Судья Можайского городского суда Московской области, Хлюстов В.В.,
с участием представителя Администрации Можайского муниципального района, С.В.В.,
представителя КУИ Можайского муниципального района, П.М.В.,
представителя ФГУК "Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник", Ф.И.Д.,
представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по МО, М.С.В.,
при секретаре Харламовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области к Администрации Можайского муниципального района, П.А.И., Комитету по управлению имуществом Можайского муниципального района, 3-и лица - ФГУК "Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, Министерство культуры Российской Федерации, о признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности и признании права собственности на земельный участок, -
УСТАНОВИЛ:
ТУ ФАУГИ по МО обратилось в суд с иском к Администрации Можайского муниципального района, П.А.И., КУИ Можайского муниципального района, 3-и лица - ФГУК "Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник", Управление Росреестра по МО, ФБУ "Кадастровая палата" по МО, Минкультуры РФ, о признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности, обосновывая свои требования тем, что в ходе проверки фактического использования земельных участков, предоставленных ФГУК "Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник" было установлено, что граница территории музея обозначена на местности памятными знаками, которые внесены в перечень объектов культурного наследия федерального значения, решением исполкома Московского областного Совета народных депутатов N480/11 от 03.05.1972г. утверждена мемориально-охранная зона Бородинского музея, решением Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов N6/11 от 27.05.1992г. утверждены и словесно описаны границы охранной зоны музея, режим содержания территорий, территории населенных пунктов и территории утраченных деревень отнесены к зоне регулированной застройки с установленным режимом содержания, территория Бородинского музея с расположенными на ней объектами исторического и культурного наследия отнесена к объектам исторического и культурного наследия народов РФ, объекты культурного и природного наследия, вне зависимости от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности, отнесены исключительно к федеральной собственности. Предоставление земельных участков, расположенных на данной территории, под садоводство гражданам противоречит земельному законодательству, земли, расположенные в д.Криушино, входят в границы территории Бородинского музея и являются землями федеральной собственности. Между тем, постановлением Главы Можайского муниципального района N3946-П от 22.12.2005г. гр-ке П.А.И. за плату был предоставлен в собственность земельный участок площадью 1200 кв.м в "адрес", а 30.12.2005 года между КУИ Можайского муниципального района и П.А.И. был заключен договор купли-продажи данного земельного участка. Полагая, что Глава Можайского муниципального района был не вправе распоряжаться землями, находящимися в федеральной собственности, истец просит суд признать вышеуказанные постановление N3946-П от 2005г. и договор от 30.05.2005г. незаконными и прекратить право собственности П.А.И. на земельный участок с кадастровым номером N.
В ходе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования и, наряду с первоначально заявленными требованиями, просил суд также признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N (т.3 л.д.16-19).
Истец своего представителя в суд не направил. В ходе судебного разбирательства представители истца настаивали на удовлетворении иска.
Представитель ответчиков - Администрации Можайского муниципального района и КУИ Можайского муниципального района, С.В.В., в судебном заседании уточненные исковые требования не признал в полном объеме, полагая их необоснованными. Одновременно, представителем ответчиков заявлено о применении к исковым требованиям последствий пропуска срока исковой давности по оспариванию договора купли-продажи спорного земельного участка, а также пропуска срока обращения в суд по оспариваемому постановлению.
Ответчица, П.А.И., в судебном заседании иск не признала в полном объеме.
Представитель 3-го лица - ФГУК "Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник", Ф.И.Д., в настоящем судебном заседании возражал против удовлетворения уточненного иска, однако, в ходе судебного разбирательства полагал иск подлежащим удовлетворению.
Представитель 3-го лица, ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, М.С.В., оставила разрешение данного спора на усмотрение суда.
3-и лица, Управление Росреестра по МО и Минкультуры РФ, в адресованных суду заявлениях просили о рассмотрении данного дела в отсутствие своих представителей.
Суд считает, уточненный иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что Постановлением Главы Можайского района от 05.09.2000 N1419-П у ЗАО "Рассвет" был изъят земельный участок площадью 2,8 га из земель сельскохозяйственного назначения (пашни) и передан в ведение администрации Кукаринского сельского округа под индивидуальную застройку жителям Кукаринского сельского округа в д.Криушино (т.3 л.д.57-58).
