Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.
при секретаре Усмановой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 марта 2014 года в г. Омске дело по апелляционной жалобе представителя Чебаковой Светланы Владимировны Чебакова Владимира Дмитриевича на решение Любинского районного суда Омской области от 13 декабря 2013 года, которым в удовлетворении заявления Чебаковой Светланы Владимировны об оспаривании действий администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области отказано.
УСТАНОВИЛА:
Чебакова С.В., Чебаков В.Д. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области.
В обоснование заявленных требований указали, что в " ... " они, после окончания Чебаковым В.Д. военной службы, со своими детьми, " ... ", переехали на постоянное место жительства в " ... ", где на основании заявления, поданного Чебаковой С.В. с приложением всех необходимых документов, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением. В " ... " году Чебакову В.Д. был выдан государственный жилищный сертификат, без учета в составе семьи Чебаковой С.В., так как брак между ними был расторгнут в " ... " году. В " ... " году Чебаков В.Д. узнал, что в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий Чебакова С.В. отсутствует. В период с " ... " по " ... " Чебаковым В.Д. были направлены 4 заявления в адрес главы Красноярского городского поселения с просьбой о восстановлении Чебаковой С.В. на указанном учете. Из представленных ответов следовало, что каких-либо документов в отношении постановки либо снятия с учета Чебаковой С.В. не имеется. До настоящего времени Чебакова С.В. жилого помещения не имеет.
На основании вышеизложенного Чебакова С.В., Чебаков В.Д. просили признать обстоятельства, связанные с окончанием Чебаковым В.Д. военной службы и регистрацией всех членов семьи в постоянном месте жительства - " ... " в качестве не имеющих жилого помещения в " ... " году "общеизвестными", не требующими доказывания; восстановить Чебакову С.В. в очереди на государственное обеспечение жильем с " ... " года в соответствии с заявлением от " ... " во внеочередном списке, так как она является " ... "; признать действия администрации Красноярского городского поселения не соответствующим законодательству; в случае подтверждения указанных в заявлении нарушений вынести определение о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении администрации р.п. Красный Яр; взыскать в пользу заявителей в счет компенсации морального вреда по " ... " руб. каждому.
В ходе судебного разбирательства заявителями неоднократно изменялись (уточнялись) заявленные требования.
В судебном заседании, состоявшемся " ... ", Чебаков В.Д. от своего имени каких-либо требований не поддержал, Чебакова С.В. представила заявление, в котором просила признать действия Администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области по ее регистрации и учету в " ... " году незаконными, обязать указанную Администрацию рассмотреть в установленном порядке ее заявление от " ... ".
В судебном заседании Чебакова С.В., ее представитель Чебаков В.Д. указанные уточненные требования поддержали. Чебаков В.Д. пояснил, что в отношении Чебаковой С.В. вопрос о признании недееспособной не ставился. Развод между ними был формальным. Полагает, что для постановки лица на указанный учет достаточно лишь одного заявления. Несмотря на приобретение Чебаковой С.В. жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ", она в силу " ... ", продолжает нуждаться в отдельном жилом помещении.
Представитель администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области " ... " в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что документов, свидетельствующих о постановке или снятии с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в отношении Чебаковой С.В., не имеется. Ранее были представлены только заявление от " ... " и приложенная к нему справка Любинской районной больницы от " ... ", подтверждающая наличие у Чебаковой С.В. " ... ". До настоящего времени Чебакова С.В. с иным заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья не обращалась.
Представитель администрации Любинского муниципального района " ... " пояснил, что до " ... " года постановку на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения или улучшении жилищных условий, за исключением граждан, проживающих на территории р.п. Красный Яр, осуществляла администрация района. В настоящее время администрация района ведет учет граждан, желающих участвовать в федеральных программах. Сведений о том, что Чебакова С.В. состояла на учете или была снята с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в администрации района не имеется.
Представитель Комитета финансов и контроля администрации Любинского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Чебаковой С.В. Чебаков В.Д. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что при принятии указанного решения судом не были учтены положения постановления Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", а также постановления Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов и Президиума областного Совета профессиональных союзов от 26.12.1985 N 414 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области", исходя из которых поданное Чебаковой С.В. заявление подлежало рассмотрению в установленном порядке. Поданное заявление жилищной комиссией при администрации городского поселения рассмотрено не было. Указывает также на не разрешение судом требований Чебаковой С.В., приведенных в заявлении от " ... ", в связи с чем он обращался в суд с заявлением о вынесении дополнительного решения, которое не было рассмотрено судом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. " ... ").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Чебаковой С.В. Чебакова В.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из поданного в суд заявления Чебаковой С.В., с учетом его изменения (уточнения) в ходе судебного разбирательства, следует, что заявитель Чебакова С.В. оспаривает действия администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, связанные с рассмотрением ее заявления от " ... " о принятии ее семьи на учет для улучшения жилищных условий, и просит обязать указанную Администрацию рассмотреть заявление от " ... " в установленном законом порядке (л.д. " ... ").
