Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 13 февраля 2014 г. по делу N 33-65/2014
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи - председательствующего Турищева И.В., судей Кулибабы Г.Л. и Романенко Д.А., при секретаре Аюшееве А.Д., рассмотрел 13 февраля 2014 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 прапорщика запаса Ермолиной Е.В. об оспаривании действий командующего войсками " ... " военного округа (далее - командующий войсками " ... ") и командира войсковой части 00000, связанных с исключением из списка личного состава части, по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю") Р. на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 27 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Турищева И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры " ... " военного округа Гениатулиной З.Д., полагавшей необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Ермолина Е.В. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что с 9 июля 2009 года по 6 июня 2013 года она проходила военную службу по контракту в войсковой части 00000.
Приказом командира войсковой части 00000 от 4 февраля 2011 года "N" она была досрочно уволена с военной службы в запас по состоянию здоровья. При этом в отношении неё командованием был нарушен установленный порядок увольнения с военной службы. В частности, ей не был выдан обходной лист, на момент исключения из списка личного состава части она находилась в основном отпуске за 2013 год, а также не была ознакомлена с расчётом выслуги лет. Кроме того, ей не была выплачена денежная компенсация за неиспользованное санаторно-курортное лечение в оздоровительных лагерях на детей школьного возраста за 2011 год.
Ермолина Е.В., полагая, что её права нарушены, просила суд признать действия командира войсковой части 00000, связанные с исключением из списка личного состава части, незаконными. Обязать указанное должностное лицо оформить и выдать ей справку-расчёт выслуги лет, изменив дату исключения из списка личного состава части на дату выдачи данной справки, выплатить ей денежную компенсацию за неиспользованное санаторно-курортное лечение в оздоровительных лагерях на детей школьного возраста за 2011 год, а также взыскать в её пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 200 руб..
В качестве заинтересованных лиц по делу были привлечены командующий войсками " ... " и начальник ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю".
Решением Борзинского гарнизонного военного суда от 27 июня 2013 года заявление Ермолиной Е.В. удовлетворено частично. Суд признал действия командующего войсками " ... " военного округа, связанные с исключением заявителя из списка личного состава воинской части, незаконными, и обязал указанное должностное лицо внести соответствующие изменения в свой приказ от 15 мая 2013 года "N" и исключить Ермолину Е.В. из списка личного состава части с 10 июня 2013 года. Кроме того, суд взыскал в пользу заявителя с ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 100 руб ... В удовлетворении остальных требований Ермолиной Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель начальника ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" Р., выражая несогласие с решением суда в части взыскания судебных расходов, просит его отменить. В обоснование этого указывает на то, что ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" осуществляет деятельность по финансово-экономическому обеспечению воинских частей, дислоцирующихся на территории Забайкальского края и Республики Бурятия. В свою очередь, командующий войсками " ... " является должностным лицом Федерального казённого учреждения "Объединённое стратегическое командование " ... " военного округа" (далее - ФКУ "Объединённое стратегическое командование " ... ""), которое является самостоятельным юридическим лицом и имеет свои лицевые счета. В связи с этим, а также принимая во внимание, что каких-либо прав заявителя ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" не нарушало, оно не может нести ответственность за действия командующего войсками " ... ", связанные с нарушением прав заявителя. Поэтому, как полагает Р.., обязанность по возмещению судебных расходов должна быть возложена на сторону, допустившую эти нарушения, то есть на ФКУ "Объединённое стратегическое командование ВВО".
Кроме того, ссылаясь на действующее законодательство, Р. просит освободить ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
В поданных на апелляционную жалобу возражениях помощник военного прокурора " ... " гарнизона майора юстиции Н. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Р. - без удовлетворения.
Восточно-Сибирский окружной военный суд, руководствуясь ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, окружной военный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов гражданского дела, гарнизонный военный суд, установив все обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения данного дела, исследовав представленные доказательства, правильно истолковав и применив закон подлежащий применению, принял верное решение о частичном удовлетворении требований Ермолиной Е.В., которое лицами, участвующими в деле, по существу не оспаривалось.
Согласно ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", следует, что основанием для отмены решения суда в связи с нарушением процессуальных норм являются только такие нарушения, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения суда (ч. 3 ст. 330 ГПК РФ), что устанавливается судом апелляционной инстанции в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств дела и содержания доводов апелляционной жалобы.
Таким образом, довод жалобы о том, что обязанность по возмещению судебных расходов должна быть возложена на ФКУ "Объединённое стратегическое командование " ... "", как на сторону допустившую нарушения закона, является формальным, на существо принятого решения не влияет, и, следовательно, в соответствии с ч. 6 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения судебного акта быть не может.
Более того ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю", войсковая часть 00000 и ФКУ "Объединённое стратегическое командование " ... "" являются структурными подразделениями Министерства обороны РФ. При этом воинская часть, в которой Ермолина Е.В. проходила военную службу, состоит на финансовом обеспечении в ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю".
Что же касается ходатайства Р. об освобождении ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, то окружной военный суд не находит оснований для его удовлетворения.
Так, в соответствии с положениями ст. 10 Конституции Российской Федерации, органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются органами государственной власти Российской Федерации.
При этом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, в силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" отнесены к государственным органам.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании п. 1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), данное Министерство отнесено к федеральным органам исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Минобороны России, являясь органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федерального агентства специального строительства (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти). Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные (военные комиссариаты) органы (пункты 1,2,5 Положения).
В силу приведенных правовых норм Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, то есть государственным органом, обладает налоговыми льготами, предусмотренными подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, и координирует деятельность подведомственных ему других, перечисленных в Положении, федеральных органов исполнительной власти - федеральных служб и агентств, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии с Положением о ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю", утвержденным Министром обороны Российской Федерации 12 сентября 2011 года, оно создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации и за границей. Данное учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ казёнными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Исходя из положений ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
С учётом изложенного, следует прийти к выводу о том, что ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" является государственным учреждением, входящим в структуру Министерства обороны РФ, которое нельзя отнести к государственным органам, а поэтому не может обладать соответствующими налоговыми льготами.
При этом, принимая во внимание, что при подаче апелляционной жалобы ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" не была уплачена государственная пошлина, апелляционная жалоба была принята к производству судом апелляционной инстанции и рассмотрена, окружной военный суд, руководствуясь подп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, полагает необходимым взыскать с ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" государственную пошлину в размере 2000 руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст. 88, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Борзинского гарнизонного военного суда от 27 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" Р. - без удовлетворения.
Взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 2000 руб..
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.