Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Гришиной Г.Н. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 13 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Коврове Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 5 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Пономарева А. В. удовлетворить.
Включить Пономареву А.В. в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период **** с **** по ****.
Обязать ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коврове" произвести перерасчет размера назначенной Пономареву А.В. трудовой пенсии с учетом данного периода с ****.
В удовлетворении требований о возложении на ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коврове" обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии с **** с применением стажа на соответствующих видах работ с учетом периода **** и взыскании недополученной пенсии с индексацией на день принятия судом решения Пономарева А.В. отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Коврове Лозъяновой М.А., просившей об отмене решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пономарев А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городе Коврове Владимирской области об обязании включить период **** с **** по **** в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 1, а также просил произвести перерасчет указанной пенсии с **** с учетом индексации.
В обоснование своих требований указал, что является получателем досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 1 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, при назначении которой в его специальный стаж не был включен спорный период прохождения им ****. Полагает, что исключение указанного периода из специального стажа является незаконным, поскольку включение времени прохождения службы при исчислении специального стажа было предусмотрено ранее действовавшим законодательством.
В судебном заседании истец Пономарев А.В. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Коврове Владимирской области Лозьянова М.А. исковые требования не признала, указывая на то, что включение спорного периода **** в специальный стаж не предусмотрено действующим законодательством, а также ранее принятыми актами. Просила в удовлетворении заявленных истцом требований отказать, при этом просила принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Пономарева А.В.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Коврове Владимирской области ставит вопрос об отмене решения в части включения в специальный стаж периода **** с **** по **** и в части возложения обязанности по перерасчету размера назначенной Пономареву А.В. трудовой пенсии с ****, считая его незаконным, постановленным с нарушением норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, с учетом представленных возражений, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований о перерасчете досрочной трудовой пенсии по старости с **** и взыскании недополученной пенсии с учетом индексации на день принятия судом решения, лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ Судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.
Рассматривая заявленные Пономаревым А.В. требования в оспариваемой части, суд первой инстанции, с учетом анализа представленных доказательств, правильно исходил из возможности применения к спорным правоотношениям положений ранее действовавшего законодательства, регламентировавшего порядок исчисления общего стажа и стажа на льготной работе.
Статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости до достижения возраста, установленного ст. 7 указанного ФЗ - мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Согласно п. 2 ст. 28.1 указанного Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям, и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный пп. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 9 п. 1 ст. 28 настоящего Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии уменьшается на 5 лет.
Таким образом, мужчины, выработавшие специальный стаж необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ с соблюдение требований, установленных п. 2 ст. 28.1 данного Федерального закона, имеют право на досрочную пенсию с двойным понижением пенсионного возраста - по достижении 45 лет.
Судом установлено, что Пономарев А.В. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по Списку N 1 с учетом ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ с ****.
Пенсия истцу установлена в связи с достижением на дату ее назначения 45-летнего возраста, при наличии общего трудового стажа 19 лет 7 месяцев 2 дня, специального стажа по Списку N 1 15 лет 1 месяц 22 дня.
В соответствии с данными о страховом стаже Пономарева А.В., представленными в суд апелляционной инстанции, при оценке пенсионных прав истца по состоянию на ****, определен следующий размер стажа: страховой стаж - 30 лет 4 месяца 11 дней, специальный стаж по Списку N 1 - 22 года 8 месяцев 14 дней.
Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрен порядок сохранения и конвертации пенсионных прав, приобретенных ранее. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал в соответствии со статьей 30 указанного Закона.
В силу пункта 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Согласно записям в военном билете истца в период с **** по **** он проходил ****.
При назначении истцу пенсии по Списку N 1 в специальный стаж последнего не был включен период ****, данный факт ответчиком не оспаривается.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Следовательно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.Согласно подпункту "к" п. 109 названного Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590 и действовавшего в период прохождения истцом ****, при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов дела видно, что в периоды с **** по ****, то есть, после окончания ****, Пономарев А.В. работал **** и **** на ****.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что периоды работы истца после прохождения **** включены в его специальный стаж по Списку N 1.
Таким образом, после окончания **** Пономарев А.В. был занят на работах, которые подлежат включению в стаж для назначения пенсии по Списку **** в связи с занятостью на подземных работах. Следовательно, время прохождения истцом **** также подлежит включению в указанный стаж.
Действовавшее в период прохождения истцом **** правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах, у ответчика не имелось оснований для исключения спорного периода прохождения истцом **** из стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости по Списку N 1.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерация" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
Принимая во внимание, что с заявлением о перерасчете трудовой пенсии Пономарев А.В. обратился к ответчику ****, суд первой инстанции правильно возложил на ответчика обязанность по перерасчету пенсии с ****.
Довод жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца, поскольку ранее действовавшим и вновь принятым пенсионным законодательством включение спорного периода **** в специальный стаж по Списку N 1 не предусмотрено, судебная коллегия полагает несостоятельным.
Указанный ответчиком довод противоречит положениям ранее действовавшего Постановления Совмина СССР "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" от 3 августа 1972 года N590, которым установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции, приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (п. 3, 4 ст. 30) установлено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются также служба в Вооруженных Силах бывшего СССР.
В силу п. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерация" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
При этом пункт 12 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерация" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ допускает при оценке пенсионных прав граждан применять порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, лица, имеющие право на досрочную трудовую пенсию согласно п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерация" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, в том числе лица, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, вправе требовать проведение оценки их пенсионных прав с учетом специального стажа и подсчет этого стажа может производиться с учетом законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
Применение к спорным правоотношениям ранее действовавшего законодательства соответствует также позиции Верховного Суда РФ, указанной в абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" от 11 декабря 2012 года N 30.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец относится к лицам, на которых распространяются положения п. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерация" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, в связи с чем, Пономарев А.В. вправе требовать восстановления нарушенного права на включение периода прохождения им **** в специальный стаж.
При рассмотрении апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Коврове Лозъянова М.А. подтвердила, что конвертация пенсионный прав истца в расчетный пенсионный капитал осуществлена в порядке, установленном п. 3 ст. 30 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", с применением стажа на соответствующих видах работ (по специальному стажу).
В соответствии с п. 10 вышеуказанного закона, под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статьи 27.1 Федерального Закона N 173-ФЗ.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что период **** может включаться в стаж только для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости, а не для ее расчета (перерасчета), судебная коллегия считает ошибочным, основанным на неверном толковании положений Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Установление специального стажа пенсионера (застрахованного лица) на дату назначения ему пенсии не является окончательным, поскольку при его подсчете могут быть допущены ошибки или не учтены отдельные обстоятельства работы. Кроме того, органу назначающему пенсию и/или лицу, претендующему на пенсию, могут быть известны не все обстоятельства, влияющие на пенсионные права последнего. Данные обстоятельства могут быть учтены в дальнейшем, при поступлении ранее не имевшихся в распоряжении участников пенсионных правоотношений документов либо по иным причинам, путем перерасчета назначенной пенсии.
Иной подходе к оценке пенсионных прав пенсионеров (застрахованных лиц) означает необоснованное ограничение их права на социальное обеспечение по возрасту, закрепленное в Конституции РФ (ст. 39), а также прямо противоречит положениям пенсионного законодательства (ст. 20, п.п. 1 п. 1 ст. 27, п. 2 ст. 28.1, п. 9, 12 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ).
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы фактически сводятся к возражениям на исковые требования, а также к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, при этом выводов суда не опровергают, поэтому не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 5 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Коврове районе Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Судакова Р.Е.
Судьи: Гришина Г.Н.
Емельянова О.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.