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В материалах дела имеется заявление Черкасовой (Чебаковой) С.В. от " ... ", поданное Главе администрации р.п. Красный Яр " ... ", о принятии ее семьи составом четыре человека (она, муж - Чебаков Владимир Дмитриевич, " ... " года рождения, дочь - " ... ", " ... " года рождения, сын - " ... ", " ... " года рождения) на учет для улучшения жилищных условий.
Указанное заявление составлено по форме, утвержденной приложением N 1 к Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области, утвержденным постановлением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов и Президиума областного Совета профессиональных союзов от 26.12.1985 N 414.
При подаче заявления Черкасова (Чебакова) С.В. указала в качестве адреса места жительства адрес: " ... ".
В качестве причины отсутствия жилой площади Черкасова (Чебакова) С.В. указала в заявлении на смену семьей места жительства в связи с " ... ".
Справкой от " ... ", выданной комиссией ВКК районной поликлиник п.г.т. Балтийский для предъявления в администрацию р.п. Красный Яр, подтверждалось наличие у Чебаковой С.В. " ... ", дающего право на первоочередное получение жилой площади в соответствии с приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 N 330 "Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади".
В целях реализации положений статей ЖК РФСФСР о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений постановлением Совета Министров РСФСР о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР от 31.07.1984 N 335 были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (далее - Примерные правила).
На территории Омской области в соответствии с данными актами применялись Правила учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Омской области, утвержденные постановлением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов и Президиума областного Совета профессиональных союзов 26.12.1985 N 414 (далее - Правила).
Согласно подп. "а" п. 7 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7 квадратных метров (решение исполкома областного Совета народных депутатов от 19.12.83 N 375).
Исходя из пдп. "в" п. 23 Правил лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утвержденном Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС, жилые помещения должны были предоставляться в первую очередь.
Пунктом 9 Правил предусматривалось, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в органе местного самоуправления Омской области.
В соответствии с п. 12 Правил для принятия на учет гражданами подаются заявления по установленной форме (приложение N 1). К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета, справка бюро технической инвентаризации и, в необходимых случаях, справка учреждения здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Заявления регистрируются в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (приложение N 2).
Согласно п. 13 Правил поступившие заявления граждан о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяются на месте общественной комиссией по жилищным вопросам органа местного самоуправления Омской области, а в организациях - комиссией по жилищно-бытовой работе профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (приложение N 3).
После этого соответствующая комиссия рассматривает заявления и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии граждан на учет или отказе в постановке на учет соответственно органу местного самоуправления Омской области или администрации и профсоюзному комитету организации.
Исход из п. 14 Правил принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением органа местного самоуправления Омской области, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета организации.
При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудовых коллективов.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня их поступления в соответствующий орган местного самоуправления Омской области, в организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме в течение этого же срока.
Правилами также предусматривалось, что принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в органе местного самоуправления Омской области в организации как документ строгой отчетности по установленной форме (приложение N 5) (п. 16).
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Учетному делу гражданина присваивается номер, соответствующий порядковому номеру в Книге учета (п. 17).
Материалами дела не подтверждается факт принятия Черкасовой (Чебаковой) С.В. на учет как нуждающейся в жилом помещении на основании ее заявления от " ... ".
В документах, представленных суду администрацией Красноярского городского поселения и администрацией Любинского муниципального района Омской области (справки от " ... ", списки лиц, принятых на учет, протоколы заседаний жилищной комиссии за период с " ... " по " ... " годы), сведений о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья Чебаковой С.В. или снятия ее с названного учета не имеется.
Как следует из объяснений представителя Чебаковой С.В. Чебакова В.Д., данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, карточка очередника у Чебаковой С.В. отсутствует, ежегодная перерегистрация Чебаковой С.В. не производилась.
Из материалов дела видно, что после подачи заявления от " ... " жилищные условия Чебаковой С.В. и Чебакова В.Д., брак между которыми расторгнут в " ... " году, а также их детей " ... " и " ... " были улучшены. Так, на основании договора купли-продажи от " ... " N " ... " Чебаковой С.В. приобретено в единоличную собственность жилое помещение по адресу: " ... ", общей площадью " ... " кв.м, о чем имеется справка ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" от " ... " (л.д. " ... ").
