Решение Ярославского областного суда от 15 января 2014 г.
(Извлечение)
Судья Ярославского областного суда Малахов В.А.,
при секретаре Кругловой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красное" на постановление судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 11 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Красное",
УСТАНОВИЛ:
10.09.2013 года при проведении внеплановой выездной проверки деятельности ООО "Красное", расположенного по адресу: "адрес", основным видом деятельности которого является разведение и откорм свиней (поголовье свиней составляет 140 голов, в том числе: хряки-производители 1 голова, свиноматки 6 голов, поросята-сосуны (от 35 - 56 дней) - 29 голов, поросята-отъемыши 15 голов, свиньи откармливаемые - 89 голов), с целью контроля, предотвращения причинения вреда животным, окружающей среде, предупреждения заноса и распространения вируса африканской чумы свиней выявлено следующее:
- в непосредственной близости от свинофермы, на расстоянии менее 60 метров, в типовом животноводческом здании содержатся животные других видов (коровы, нетели, молодняк крупного рогатого скота - 33 головы и 65 голов мелкого рогатого скота);
- не обеспечена работа свиноводческого хозяйства в режиме предприятий "закрытого типа";
- вход в производственную зону свиноводческого предприятия осуществляется напрямую через дверь, расположенную на линии ограждения, вследствие чего возможен проход на территорию хозяйства посторонних лиц;
- две бытовые комнаты для отдыха и переодевания сотрудников не оборудованы шкафами, закрепленными за каждым работником, рабочая и домашняя одежда в бытовой комнате хранятся совместно, стирка и дезинфекция спецодежды не производится из-за отсутствия прачечной;
- на свинарнике не предусмотрен туалет с умывальником;
- не организовано ежедневное клиническое наблюдение за состоянием животных;
- не проводится инсекто-акарицидная обработка свинопоголовья, помещений, где они содержатся, от клещей и других кровососущих членистоногих;
- уборка навоза производится вручную, навоз транспортируется в специальной тележке и складируется на площадке в 10 метрах от свинофермы;
- не осуществляется постоянная защита всех производственных и вспомогательных зданий свиноводческой фермы и окружающей санитарно-защитной зоны в радиусе от 3 до 5 км от мышевидных грызунов;
- не разработан план дезинфекции и дезинвазии, составленный с учетом особенностей технологии воспроизводства, выращивания и откорма свиней.
Выявленные в ООО "Красное" нарушения являются нарушениями ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", п.п. 1.10, 2.4.4, 3.1, 3.1.1, 3.2, 3.3, 3.3.1, 3.3.2, 3.6, 3.9, 7.1. 7.2, 7.10 "Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04 ноября 1986 года; п.п. 1.3, 14 "Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора", утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ 15.07.2002 года N13-5-2/0525; п.п.11, 13 Плана организационно-хозяйственных, ветеринарно-санитарных мероприятий по предотвращению заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 года N664-п; а также Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории Ярославской области, утвержденного заместителем Губернатора Ярославской области Боровицким М.В. 22 апреля 2013 года.
Постановлением Ярославского районного суда Ярославской области от 11.10.2013 года ООО "Красное" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
В жалобе ООО "Красное" ставится вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу. Доводы жалобы сводятся к нарушению процессуальных требований, а также неправильному определению судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав директора ООО "Красное" Ибрагимова Б.А.о., представителя ООО "Красное" по доверенности Соловарева М.Ю., поддержавших доводы жалобы, представителей Управления Россельхознадзора по Ярославской области по доверенности Пичугину О.П. и Ладонину Т.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судья считает постановление судьи районного суда по делу об административном правонарушении подлежащим изменению.
Согласно ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, ООО "Красное" осуществляет экономическую деятельность по разведению и откорму свиней в хозяйстве, расположенном по адресу: "адрес", что подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д. 32-36), актом проверки (л.д. 7-12), объяснением директора ООО "Красное" (л.д.37).
