Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров Андрей Иванович, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 03 марта 2014 года жалобу защитника Кутдузова Н. Р. - Рогожиной М. А.
на решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 09 января 2014 года, которым постановление Административной комиссии при Администрации г. Ижевска N от 13 ноября 2013 года о привлечении к административной ответственности по ст. 11.4 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" Кутдузова Н. Р., оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛ:
Административной комиссией при Администрации г. Ижевска 13 ноября 2013 года в отношении директора ООО "Единая управляющая компания" Кутдузова Н.Р. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.4 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты"
Не согласившись с принятым по делу постановлением, защитник Кутдузова Н.Р. - Клюкин А.В. обратился с жалобой в Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Судья постановил указанное решение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, защитник Кутдузова Н.Р. - Рогожина М.А. просит отменить принятое по делу решение. В обоснование жалобы приводит следующие доводы:
- ООО "Единая УК" заключен договор с ООО "Системы Экологической Безопасности" на оказание услуг по сбору, вывозу ТБО, то есть Кутдузов Н.Р. не совершал вмененные ему нарушения.
- При проведении проверки Административной комиссией при Администрации г. Ижевска допущены нарушения ФЗ N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
- Акты осмотра оформлены с нарушениями требований законодательства, понятые не привлекались, представитель общества не присутствовал при проведении осмотра.
- Протокол по делу об административном правонарушении, в нарушение требований ст. 28.5 КоАП РФ составлен 15.10.2013 года, в то время, когда правонарушение было выявлено 20.09.2013 года.
- Кутдузов Н.Р. не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела.
- График вывоза ТБО и уборки территории не может быть составлен без разрешения собственников многоквартирных домов, более частый вывоз мусора требует финансирования.
- Органы местного самоуправления не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере государственного экологического контроля.
Проверив представленные материалы дела, прихожу к выводу о законности принятых по делу постановления и решения.
Согласно ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:
- установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
- организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
- определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;
- создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
- определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
- регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 3 Закона УР от 13.10.2011 года N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" настоящим Законом осуществляется правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения в пределах полномочий Удмуртской Республики, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ст. 11.4 приведенного Закона установлено, что нарушение установленных муниципальными правовыми актами сроков и порядка проведения работ по сбору, временному хранению и вывозу отходов производства и потребления, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно:
неисполнение лицом, у которого образуются отходы производства и потребления, требований по организации сбора, временного хранения и вывоза отходов на санкционированный объект размещения своими силами или по договору со специализированной организацией;
несоблюдение требований по оборудованию площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов, в том числе несоответствие оборудования контейнерной площадки установленному органами местного самоуправления образцу;
отсутствие информации на ограждении площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов о лице, ее использующем;
размещение крупногабаритного мусора за пределами площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов;
нахождение контейнеров для отходов за пределами оборудованной площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов;
складирование строительных отходов на площадке (контейнерной площадке) для сбора отходов, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Городской думы г. Ижевска от 28.06.2012 года N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 10.2.1.1 Правил сбор отходов у объектов, перечисленных в п. 10.2.1 настоящих Правил, производится в:
- урны;
- контейнеры для отходов, установленные на оборудованных площадках;
- специальный автотранспорт, работающий по установленному графику.
В соответствии с п. 10.2.1.2 Правил контейнеры для отходов должны находиться на оборудованной площадке (контейнерной площадке) для сбора отходов.
Размещение контейнерной площадки осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Контейнерные площадки должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие и быть оборудованы бордюрами (обваловка) высотой не менее 10 см для исключения возможности скатывания контейнеров в сторону и стока ливневых вод с площадок на внутридворовую территорию; освещены, иметь с трех сторон глухое ограждение высотой 1,5 - 2,0 м; иметь удобные пути для подъезда машин и подхода жителей и должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. С целью защиты от атмосферных осадков в конструкции контейнерной площадки должен быть предусмотрен навес. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам).
На ограждении контейнерной площадки должны быть установлены информационные щиты (таблички) об организации, осуществляющей управление жилищным фондом и использующей данную контейнерную площадку. Контейнеры должны иметь надписи с указанием информации о владельце контейнера, соответствующая информация должна быть нанесена на каждой стороне контейнера.
В составе контейнерной площадки организуется отсек для сбора крупногабаритного мусора, отделенный от площадки для сбора твердых бытовых отходов ограждением. Не допускается нахождение крупногабаритного мусора за пределами отсека для сбора крупногабаритного мусора, а также площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов.
Согласно п. 10.2.1.5 Правил все юридические и физические лица - собственники зданий, строений и временных сооружений, а также владеющие или управляющие данным имуществом по основанию, предусмотренному законодательством или договором, обязаны:
- обеспечивать чистоту на площадке по сбору отходов;
- очищать до основания от снега территорию площадок по сбору отходов;
- обеспечивать исправность, чистоту и покраску мусорных контейнеров, наличие информации о владельце контейнера;
- установить напротив зданий, строений и временных сооружений урны для мусора с промежутками между ними не более 30 метров, обеспечить их очистку и не реже одного раза в месяц - промывание и дезинфекцию;
- в весенне-летний период проводить дезинфекцию контейнеров;
- контролировать соблюдение графика вывоза мусора, не допускать переполнения мусорных контейнеров;
- при размещении контейнерной площадки на землях, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Ижевск", обязаны предоставить в Администрацию соответствующего района города Ижевска в течение пяти рабочих дней следующую информацию:
- для юридических лиц - полное наименование, место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, место жительства;
- сведения о месте расположения контейнерной площадки;
- сведения о количестве используемых контейнеров;
- сведения о юридических (физических) лицах, индивидуальных предпринимателях, использующих данную контейнерную площадку.