" ... " Чебаков В.Д., получил государственный жилищный сертификат-свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, после чего, он, Чебакова М.В. и Чебаков И.В. на основании договора купли-продажи от " ... " приобрели в общую долевую собственность (по " ... " доле каждый) квартиру площадью " ... " кв.м, расположенную по адресу: " ... ".
Данных о том, что в отношении Чебаковой С.В. ежегодно приводилась перерегистрация, предусмотренная законодательством (п. 19 Примерных правил), в ходе которой проверяются жилищные условия, не имеется. Не проведение такой перерегистрации обусловлено не постановкой Чебаковой С.В. на учет.
" ... " жилое помещение по адресу: " ... " отчуждено Чебаковой С.В. своему сыну " ... " по договору дарения от " ... " (л.д. " ... "), в связи с чем, согласно письменному сообщению администрации Красноярского городского поселения от " ... ", в настоящее время Чебаковой С.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании ст. 53 ЖК РФ по причине намеренного ухудшения своих жилищных условий и не истечением пяти лет, предусмотренных указанной статьей ЖК РФ, с момента перехода права на названное жилое помещение.
Согласно имеющемуся в материалах дела ответу прокуратуры Любинского района от " ... " на обращение Чебакова В.Д. о противоправных действиях администрации Красноярского городского поселения, прокуратурой Любинского района в " ... " году проводилась проверка указанного обращения и в ходе нее установлено, что какие-либо документы, подтверждающие принятие Черкасовой (Чебаковой) С.В. на учет как нуждающейся в жилом помещении, а также снятии ее с учета в администрации поселения, архиве Любинского муниципального района и в историческом архиве Омской области отсутствуют. Проверить книги входящей и исходящей корреспонденции администрации Красноярского городского поселения за " ... " год не представляется возможным, так как они являются документами временного хранения - 3 года.
Из показаний свидетеля " ... " следует, что в период с " ... " года по " ... " год она работала в администрации р.п. Красный Яр в должности специалиста. В ее должностные обязанности входило принятие от граждан документов для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Чебакова С.В. обратилась с заявлением о постановке на учет к главе администрации р.п. Красный Яр " ... ", которое зарегистрировано " ... ". К заявлению Чебакова С.В. приложила только справку из больницы. Она, " ... ", разъяснила Чебаковой С.В., что необходимо предоставить еще ряд документов, перечислила какие, в чем заявителем ей было отказано. В связи с отказом в предоставлении необходимых документов заявление Чебаковой С.В. не передавалось на рассмотрение в жилищную комиссию и она не была поставлена на учет. По заявлению Чебаковой С.В. направлен письменный ответ, однако его копия не сохранилась в связи со сроками хранения такого вида документов.
Как указывалось выше, согласно п. 12 Правил к заявлению требовалось прикладывать выписку из домовой книги или копию финансового лицевого счета, справку бюро технической инвентаризации и, в необходимых случаях, другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Проанализировав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ письменные доказательства, показания свидетеля " ... ", суд пришел к правильному выводу, что доказательств нарушения прав заявителя не имеется, учитывая, что имеющиеся доказательства указывают на то, что Чебакова С.В. не принималась на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, основанием для чего, как показал указанный свидетель, послужило непредставление всех необходимых документов.
После " ... " года Чебакова С.В. с аналогичными заявлениями в администрацию Красноярского городского поселения не обращалась.
Исходя из изложенных обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, у суда не имелось правовых оснований для признания оспариваемых Чебаковой С.В. действий администрации Красноярского сельского поселения незаконными, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано правильно.
Доводы апелляционной жалобы о не рассмотрении жилищной комиссией при администрации Красноярского городского поселения заявления Чебаковой С.В. от " ... " не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не опровергают того обстоятельства, что, как показала свидетель " ... ", указанное заявление было предметом изучения самими органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с указанными выше Правилами, - администрацией Красноярского городского поселения, к полномочиям которой относилось принятие решений по вопросу о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не рассмотрены требования об оспаривании действий администрации Красноярского городского поселения, возложении на нее обязанности по рассмотрению заявления от " ... ", заявленные Чебаковой С.В. в ходатайстве от " ... " о вынесении судом дополнительного решения, не могут приняты во внимание, поскольку указанные требования были фактически рассмотрены и разрешены судом первой инстанции учтены при вынесении решения.
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия областного суда считает, что судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену или изменения решения суда, постановлено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Любинского районного суда Омской области от 13 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Чебаковой Светланы Владимировны Чебакова Владимира Дмитриевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.