Признавая ООО "Красное" виновным в совершении административного правонарушения, судья районного суда установил в действиях лица, привлекающегося к административной ответственности, следующие нарушения правил карантина животных и ветеринарно-санитарных правил:
в непосредственной близости от свинофермы, на расстоянии менее 60 метров, в типовом животноводческом здании содержатся животные других видов (коровы, нетели, молодняк крупного рогатого скота - 33 головы и 65 голов мелкого рогатого скота), что является нарушением п.3.9 "Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 года (далее Правил), в соответствии с которыми на территории свиноводческих предприятий запрещается содержать собак (кроме сторожевых), кошек, а также животных других видов;
не обеспечена работа свиноводческого хозяйства в режиме предприятий "закрытого типа", что является нарушением п.п.11, 13 Плана организационно-хозяйственных, ветеринарно-санитарных мероприятий по предотвращению заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Ярославской области, утвержденного Постановлением правительства Ярославской области от 10.12.2008 г. N 664-п; Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории Ярославской области, утвержденного заместителем Губернатора Ярославской области Боровицким М.В. 22 апреля 2013 г. и требований п.п.3.1, 3.1.1 Правил, согласно которым специализированные свиноводческие хозяйства и комплексы по выращиванию и откорму свиней работают по принципу предприятия закрытого типа. Вход на территорию свиноводческих предприятий посторонним лицам, а также въезд любого вида транспорта, не связанного с непосредственным обслуживанием комплекса (фермы), запрещают. Посещение комплекса посторонними лицами допускают в
исключительных случаях только по разрешению главного государственного ветеринарного инспектора области, края, республики, не имеющей областного деления. При этом лица, посещающие комплекс, проходят санитарную обработку и регистрируются в специальном журнале. В проходной санитарного пропускника устанавливают круглосуточное дежурство;
- вход в производственную зону свиноводческого предприятия осуществляется напрямую через дверь, расположенную на линии ограждения, вследствие чего возможен проход на территорию хозяйства посторонних лиц (в нарушение п.п. 3.2, 3.3 Правил, согласно которым вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санпропускник, а въезд транспорта через постоянно действующий дезинфекционный барьер (блок). Все другие входы в производственную зону комплекса (фермы) должны быть закрыты);
- две бытовые комнаты для отдыха и переодевания сотрудников не оборудованы шкафами, закрепленными за каждым работником, рабочая и домашняя одежда в бытовой комнате хранятся совместно, стирка и дезинфекция спецодежды не производится из-за отсутствия прачечной (Согласно п.3.3.1 Правил в составе санпропускника предусматривают помещения для дезинфекции, стирки и сушки спецодежды и спецобуви. Из требований п.3.4 Правил следует, что в помещении санитарного пропускника работники комплекса (фермы) снимают свою домашнюю одежду и обувь, оставляют их в гардеробной домашней одежды - в шкафу, закрепленном за каждым работником, принимают душ, надевают в гардеробной для рабочей одежды чистую продезинфицированную спецодежду и спецобувь. По окончанию работы спецодежду снимают, надевают домашнюю одежду и обувь);
на свинарнике не предусмотрен туалет с умывальником, что является нарушением п.3.6 Правил, согласно которому в каждом свинарнике предусматривают туалет с умывальником:
не организовано ежедневное клиническое наблюдение за состоянием животных (в нарушение подпункта 28 пункта 11 Плана организационно-хозяйственных, ветеринарно-санитарных мероприятий по предотвращению заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 г. N 664-п, согласно которому должно быть обеспечено ежедневное клиническое наблюдение за состоянием поголовья свиней в хозяйствах;
не проводится инсекто-акарицидная обработка свинопоголовья, помещений, где они содержатся, от клещей и других кровососущих членистоногих (нарушен подпункт 23 пункта 11 Плана организационно-хозяйственных, ветеринарно-санитарных мероприятий по предотвращению заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 г. N 664-п, согласно которому обеспечение проведения инсектоакарицидных обработок свиней, помещений, где они содержатся, от клещей и других кровососущих членистоногих должно проводиться постоянно);
уборка навоза производится вручную, навоз транспортируется в специальной тележке и складируется на площадке в 10 метрах от свинофермы (в нарушение п. 1.10 Правил, в соответствии с которым навозохранилище размещают с подветренной стороны за пределами ограждения территории комплекса на расстоянии не менее 60 м от производственных зданий);
- не осуществляется постоянная защита всех производственных и вспомогательных зданий свиноводческой фермы и окружающей санитарно-защитной зоны в радиусе от 3 до 5 км от мышевидных грызунов (в нарушение пункта 7.10 Правил, в соответствии с которым защиту свиноводческих предприятий (ферм) от мышевидных грызунов осуществляют постоянно во всех производственных и вспомогательных зданиях и окружающей санитарно-защитной зоне в радиусе от 3 до 5 км. При отсутствии грызунов проводят профилактические мероприятия, при наличии их - истребительные;
- не разработан план дезинфекции и дезинвазии, составленный с учетом особенностей технологии воспроизводства, выращивания и откорма свиней (что является нарушением п.п. 7.1, 7.2 Правил, согласно которым дезинфекция на специализированных свиноводческих предприятиях является составной частью общего технологического процесса производства и проводится по плану, составленному с учетом особенностей технологии воспроизводства, выращивания и откорма свиней. В плане дезинфекционных работ предусматриваются сроки проведения, методы и режимы дезинфекции основных производственных и подсобных помещений, транспортных средств и других объектов, а также потребность в дезинфицирующих и моющих средствах, дезинфекционной и моечной технике, методы контроля качества дезинфекции. Кроме того, нарушены п.п. 1.3, 1.4 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ 15.07.2002 г. N 13-5-2/0525, согласно которым дезинфекцию, дезинвазию объектов включают в план противоэпизоотических, противопаразитарных мероприятий по каждой ферме, хозяйству. В плане предусматривают сроки проведения, методы и режимы дезинфекции, дезинвазии производственных и вспомогательных помещений, спецодежды и обуви, транспортных средств, территории и других объектов обработки, потребность в средствах дезинфекции, дезинвазии, моечно-дезинфекционной технике и людских ресурсах с учетом объема работ, расположения объектов обработки, технологии производства, эпизоотической ситуации и других особенностей хозяйства).