Постановлением от 22.12.2005 N3946-П земельный участок площадью 1200 кв.м с кадастровым номером N, отнесенный к категории земель поселений, с установленным для него целевым использованием - для ведения садоводства, расположенный по адресу: "адрес", был предоставлен гр-ке П.А.И. за плату (т.3 л.д.61). На основании данного постановления 30 декабря 2005 года между муниципальным образованием "Можайский район" в лице Комитета по управлению имуществом Можайского района Московской области и П.А.И. был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка (т.3 л.д.62-68). 10 февраля 2006 года на основании договора купли-продажи от 30.12.2005г. за П.А.И. было зарегистрировано право собственности на этот земельный участок (т.3 л.д.71).
Приобретенный П.А.И. земельный участок образован из вышеуказанного земельного участка площадью 2,8 га, переданного в 2000 году в ведение администрации Кукаринского сельского округа, что подтверждается данными землеустроительного дела земельного участка N в д.Криушино (т.2 л.д.3-27).
Кроме того, данный участок входит в территорию объекта культурного наследия федерального значения "Бородинское поле и памятники на нем", что подтверждается соответствующим кадастровым планом (т.2 л.д.29-98).
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г. N1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" "Бородинское поле и памятники на нем" отнесено к памятнику истории государственного значения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.1961г. N683 Бородинское поле объявлено Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея. В соответствии с данным актом памятник истории государственного значения "Бородинское поле и памятники на нем" вошел в состав Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника.
Статьей 4 Земельного кодекса РСФСР (введенного в действие 30.05.1991г.) все земли РСФСР в соответствии с основным назначением были подразделены на: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса, а также установлено, что в зонах охраны памятников истории и культуры и музеев-заповедников законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, может быть установлен по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов особый режим использования указанных категорий земель.
Согласно положениям ст.5 ЗК РСФСР, отнесение земель к указанным в статье 4 настоящего Кодекса категориям и перевод их из одной категории в другую производятся в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.
Между тем, Указом Президента РФ от 24.12.93 N2287 положения ст.ст.4 и 5 ЗК РСФСР признаны недействующими.
Согласно п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность", объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации являются объектами, составляющими основу национального богатства страны, относятся исключительно к федеральной собственности.
Решением Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 27.05.1992 N6/11 были утверждены и словесно описаны границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, а также его зоны охраны и особого режима содержания (т.2 л.д.146-158). Согласно описанию указанных границ, данному в приложениях NN1 и 3 к указанному Решению, д.Криушино входит в территорию музея-заповедника и, соответственно, в его охранную зону. В силу пункта 2.10. Приложения N2, на территории музея-заповедника строительство новых населенных пунктов, дачных поселков и поселков коллективного садоводства запрещено. Данные обстоятельства подтверждаются также научно-проектной документацией Минкультуры РСФСР (т.2 л.д.101-145).
Распоряжением Правительства РФ от 18.05.1994г. N701-р также были установлены и описаны границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, согласно которым д.Криушино входит в территорию музея-заповедника и его охранную зону.
Указом Президента Российской Федерации от 24.01.1995г. N64 "О включении отдельных объектов в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации" Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник (включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры) включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995г. N176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
В силу положений ст.26.1 Федерального закона от 26.05.1996 N54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", музей-заповедник - это музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями. Территорией музея-заповедника являются земельные участки, указанные в части первой настоящей статьи, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности.
Статьей 3 Земельного кодекса РФ (введенного в действие 30.10.2001г.) установлено, что к отношениям по использованию и охране, в том числе объектов культурного наследия народов Российской Федерации, применяется законодательство об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
В соответствии со ст.99 ЗК РФ, объекты культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры) отнесены к землям историко-культурного назначения, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В силу положений ч.2 и п.4 ч.5 ст.27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Согласно ст.94 ЗК РФ, земли историко-культурного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 25.06.2002г. N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.
Учитывая изложенные нормы действовавшего на момент изменения главой Можайского района категории земельного участка сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, равно как и на момент вынесения оспариваемого истцом постановления, законодательства, а также установленные судом обстоятельства отсутствия установленных в предусмотренном земельным и градостроительным законодательствами порядке границ населенного пункта - д.Криушино Можайского района Московской области, суд считает объективно установленным отсутствие у главы Можайского района полномочий и правовых оснований для изменения черты (границы) данного населенного пункта с одновременным изменением категории земельного участка и последующего распоряжения спорным земельным участком в виде его предоставления за плату ответчице П.А.И. путем издания оспариваемого постановления.
