Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Зашихиной Н.Г.
судей областного суда: Усовой Е.И., Зубовой Е.А.
при секретаре: Квасовой Ю.С.
рассмотрела в судебном заседании от 02 апреля 2014 г. дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Омска и департамента жилищной политики Администрации г. Омска Гончаровой Е.Ю. на заочное решение Центрального районного суда г.Омска от " ... ", которым постановлено:
"Обязать Администрацию г. Омска включить Домненко И. Ф. в список граждан претендующих на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения по категории инвалиды войны".
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Домненко И.Ф. обратился с иском к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о включении в список ветеранов ВОВ, признании права на получение единовременной денежной компенсации на приобретение жилого помещения.
В обоснование указал, что является ветераном ВОВ, стоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, жилым помещением по договору социального найма он не обеспечен, меры социальной поддержки он не использовал. Вместе с тем письмом департамента жилищной политики Администрации г. Омска от " ... " ему отказано во включении в сводный список ветеранов ВОВ, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение единовременной денежной выплаты, в связи с тем, что он проходил службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии. Отказ считает необоснованным и незаконным.
Просил признать за ним право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, обязать Департамент жилищной политики Администрации г. Омска включить его в сводный список ветеранов ВОВ в соответствии с Порядком в целях получения единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Представитель истца Фатко Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Полагал, что оснований для отказа в получении выплаты не имелось. Указал, что Домненко И.Ф. является инвалидом по общему заболеванию.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска и департамента жилищной политики Администрации г. Омска Гончарова Е.Ю. с заочным решением суда не согласна, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просила отменить. Указывает, что обеспечение жильем за счет федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 Nс 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов" участников ВОВ указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 ФЗ, признанных инвалидами по общему заболеванию, не предусмотрено. Считает решение комиссии законным.
Лица, участвующие в деле, " ... " надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке ( " ... ").
Проверив материалы дела, апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями части 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 года установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 статьи 15 указанного ФЗ, участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Из материалов дела усматривается, что Домненко И.Ф., " ... " года рождения является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию и имеет право в соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 ФЗ РФ "О ветеранах" претендовать на обеспечение его за счет средств федерального бюджета жильем.
Правоотношения по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц урегулированы помимо общих положений ЖК РФ, также нормами ФЗ РФ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Таким образом, названные положения законодательства направлены на оказание целевой государственной поддержки данной категории граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования, при этом принятие участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является, по общему правилу, обязательным условием для обеспечение его за счет средств федерального бюджета жильем.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возлагается на органы местного самоуправления, порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
На основании Постановления Мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п установлена учетная норма предоставления жилого помещения в размере 15 кв.м. на человека.
Постановлением Правительства Омской области от 26.07. 2006 года N 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
" ... " на основании Постановления Администрации г.Омска N " ... " Домненко И.Ф. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Истец обратился в Департамент жилищной политики Администрации г. Омска с заявлением о включении в списки граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа категорий граждан, указанных в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах", согласно Постановлению Правительства Омской области от 26.07.2006 года N 99-п.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Домненко И.Ф. во включении в указанный список Департаментом жилищной политики Администрации г.Омска отказано, как лицу, не имеющему права на получение мер социальной поддержки.Согласно статье 23.2 ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 3).
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п.п 2 п. 3).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в п.п 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11.1).
Каких-либо исключений из указанных категорий граждан закон не предусматривает.
Правовое регулирование порядка предоставления указанных мер социальной поддержки в Омской области установлено постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 г. N99-п, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области:
1) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 ФЗ "О ветеранах", а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 ФЗ "О ветеранах".
Обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 23.2. ФЗ "О ветеранах" (к которым относится и истец), жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.
Довод представителя Администрации г. Омска о том, что истец не относится к категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Омской области N 99-п судом первой инстанции был обоснованно отклонен, как несостоятельный, основанный на неверном толковании норм закона.
Оценив спорные правоотношения, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств и требований закона, отмечая особую социальную значимость и необходимость мер социальной поддержки таких категорий граждан как ветераны Великой Отечественной Войны, суд правильно пришел к выводу о том, что Домненко И.Ф. имеет право на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов".
Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем указанной категории лиц (ст.17 ФЗ "О ветеранах") осуществляется только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылки в жалобе на отсутствие в удостоверении ветерана ВОВ отметки о праве на льготы не основаны на законе, поскольку данное право предусмотрено в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что отказ во включении Домненко И.Ф. в списки граждан состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета по г. Омску в соответствии с ФЗ N 5 "О ветеранах" со стороны Администрации г.Омска является незаконным.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст.67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Центрального районного суда города Омска " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.