При этом судьей районного суда не учтено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из обстоятельств дела следует, что 08 августа 2013 года департаментом ветеринарии Ярославской области проведена плановая выездная проверка ООО "Красное", в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в области ветеринарии, при этом ООО "Красное" к административной ответственности не привлечено, в отношении общества выдано предписание от 08 августа 2013 года, в соответствии с которым ООО "Красное" в срок до 15 октября 2013 года обязано удалить с территории свинофермы крупный, мелкий рогатый скот. Устранить нарушение п. 3.9 "Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 года. Оборудовать санитарный пропускник на линии ограждения административно-хозяйственной и производственной зоны с соблюдением поточности людей, душевыми кабинами, помещениями для переодевания, отдельными шкафами для домашней и спец. одежды и обуви. Устранить нарушение п.п. 3.2, 3.3, 3.4 "Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 года.
24.09.2013 года ООО "Красное" обратилось в департамент ветеринарии Ярославской области с ходатайством о продлении срока исполнения указанного предписания на 6 месяцев в связи с трудным материальным положением и производством уборочных работ. В объяснительной записке к ходатайству указывается, что на предприятии отсутствуют денежные средства, достаточные для исполнения предписания.
Определением заместителя директора департамента ветеринарии Ярославской области от 07.10.2013 года ходатайство ООО "Красное" удовлетворено, срок исполнения предписания установлен до 01.03.2014 года.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о наличии вины ООО "Красное" в нарушении ветеринарных правил в объеме требований предписания департамента ветеринарии Ярославской области от 08.08.2013 года с учетом позиции указанного контролирующего органа, согласившегося с доводами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отсутствии объективной возможности исполнения требований предписания ранее 01.03.2014 г., не соответствует обстоятельствам дела.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу презумпции невиновности, установленной ст. 1.5 КоАП РФ, толкуются в пользу этого лица.
Кроме того, План организационно-хозяйственных, ветеринарно-санитарных мероприятий по предотвращению заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Ярославской области, утвержденный Постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 года N664-п, не действует с 27 июня 2013 года в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 27.06.2013 N 742-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 10.12.2008 N 664-п".
С учетом изложенного, выводы судьи районного суда о виновности ООО "Красное" в нарушении ветеринарно-санитарных правил в объеме, в котором данные нарушения указаны в предписании департамента ветеринарии Ярославской области от 08 августа 2013 года, а также о нарушении Плана организационно-хозяйственных, ветеринарно-санитарных мероприятий по предотвращению заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 года N664-п, подлежат исключению из постановления.
Выводы судьи районного суда в остальной части постановления соответствуют обстоятельствам дела и закону.
Ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" установлены обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства. На основании указанной нормы ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Выявленные проверкой Управления Россельхознадзора по Ярославской области нарушения ветеринарно-санитарных правил в части, не отраженной в предписании департамента ветеринарии Ярославской области от 08 августа 2013 года, подтверждены материалами дела: протоколом об административном правонарушении, актом проверки Управления Россельхознадзора по Ярославской области, объяснениями директора ООО "Красное" Ибрагимова Б.А.о.
Территория, помещение, а также оборудование данного хозяйства не соответствуют установленным ветеринарно-санитарным правилам, что не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Клиническое наблюдение за состоянием животных, инсекто-акарицидная обработка, а также защита от мышевидных грызунов на предприятии не проводились, план дезинфекции и дезинвазии не составлен.
Поскольку указанные в постановлении ветеринарно-санитарные правила не были соблюдены ООО "Красное", то общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Доказательства того, что ООО "Красное" были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения ветеринарно-санитарных правил в указанной части, в материалах дела отсутствуют.
С учетом назначения районным судом ООО "Красное" наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, административный штраф снижению не подлежит. Законные основания для признания деяния малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 11 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Красное" изменить.
Исключить из мотивировочной части постановления выводы о виновности общества с ограниченной ответственностью "Красное" в нарушениях п.п. 3.1, 3.1.1., 3.2, 3.3, 3.3.1, 3.4, 3.9 "Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04 ноября 1986 года, Плана организационно-хозяйственных, ветеринарно-санитарных мероприятий по предотвращению заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 года N664-п.
В остальной части постановление судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 11 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Красное" оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красное" оставить без удовлетворения.
Судья Ярославского
областного суда В.А. Малахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.