Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Чеботарёвой Е.А., Полыги В.А.
при секретаре Путиловой М.Л.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области
на решение Крутинского районного суда Омской области от 14 января 2014 года, которым постановлено:
"Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Паутовой М. П. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм, во внеочередном порядке".
Заслушав доклад судьи областного суда Чеботарёвой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Паутова М.П. обратилась в суд к А. К. муниципального района, Правительству Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке, в обоснование указав, что относится к категории лиц из числа детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в комиссию по жилищным вопросам А. К. муниципального района в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включена в единый регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
По окончании общеобразовательного учреждения " ... " профессионального училища N14, жилое помещение ей не представлено. В настоящее время истец проживает с двумя своими несовершеннолетними детьми: Паутовым С. А., " ... " года рождения, и Паутовой А. А., " ... " года рождения, - в доме, расположенном в " ... ", общей площадью 30,40 кв.м, 1/8 доля в праве общей долевой собственности на который принадлежит ей.
В судебном заседании истец Паутова М.П. поддержала заявленные исковые требования.
В судебное заседание представители А. К. муниципального района Омской области, Министерства образования Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Правительства Омской области не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить, указывает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам, утвержденных Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012, в соответствии с которым предоставляется специализированное жилое помещение по договору найма. Вывод суда о предоставлении жилого помещения по договору социального найма противоречит жилищному законодательству. Считает, что не доказан факт нарушения прав заявителя Министерством, поскольку истец в списке детей-сирот, формируемом Министерством не состоит. Вывод суда о праве истца на внеочередное получение жилья нарушает принцип равенства всех перед законом.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Омской области указывает на незаконность судебного акта, находит его подлежащим отмене, поскольку выводы суда о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке противоречит нормам федерального и областного законодательства, противоречит порядку очередности предоставления жилых помещений детям-сиротам в соответствии со списком, формируемом согласно датам рождений и времени принятия решения о включении в указанный список.
В возражениях на поданные апелляционные жалобы истец Паутова М.П. указывает на законность постановленного судебного акта, отсутствие оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя Паутовой М.П., полагавшую, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что по решению К. районного суда от " ... " Паутова О.И. лишена родительских прав в отношении ее несовершеннолетних детей, в том числе, Паутовой М. П., " ... " года рождения. Муж ответчицы, отец Паутовой М.П., умер " ... " года.
Постановлением Главы А. К. муниципального района Омской области от " ... " N " ... " несовершеннолетняя Паутова М.П. определена в детское государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данным постановлением за несовершеннолетними Паутовыми, в том числе, Паутовой М.П., закреплено право пользования жилым помещением по адресу: " ... ".
" ... " Паутовой М.П. выдан аттестат о среднем образовании N " ... ".
" ... " БОУ НПО Омской области "Профессиональное училище N14" Паутовой М.П. выдан диплом о начальном профессиональном образовании N " ... "
После окончания БОУ НПО Омской области "Профессиональное училище N14" Паутовой М.П. жилье не предоставлялось.
Согласно постановлению Главы К. муниципального района Омской области от " ... " N 227, Паутова М.П., " ... " года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в комиссию по жилищным вопросам А. К. муниципального района в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена во внеочередной список как гражданин, относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
В справке, выданной председателем Комитета по образованию А. К. муниципального района N " ... " от " ... " в ПУ N " ... " с.Усть Заостровка, указано, что Паутова М.П., " ... " года рождения, состоит на учете по К. муниципальному району в качестве нуждающейся в жилом помещении с " ... " года.
Удовлетворяя исковые требования Паутовой М.П., суд первой инстанции принял во внимание то, что истец до достижения 18 лет осталась без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 08.04.2009, которое до настоящего времени ему не предоставлено.
С выводами суда в указанной части судебная коллегия соглашается в силу следующего.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 названного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.
Согласно положениям указанной статьи, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений ст.8 Закона и ЖК РФ в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении, как правомерно указал суд первой инстанции, у истца на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01.01.2013) имеется нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из положений ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-х летнего возраста.
По смыслу указанных норм права гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
В силу ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.
В соответствии с приведенными нормами лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
По достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, утрачивалась.
В судебном заседании установлено, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты, оценив изложенное, судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что на день вступления в законную силу ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01 января 2013 года) истец имела право на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения, поскольку имела нереализованное право на обеспечение жильем.
Вместе с тем возлагая на ответчиков обязанность предоставить Паутовой М.П. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм, во внеочередном порядке, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, не учел следующее.
Как указывалось выше, Федеральным законом N 15 от 29.02.2012 внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в ст. 57 Жилищного кодекса РФ, а именно: п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, устанавливающий внеочередной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу с 01 января 2013 года.
Согласно статье 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 01 января 2013 года не производится.
В то же время, федеральным законодательством в настоящее время гарантируется право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение в пользование жилого помещения из специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, а впоследствии на условиях договора социального найма.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п (далее - Порядок N 284-п).
Настоящий Порядок регулирует отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, местом жительства которых является Омская область (далее - дети-сироты), жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 1 Порядка).
Указанное постановление распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, за которыми сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом данной категории лиц, подлежащей государственной защите, предоставляются жилые помещения по договорам специализированного найма жилых помещений.
В силу п. 9, 10 Порядка, жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.
В течение 2 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение или письма Министерства строительства о необходимости включения приобретенного жилого помещения в специализированный жилищный фонд Омской области Министерство имущества направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений с запросом о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.
Таким образом, указанные положения предусматривают предоставление жилых помещений с учетом даты рождения детей-сирот и регистрации по месту жительства в соответствующем муниципального образовании.
Доводы апелляционных жалоб Министерства образования Омской области и Министерства имущественных отношений Омской области в указанной части следует признать убедительными.
Анализ положений Порядка N 284-п свидетельствует о том, что возможность предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обусловлена деятельностью всех названных в Порядке N 284-п органов исполнительной власти Омской области.
Так, к компетенции Министерства образования Омской области отнесено:
- формирование заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области и направление их в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п.п. 3, 4),
- предоставление на запрос Министерства имущества сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения (п.9, 10).
В приведенной связи, довод о недоказанности факта нарушения прав истца Министерством образования Омской области судебная коллегия отклоняет, поскольку истцу жилое помещение предоставлено не было, хотя на регистрационный учет Паутова М.П. была поставлена 08.04.2009.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, апелляционные жалобы не содержат.
Принимая во внимание, что правовым регулированием предусматривается обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции, обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Паутовой М. П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение К. районного суда Омской области от 14 января 2014 года изменить.
Изложить резолютивную часть в следующей редакции.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Паутовой М. П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п".
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.