повлекло несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и принятие не верного решения. В связи с чем, в силу ч.1 ст.330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 12 декабря 2013 года отменить,
принять по делу новое решение, которым требования Ш.Н.Н. о признании незаконным и отмене постановления Администрации муниципального образования "Город Можга" N от 01 ноября 2013 года и восстановлении его в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и в списке граждан, имеющих право на внеочередное предоставление данных жилых помещений, оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Администрации МО "Город Можга" удовлетворить.
Председательствующий судья: Полушкин А.В.
Судьи: Кричкер Е.В.
Сентякова Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.