В соответствии с п. 10.2.1.14 Правил ответственность за сбор и вывоз отходов с территории жилых многоквартирных домов возлагается на лицо (юридическое или физическое), которое осуществляет функции управления данным многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что секретарем административной комиссии при Администрации г. Ижевска в отношении должностного лица - директора ООО "Единая Управляющая Компания" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 11.4 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года N 57-РЗ.
Проверкой, которая проводилась ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на контейнерной площадке для сбора отходов, расположенной с западной стороны "адрес" допущены нарушения требований п. 10.2.1.1, п. 10.2.1.2, п. 10.2.1.5,
п. 10.2.1.14 Правил. Контейнеры для сбора отходов находятся за пределами оборудованной площадки для сбора отходов; один контейнер для сбора отходов переполнен мусором, крупногабаритный груз находится за пределами отсека для сбора крупногабаритного мусора, а также за пределами контейнерной площадки, не обеспечена чистота на контейнерной площадке для сбора отходов; мусор находится на асфальтовом покрытии, на водонепроницаемом покрытии площадки для сбора отходов, на котором должны находиться контейнеры для сбора мусора.
При повторном осмотре, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с "данные изъяты" зафиксировано, что все нарушения не устранены, все три контейнера переполнены мусором.
Указанные нарушения свидетельствуют о невыполнении приведенных требований Правил, что влечет наступление административной ответственности по ст. 11.4 Закона УР от 13.10.2011 года N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Нахожу, что Административной комиссией при Администрации г. Ижевска и судьей районного суда сделан обоснованный вывод о виновности Кутдузова Н.Р. в совершении вмененного административного правонарушения.
Кутдузов Н.Р. является должностным лицом, директором ООО "Единая Управляющая Компания". Территория, на которой находятся мусорные контейнеры относится к домам, управление которыми осуществляет ООО "Единая Управляющая Компания".
Кутдузов Н.Р. не предпринял достаточных мер по организации и использованию контейнерной площадки, допустил нарушение Правил благоустройства.
Виновность Кутдузова Н.Р. подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15 октября 2013 года, актами осмотра территории (объекта) от "данные изъяты", которые оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Кроме того, факт допущения вмененных нарушений Правил благоустройства заявителем не оспаривается.
Довод заявителя о том, что ООО "Единая УК" заключен договор с ООО "Системы Экологической Безопасности" на оказание услуг по сбору, вывозу ТБО не может быть принят во внимание, поскольку заключение указанного договора не освобождает Кутдузова Н.Р. от ответственности за несоблюдение требований Правил благоустройства и обязанности принимать меры по надлежащей организации и использованию контейнерной площадки.
Довод заявителя о том, что при проведении проверки Административной комиссией допущены нарушения ФЗ N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подлежит отклонению.
Положения указанного закона не применимы к спорным правоотношениям в силу требований п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которым положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Довод заявителя о том, что акты осмотра оформлены с нарушениями требований законодательства, понятые не привлекались, представитель общества не присутствовал при осмотре, подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Из буквального толкования ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ следует, что данная норма применяется только при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей.
Между тем, ООО "Единая Управляющая Компания" не является собственником осматриваемых территорий, то есть положения приведенной нормы в данном случае не применимы.
Довод заявителя о том, что протокол по делу, в нарушение требований ст. 28.5 КоАП РФ составлен 15.10.2013 года, в то время, когда правонарушение было выявлено 20.09.2013 года не может послужить основанием для отмены принятых по делу постановления и решения.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Довод заявителя о том, что Кутдузов Н.Р. не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела противоречит имеющимся в деле доказательствам.
В материалах дела содержится извещение от 25 сентября 2013 года, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое получено лично Кутдузовым Н.Р. 04 октября 2013 года, о чем имеется его подпись в уведомлении о вручении. Кутдузов Н.Р. также извещался о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, направил своего защитника, который присутствовал при рассмотрении дела.
Довод заявителя о том, что график вывоза ТБО и уборки территории не может быть составлен без разрешения собственников многоквартирных домов не может послужить основанием для освобождения Кутдузова Н.Р. от административной ответственности.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что управляющей компанией инициировалось общее собрание собственников жилья в многоквартирном доме по вопросу изменения графика вывоза ТБО и уборки территории, то есть какие-либо действия, которые могли бы свидетельствовать о принятии мер, направленных на соблюдение требований Правил не усматривается.
Довод заявителя о том, что органы местного самоуправления не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере государственного экологического контроля также подлежит отклонению.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено Административной комиссией при Администрации г. Ижевска.
В соответствии со ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:
- создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
- определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона УР от 13.10.2011 года N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4 - 8, 11.1 - 18, частями 3 и 4 статьи 19, статьями 21, 23, 26 настоящего Закона.
Таким образом, Административная комиссия при Администрации г. Ижевска наделена полномочиями по рассмотрению дела.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемых постановления и решения жалоба заявителя не содержит.
Наказание назначено в пределах санкции статьи, в минимальном размере.
Каких-либо процессуальных нарушений при рассмотрении дела Административной комиссией при Администрации г. Ижевска и судьей районного суда не допущено.
Таким образом, постановление и решение подлежат оставлению без изменения, а жалоба заявителя без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление Административной комиссии при Администрации г. Ижевска от 13 ноября 2013 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 9 января 2014 года оставить без изменения, жалобу защитника Кутдузова Н. Р. - Рогожиной М. А. - без удовлетворения.
Судья А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.