Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 11 февраля 2014 г. по делу N 33-59/2014
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Гордиенко Ю.А., судей Минашкина А.Н. и Антонова А.Г., при секретаре Щербаковой Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Горенского А.В. об оспаривании действий начальника " ... " отдела Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ), связанных со снятием с учёта нуждающихся в жилых помещениях, по апелляционной жалобе заявителя на решение Читинского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Антонова А.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражений, выступление заявителя Горенского А.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Горенский обратился с заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу в войсковой части 00000. С 2010 года он и трое членов его семьи состояли на учёте нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства. Решением начальника " ... " отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 22 ноября 2013 года "N" он и члены его семьи были сняты с указанного учёта.
Полагая указанные действия названного должностного лица незаконными, Горенский просил суд признать их таковыми, обязав начальника " ... " отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ восстановить его в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2013 года в удовлетворении заявления Горенского отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда ввиду его незаконности и необоснованности, просит данное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований, приводя в обоснование следующие доводы.
Так, ссылаясь на действующее законодательство, автор жалобы утверждает, что отчужденная им в 2002 году доля жилого помещения, находившаяся у него в собственности ( 00.0 кв. м.) не должна учитываться при принятии решения о постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении, поскольку с момента дарения им указанной доли прошло 5 лет.
При этом, по его мнению, суд при вынесении решения ошибочно сослался на п. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", где говорится о перемене места жительства увольняемого военнослужащего, поскольку он, Горенский, не уволен с военной службы и места жительства не менял.
Помимо этого заявитель в жалобе обращает внимание, что решение о снятии с учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, должно быть принято не позднее чем в течение 30 дней с момента выявления обстоятельств, послуживших основанием к этому. Между тем, должностным лицам управления жилищного обеспечения, исходя из направленного сообщения, стало известно о факте дарения в 2002 году доли в праве собственности на квартиру 4 сентября 2013 года, однако решение о снятии с учета принято лишь 22 ноября 2013 года. При этом заявитель указывает, что данное обстоятельство не было заявлено им в суде первой инстанции, так как доказательства этого факта стали ему известны непосредственно в судебном заседании из представленных ФГКУ "Востокрегионжилье" возражений.
Таким образом, как утверждает в жалобе Горенский, он не может быть исключен из реестра нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, поскольку, как на момент признания его нуждающимся, так и в настоящее время имеет на праве пользования 00.0 кв. м. общей площади жилого помещения, в котором он прописан и проживает как член семьи собственника, являясь его родителем, то есть обеспечен жилым помещением менее учетной нормы.
Начальник ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по " ... " краю", начальник ФГКУ " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ и начальник " ... " отдела ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях, выслушав автора жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями, а также улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При этом согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как следует из ч. 7 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.
В указанных Правилах учета урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) в соответствии с подп. "а" п. 10 Правил учета является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подп. "а" п. 10 Правил учета допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
В соответствии с подп. "в" п. 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии с подп. "ж" п. 44 Правил обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам, за исключением реализации ими права на жилище путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Из договора на передачу квартиры в собственность граждан от 13 апреля 1994 года усматривается, что квартира, расположенная по "адрес", передана комитетом по управлению имуществом городской администрации города " ... " безвозмездно в совместную собственность Горенскому А.В., его матери Г.Л., и его сестре Г.Т. (л.д. 41).
Как видно из договора дарения доли в праве собственности квартиры Горенский А.В. в 2002 году добровольно подарил свою 1/3 доли в праве собственности данной квартиры ( 00.0 кв. м.) Г.Л., которая приняла её в дар (л.д. 42).
Согласно сообщению начальника " ... " отдела ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 5 февраля 2014 года N 09-11/381 Горенскому 4 февраля 2003 года выдан служебный ордер "N" на вселение в жилое помещение, расположенное по "адрес".
Из копии лицевого счёта ООО УК " " ... "" от 7 мая 2013 года следует, что Горенский А.В. проживает в квартире, расположенной по "адрес", общей площадью 00.0 кв.м., которая принадлежит согласно свидетельствам о государственной регистрации прав от 28 июля 2008 года на жилое помещение в равных долях двум его детям и бывшей супруге (л.д. 29).
При этом, как усматривается из согласия от 8 октября 2007 года Горенский А.В. добровольно отказался от своего права на приватизацию указанной квартиры.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как видно из содержания названной нормы права, приватизация жилого помещения возможна только при обязательном согласии на приватизацию всех совершеннолетних членов семьи нанимателя (ч. 4 ст. 69 ЖК РФ). Данная норма права не устанавливает каких-либо исключений для проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе и для тех, кто ранее участвовал в приватизации другого жилого помещения.
Следовательно, за членом семьи собственника приватизированного жилого помещения, реализовавшим свое право на бесплатную приватизацию, сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было его согласие. Данное право пользования жилым помещением сохраняется за членом семьи собственника и при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что Горенский, дав добровольное согласие на приватизацию членам его семьи благоустроенного жилого помещения, расположенного по "адрес", общей площадью 00.0 кв.м. в настоящее время сохраняет имеющее бессрочный характер право пользования указанным помещением, и на него приходиться 00,0/0= 00.0 кв.м. общей площади жилого помещения.
Как усматривается из сообщения начальника " ... " отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 3 июня 2013 года N 09-12/2020 Горенский А.В. с 2 августа 2010 года с составом семьи 4 человека состоял на учете нуждающихся в собственности жилым помещением по договору социального найма, по избранному месту жительства " ... ".
В соответствии с решением городского собрания " ... " от 24 июня 2010 года N 51 с изменениями на 27 января 2011 года учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в городе " ... " составляет 10 и менее квадратных метров - для граждан, проживающих в отдельных квартирах.
Поскольку Горенский обеспечен государством, в том числе и по линии Министерства обороны РФ жильем по установленным нормам ( 00.0+ 00.0 = 00.0 кв. м), он может быть признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства только после передачи его в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном ст. 9.1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", либо в случае приобретения жилья по избранному им месту жительства посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, с последующим безвозмездным отчуждением имеющегося у него по месту военной службы жилого помещения.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Горенский воспользовался правом на обеспечение жильем путем получения ГЖС, а также, что им было дано обязательство о сдаче жилья либо приняты меры по передаче его в государственную или муниципальную собственность, из материалов дела не усматривается. Не представлены доказательства об этом заявителем и в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что действия должностного лица, связанные со снятием заявителя с учета нуждающихся в получении жилья по избранному им месту жительства права Горенского не нарушают, является правильным, не согласиться с которым оснований не имеется.
Довод же заявителя о том, что отчужденная им в 2002 году жилая площадь не должна учитываться при признании его нуждающимся в получении жилья, так как с момента ее отчуждения прошло более 5 лет, суд находит не состоятельным, поскольку данное жилое помещение было предоставлено Горенскому государством по договору социального найма, а поэтому к нему не могут применяться положения ст. 53 ЖК РФ.
Что же касается довода Горенского о том, что должностное лицо приняло решение о снятии его с учета по истечении 30 дней с момента выявления оснований, послуживших для этого, то он на правомерность принятого начальником " ... " отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ решения не влияет, поскольку положение п. 2 ст. 56 ЖК РФ определяет лишь обязанность должностного лица произвести необходимые действия в установленный срок. Вместе с тем оно не запрещает должностному лицу принять решение после его истечения.
Таким образом, с учетом изложенного, все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного решения, вопреки доводам апелляционной жалобы, не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2013 года по гражданскому делу по заявлению Горенского А.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.