Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 21 февраля 2014 г. по делу N 33-71/2014
СИБИРСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе председательствующего: Лебедева А.Г., судей Гусейнова Т.Г. и Степанова А.А.,
с участием заявителя Школьника С.П., а также представителя должностного лица полковника юстиции Каплюка В.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Каплюка В.А. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 2 декабря 2013 года, согласно которому удовлетворено заявление военнослужащего Военного следственного отдела по Новосибирскому гарнизону подполковника юстиции Школьника Сергея Петровича об оспаривании приказов руководителей Военного следственного управления по Центральному военному округу (далее - Управление) и Военного следственного отдела по Новосибирскому гарнизону (далее - ВСО) об освобождении от занимаемой должности и зачислении в распоряжение руководителя отдела.
Заслушав доклад судьи Лебедева А.Г., объяснения заявителя Школьника С.П., возражавшего относительно апелляционной жалобы, и представителя должностного лица Каплюка В.А., поддержавшего доводы последней, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
как видно из материалов дела, приказом руководителя Управления от 12 августа 2013 года N * подполковник юстиции Школьник освобожден от занимаемой должности заместителя руководителя ВСО в соответствии со статьей 13 Положения о порядке прохождения военной службы и на основании пункта 3.3. Положения о военном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Центральному военному округу, утвержденного приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 45, и зачислен в распоряжение руководителя ВСО.
Приказом последнего от 12 августа 2013 года N ** Школьник зачислен в распоряжение названного должностного лица, ему определен регламент служебного времени и обязанности.
Кроме того, вышеназванный руководитель издал приказ от 12 августа того же года N ***, согласно которому в ВСО создана комиссия по приему-передаче Школьником дел и должности.
Не соглашаясь с вышеуказанными приказами, Школьник оспорил их в судебном порядке.
Рассмотрев дело по существу, Новосибирский гарнизонный военный суд заявление Школьника удовлетворил частично и обязал руководителя Управления отменить свой приказ N *, в части касающейся заявителя, а в остальной части требований, отказал.
Представитель руководителя Управления полковник юстиции Каплюк в апелляционной жалобе выражает несогласие с решением гарнизонного военного суда в части удовлетворенных требований и просит его отменить, отказав в удовлетворении заявления Школьника в полном объеме.
В обоснование этого автор апелляционного обращения приводит доводы, которые в своей совокупности содержат выводы о неправильном установлении судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и необоснованном возложении на руководителя Управления обязанности, при освобождении Школьника от занимаемой должности и зачислении его в распоряжение, руководствоваться приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 года N 350 "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Проверив материалы дела в пределах, установленных частью первой статьи 327.1 ГПК РФ, окружной военный суд приходит к выводу о необходимости частичной отмены судебного постановления ввиду неправильного применения судом норм материального права, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 45 "Об организационных мероприятиях в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации", в ВСО включена одна воинская должность первого заместителя руководителя и исключена одна воинская должность заместителя того же руководителя.
Приказом руководителя Управления от 12 августа 2013 года N * в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в соответствии со статьей 13 Положения о порядке прохождения военной службы, руководствуясь пунктом 3.3. Положения о военном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Центральному военному округу, утвержденного приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 45, Школьник освобожден от занимаемой воинской должности заместителя руководителя ВСО и зачислен в распоряжение руководителя этого же отдела.
Удовлетворяя частично требования Школьника, суд указал, что процедура освобождения последнего от занимаемой должности и последующее зачисление его в распоряжение не соответствует требованиям, предписанным приказом Министра обороны Российской Федерации от 2002 года N 350, поскольку руководителем ВСО не оформлено и не направлено в адрес вышестоящего кадрового органа соответствующее представление, которое является неотъемлемой частью упомянутой процедуры.
На этом основании суд пришел к выводу о незаконности приказа руководителя Управления от 12 августа 2013 года N *
При этом судом оставлено без внимания то обстоятельство, что согласно части 4 статьи 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Закон) порядок прохождения военнослужащими военной службы в Следственном комитете регулируется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О следственном комитете Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К одной из такой особенностей в соответствии с пунктом 17 " Положения о Следственном комитете Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" от 14 января 2011 года N 38 отнесено то, что назначение сотрудников Следственного комитета на должность и освобождение от должности осуществляются в порядке, установленном Председателем Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации".
Статьи 13 и 38 Закона определяют, что Председатель Следственного комитета издает организационно-распорядительные документы в форме приказов, распоряжений, указаний, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности Следственного комитета, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками. Создание, реорганизация и упразднение военных следственных органов Следственного комитета, определение их структуры и штатов осуществляются Председателем Следственного комитета в пределах своей компетенции.
В рамках своих полномочий Председатель Следственного комитета Российской Федерации 20 марта 2013 года издал приказ N 16 "О полномочиях по назначению на воинскую должность (должность) и освобождению от воинской должности (должности) сотрудников военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, имеющих воинские (специальные) звания, и заключению с ними контракта (трудового договора) о прохождении военной службы (службы), согласно пункту 1.3 которого руководители военных следственных управлений Следственного комитета окружного звена назначают на воинские должности и освобождают от воинской должности сотрудников, имеющих воинские звания, нижестоящих военных следственных отделов Следственного комитета гарнизонного звена, за исключением руководителей этих военных следственных отделов.
При этом ни одна из вышеприведенных норм, регламентирующих службу в Следственном комитете Российской Федерации, включая военные следственные органы, не содержит ссылок на необходимость при назначении на воинскую должность, освобождении от нее и зачислении в распоряжение соответствующих начальников, руководствоваться ведомственными актами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Согласно статье 13 Положения о порядке прохождения военной службы, для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на шесть месяцев.
При этом названная норма не содержит требований обязательного составления представления и проведения беседы накануне начала организационно-штатных мероприятий.
Таким образом, окружной военный суд приходит к выводу о том, что Школьник освобожден от занимаемой должности на законных основаниях соответствующим должностным лицом, а вывод суда о нарушении руководителем Управления порядка, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 2002 года N 350, является ошибочным.
Поскольку каких-либо иных мотивов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого приказа в решении гарнизонного военного суда не приведено, не усматривается таковых и из материалов дела, а обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании исследованных доказательств, однако судом допущена ошибка в применении норм материального права, окружной военный суд считает необходимым отменить состоявшееся по делу решение и принять новое, которым отказать Школьнику в удовлетворении его требований.
Руководствуясь статьями 199, 328-330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 2 декабря 2013 года по заявлению Школьника Сергея Петровича в части удовлетворения его требований о признании незаконным приказа руководителя Военного следственного управления по Центральному военному округу от 12 августа 2013 года N * об освобождения заявителя от занимаемой должности и зачислении его в распоряжение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении этого требования отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий А.Г. Лебедев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.