Ссылка же представителя Администрации Можайского муниципального района на ст.ст.70 и 72 ЗК РСФСР, как на основание правомочий главы районной администрации по изменению черты сельского населенного пункта и распоряжению землями в пределах этой черты представляется суду несостоятельной, т.к. д.Криушино Можайского района Московской области, как входящий в охранную зону и территорию Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника населенный пункт, имеет особый статус и режим использования земель в существовавших границах, который не предполагает строительства новых населенных пунктов и дачных поселков, что в равной мере распространяется и на произвольное расширение самого населенного пункта - д.Криушино.
Кроме того, ответчиками суду не представлено доказательств наличия у Администрации Можайского района на 2000 год полномочий на утверждение генеральных планов, проектов планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов, указанных в ст.72 ЗК РСФСР.
При таких обстоятельствах, когда Администрация Можайского района издала оспариваемое постановление от 22.12.2005г. N3946-П в нарушение действующего законодательства, суд полагает необходимым признать и заключенный на основании данного постановления договор купли-продажи - недействительным, в силу его ничтожности (ст.168 ГК РФ).
Согласно ст.301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу положений п.1 ст.302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Учитывая изложенное, суд считает требования истца об истребовании сформированного и постановленного на кадастровый учет спорного земельного участка из незаконного владения ответчицы П.А.И. путем прекращения ее права собственности на земельный участок и признания права собственности на него Российской Федерации - законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Одновременно, при таких обстоятельствах суд полагает необходимым аннулировать запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N от 10.02.2006 года о государственной регистрации права собственности П.А.И. на спорный земельный участок.
Отсутствие же государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земли, составляющие территорию Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, вопреки мнению ответчиков, не умаляют права федеральной собственности на эти земли, установленного в силу прямого указания в Законе.
Рассматривая же заявление представителя ответчиков, С.В.В., о применении к требованиям истца последствий пропуска срока исковой давности по оспариванию договора купли-продажи спорного земельного участка, а также пропуска срока обращения в суд по оспариваемому постановлению, суд полагает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу п.1 ст.200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В судебном заседании установлено, что истец стороной в оспариваемой сделке не являлся и об отчуждении спорного земельного участка органом местного самоуправления гражданину ему стало известно лишь в июне 2011 года из решения по итогам совещания рабочей группы по координации надзора и государственного контроля за исполнением законодательства на территории Государственного Бородинского военно-исторического музея заповедника (т.1 л.д.42-44). Одновременно, истцу стало известно и об издании главой Можайского района оспариваемого постановления.
В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание обращение ТУ Росимущества по МО с настоящим иском в суд 18 августа 2011 года (т.1 л.д.2-8), суд считает, что как 3-месячный срок на обращение в суд по требованию о признании незаконным решения органа местного самоуправления о продаже спорного земельного участка, так и 3-летний срок исковой давности по истребованию этого участка из чужого незаконного владения, - истцом не пропущен.
Кроме того, и позиция представителя ответчиков, С.В.В., о необходимости прекращения производства по данному делу, в связи с отсутствием у истца каких-либо полномочий на предъявление исков в защиту интересов Российской Федерации, представляется суду несостоятельной, т.к. она прямо опровергается Положением о "ТУ ФАУГИ по МО" (т.1 л.д.22-35).
Одновременно, и ссылку представителя Бородинского музея-заповедника, Ф.И.Д., на приказ Минкультуры РФ от 19.03.2012г. N194, как на основание для отказа истцу в удовлетворении иска, суд полагает несостоятельной, т.к. данный акт не устанавливает границы населенного пункта - д.Криушино.
Учитывая изложенное, суд считает уточненный иск ТУ Росимущества по МО - законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ,
с у д ь я
РЕШИЛ:
уточненный иск ТУ Росимущества в МО - удовлетворить.
Признать Постановление Главы Можайского муниципального района Московской области от 22.12.2005г. N3946-П "О предоставлении гр. П.А.И. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", предназначенного для ведения садоводства" -
незаконным.
Признать заключенный 30 декабря 2005 года между Можайским муниципальным районом Московской области в лице Комитета по управлению имуществом Можайского муниципального района Московской области и П.А.И. договор купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов площадью 1200 кв.м для ведения садоводства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", -
недействительным.
Право собственности П.А.И. на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1200 кв.м для ведения садоводства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", -
прекратить.
Запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N от 10.02.2006 года о государственной регистрации права собственности П.А.И. на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", -
аннулировать.
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1200 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья подпись
В.В.Хлюстов
Копия верна: судья ____________________
Решение вступило в законную силу "___" _______________ 2012 года.
Судья __________________ Секретарь __________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.