Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Чеботарёвой Е.А., Масленкиной С.Ю.
при секретаре Воропановой М.Б.
с участием прокурора Липинской Е.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело по частной жалобе Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на определение Исилькульского городского суда Омской области от 12 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Произвести замену должников в исполнительном производстве N " ... " по исполнительному документу N " ... " от 03.12.2013г с Министерства труда и социального развития Омской области, Управления министерства труда и соцразвития Омской области по Исилькульскому району на ГУ Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ".
Заслушав доклад судьи областного суда Чеботарёвой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Исилькульского городского суда Омской области от 03.12.2013 удовлетворены требования Исилькульского межрайонного прокурора в интересах Искиндирова С., на Министерство труда и социального развития Омской области, Управление министерства труда и социального развития Омской области по Исилькульскому району возложена обязанность обеспечить Искиндирова С. путевкой на санаторно-курортное лечение по профильному заболеванию.
Министерство труда и социального развития Омской области обратилось в суд с заявлением о замене должников - Министерство труда и социального развития Омской области и Управления министерства труда и социального развития Омской области по Исилькульскому району на Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в правоотношении, установленном решением Исилькульского городского суда Омской области от 03.12.2013, ссылаясь на то, что в связи с отказом Правительства Омской области от реализации части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно с 01.01.2014, реализация которых осуществлялась в соответствии с Соглашением, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 2424-р от 27.12.2010.
Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2013 N 2452-р утверждено Соглашение между Министерством труда и социальной защиты РФ и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, не предусматривающее осуществление федеральных полномочий по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение органами государственной власти Омской области.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Омской области от 24.12.2013 N 353-п "О мерах то реализации соглашения между Министерством труда и социальной защиты РФ и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области части полномочий РФ", вступившим в силу с 01.01.2014, постановление Правительства Омской области N 277-п признано утратившим силу.
30.12.2013 по акту приема-передачи Министерством труда и социального развития Омской области были переданы личные дела граждан, состоявших на учете в Управлении по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение, в государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. То есть полномочия, связанные с выдачей путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, не входит в настоящее время в компетенцию Министерства и Управления, а являются полномочиями Фонда социального страхования. На основании изложенного просило замену должников Управление Министерства труда и социального развития по Исилькульскому району Омской области и Министерство труда и социального развития Омской области на ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
В судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития Омской области Терехова Н.Ю. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Управления Министерства труда и социального развития Дробот В.В. заявление Министерства поддержала по изложенным в нем доводам.
Представитель истца помощник Исилькульского межрайонного прокурора Kopжук Е.В. заявление Управления поддержала по изложенным ими основаниям.
Представитель Омского регионального отделения Фонда социального страхования Козлов Д.В. против удовлетворения заявления возражал, указал, что Фонд социального страхования переданы полномочия по обеспечению граждан, являющихся инвалидами, путевками на санаторно-курортное лечение с 01.01.2014 года, выполнять обязательства предыдущих ответчиков по решению Исилькульского городского суда от 03.12.2013 за 2012-2013 годы не согласны. Кроме того, в бюджете Фонда социального страхования РФ на 2014 год не заложены денежные средства на финансирование по обеспечению инвалидов санаторно-курортными путевками не только на 2012-2013 годы, но и на 2014 год. Личные дела граждан отделению Фонда не передавались, переданы, только справки для получения путевок формы N 070/у-04, поэтому оснований для возникновения обязанностей по обеспечению граждан, являющихся инвалидами санаторно-курортными путевками за 2012-2013 годы у Фонда не наступило.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе ГУ - Омское отделение ФСС РФ просит определение суда отменить, цитируя Соглашение 2010 года и Соглашение 2013 года, полагает, что у Фонда отсутствует обязанность исполнять обязательства Министерства и Управления. Ссылается, что денежных средств для финансирования неисполненных обязательств ответчика в бюджете Фонда не предусмотрено. Полагает, судом не исследован вопрос причины неисполнения ответчиками вступившего в законную силу решения.
Ссылается на нарушение норм процессуального законодательства.
По правилам ч. 2 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 44 ГПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства, в том числе и на стадии исполнения решения суда.
Согласно ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Аналогичные положения закреплены и в ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Судом установлено, что в соответствии с Соглашением между Министерством труда и социально защиты РФ и Правительством Омской области, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 20.12.2013 N 2424-р, полномочия по обеспечению отдельных категорий граждан мерами социальной поддержки, а именно по обеспечению путевок на санаторно-курортное лечение возложены на региональное отделение Фонда социального страхования Омской области.
Удовлетворяя заявление о замене должника в исполнительном производстве, суд первой инстанции исходил из того, что Постановление Правительства Омской области N 277-п от 30.12.2010 "О мерах по реализации соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации" с 01.01.2014, согласно пункту 3 Постановления Правительства Омский области от 24.12.2013N 353-п, признано утратившим силу, полномочия, связанные с выделением путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, с Министерства труда и социального развития Омской области и Управления труда и социального развития Омской области сняты.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, при этом исходит из следующего.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
30.12.2013 в соответствии с актом ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Минтрудсоцразвития Омской области сведения о состоящих на учете заявлениях граждан о предоставлении санаторно-курортных путевок и сведения о выданных путевках.
Омская область как субъект Российской Федерации с 01.01.2014 не является субъектом исполнения федеральных полномочий в части санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан, к которым относится Искиндиров С.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р утвержден специальный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации предоставляемых инвалиду.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ N 178-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 был утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с настоящим Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (приложение N 1 к настоящему Порядку), включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с поданными заявлениями и справками для их получения.
Принимая во внимание, что нуждаемость Искиндирова С. в санаторно-курортном лечении установлена решением суда, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на изменение уполномоченного органа, предоставляющего соответствующую государственную услугу.
При этом доводы подателя частной жалобы о том, что у Фонда отсутствует обязанность исполнять обязательства Министерства и Управления Министерства труда и социального развития Омской области подлежат отклонению, поскольку в настоящий период времени Фонд социального страхования Российской Федерации является уполномоченным органом по предоставлению социальной услуг - санаторно-курортное лечение, не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ из федерального бюджета предоставляются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, указанных в п. 7 ст. 26.3 настоящего Федерального закона, к которым следует отнести обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение.
При этом в силу п. 3 указанной статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в п. 7 ст. 26.3 настоящего Федерального закона, в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.
Согласно п. 1 ст. 242 БК РФ, операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
При этом в силу п. 5 ст. 242 БК РФ, не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Резюмируя вышеизложенное, отказ Омской области от реализации части федеральный полномочий в области санаторно-курортного лечения исключает исполнение с 01.01.2014 решения Исилькульского городского суда Омской области от 03.12.2013.
Довод частной жалобы о том, что требование о замене должника не может быть удовлетворено ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок, является несостоятельным, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Суждение подателя частной жалобы о необходимости установления обстоятельств и причин неисполнения ответчиками вступившего в законную силу решения, правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку вопросы исполнения бюджета регулируются бюджетным законодательством.
Иных доводов, которые могут повлечь отмену определения суда, жалоба не содержит.
Кроме того, не может повлечь отмену постановленного решения отсутствие указания в резолютивной части определения разъяснений о порядке его обжалования, поскольку данное нарушение на существо постановленного определения влияния не оказало, учитывая, что заявитель воспользовался своим правом на обжалование надлежащим образом.
С учетом установленного, судебная коллегия считает, что определение суда о замене стороны в правоотношении соответствует гражданскому процессуальному законодательству и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 334 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Исилькульского городского суда Омской области от 12 февраля 2014 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.