Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Полыги В.А., Шукеновой М.А.,
при секретаре Гудожниковой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 26 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Центральном АО г. Омска на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 11 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Включить в специальный стаж Рогаткиной Т. А., дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, в календарном исчислении курсы повышения квалификации с " ... " по " ... ", со " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", периоды работы с " ... " по " ... " в должности " ... " отделения в Центральной МСЧ N " ... " " ... ", переименованной в Центральную городскую больницу, в должности " ... " отделения Республиканской соматической больницы в Учреждении ЕЦ- " ... " с " ... " по " ... ", в должности " ... " Учреждения ЕЦ- " ... " с " ... " по " ... " в календарном исчислении.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска назначить Рогаткиной Т. А. трудовую пенсию досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с " ... ". В остальной части иска отказать".
Определением Куйбышевского районного суда г. Омска от 13.02.2014 года в резолютивной части решения исправлена описка, вместо периода работы с " ... " по " ... " указано на период работы с " ... " по " ... " года.
Заслушав доклад судьи областного суда Полыги В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рогаткина Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска о признании отказа в назначении трудовой пенсии досрочно необоснованным, об обязанности включить в специальный стаж периоды: с " ... " по " ... " в должности " ... " отделения Центральной медсанчасти N " ... " " ... ", переименованной в Центральную городскую больницу N " ... " в календарном порядке; с " ... " по " ... " в должности " ... " отделения Учреждения ЕЦ- " ... " в льготном исчислении как " ... " год работы за " ... " год и " ... " месяцев стажа; с " ... " по " ... " в должности " ... " Учреждения ЕЦ- " ... " в календарном исчислении, об обязанности назначить пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения, то есть с " ... " года.
В судебном заседании истец уточнила исковые требования и попросила суд включить в специальный стаж период прохождения срочной службы в добровольном порядке с " ... " по " ... " в войсковой части республики " ... " и исчислять указанный период в льготном порядке, то есть " ... " месяц за " ... " месяца, так как местность " ... " засчитывается в выслугу лет на льготных условиях по постановлению Правительства республики " ... " от " ... " N " ... ". Также просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, курсы повышения квалификации.
Истец в судебном заседании участия не принимала.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска Китова А.А. в судебном заседании с иском не согласилась.
Представители третьих лиц БУЗОО "Городская клиническая больница N " ... "", БУЗОО "Городская поликлиника N " ... "", БУЗОО "Городская поликлиника N " ... "", БУЗОО "Москаленская ЦРБ" в судебном заседании участия не принимали, просили дело рассмотреть в их отсутствии.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - УПФ РФ в Центральном АО г. Омска Трещилин О.А. просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить. Полагает, что периоды работы истца с " ... " по " ... " года, с " ... " по " ... " в Учреждениях ЕЦ- " ... " и ЕЦ- " ... " не могут быть включены в специальный стаж, так как работа в указанных учреждениях перечнем не предусмотрена. Период работы с " ... " по " ... " не подлежит включению в специальный стаж, поскольку должность " ... " Постановлением Правительства РФ от " ... " N " ... " не предусмотрена. Кроме того, в части указания даты окончания данного периода в решении суда допущена описка. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации также не подлежат включению в специальный стаж, поскольку в таковой засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В отзыве на апелляционную жалобу Рогаткина Т.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу главный врач БУЗОО "ГКБ N " ... "" Лисичкина А.В. просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, заслушав пояснения истца Рогаткиной Т.А., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, подписанного, в том числе, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации (п. 1, 2 ст. 6, ст. 11).
Как следует из материалов дела, Рогаткина Т.А. в спорные периоды с " ... " по " ... " работала в должности " ... " отделения Учреждения ЕЦ- " ... ", расположенного в поселке " ... "; в период с " ... " по " ... " в должности " ... " Учреждения " ... " УУИС УВД " ... "; в период с " ... " по " ... " в должности " ... " отделения Центральной медсанчасти N " ... " " ... " (переименована в Центральную городскую больницу N " ... "); с " ... " по " ... " работала в должности " ... " в войсковой части N " ... "; в период с " ... " по " ... " года, с " ... " по " ... " года, с " ... " по " ... " находилась на курсах повышения квалификации.
Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца ( " ... "), уточняющими справками ( " ... ").
Согласно решению ГУ - УПФ РФ в Центральном АО г. Омска от 16.07.2013 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
С учетом пояснений представителя ответчика в суде, письменного отзыва на иск следует, что периоды работы с " ... " по " ... " года, с " ... " по " ... " в Учреждении " ... ", Учреждении " ... " не были включены в специальный стаж ввиду того, что работа в указанных учреждениях не предусмотрена перечнем. Период работы с " ... " по " ... " в должности " ... " не был включен в специальный стаж, поскольку указанная должность не предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не зачтены в специальный стаж согласно п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 ( " ... ").
В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781).
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В указанном списке в разделе "Наименование должностей" содержатся должности "медицинская сестра", "медицинская сестра палатная (постовая)", в разделе "Наименование учреждений" - медико-санитарная часть, центральная медико-санитарная часть, больницы все наименований.
Абзацем 3 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Аналогичная правовая позиция выражена и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П.
В спорные периоды работы истца в должности " ... " в ЕЦ - " ... ", в должности " ... " в ЕЦ- " ... " действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 (действовал до 01.11.1999 года), согласно которому в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности засчитывалась работа в должности среднего медицинского персонала независимо от наименования должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Как следует из справок, выданных комитетом уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дела Республики Казахстан, в период с " ... " по " ... " истец работала в республиканской соматической больнице, а в период с " ... " по " ... " - в медицинской части со стационаром, которые являлись лечебными учреждениями, входящими в систему уголовно-исполнительной системы республики " ... " ( " ... ").
Иными словами, представленными в материалы дела справками подтверждается факт работы истца в лечебных учреждениях, наименование которых предусмотрено как Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, так и Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. При этом указание на ведомственную принадлежность больницы и медицинской части и вхождение их в структуру учреждений ЕЦ- " ... " и ЕЦ- " ... " правового значения для включения периодов работы в льготный стаж не имеет.
В указанной ситуации, разрешая вопрос о включении в специальный стаж Рогаткиной Т.А. периодов работы в учреждениях ЕЦ- " ... " и ЕЦ- " ... ", суд первой инстанции правомерно удовлетворил указанные требования, поскольку в названных лечебных учреждениях, входящих в уголовно-исполнительную систему, истец работала в должностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, а сами учреждения (больница и медицинская часть) относятся к лечебно-профилактическим учреждениям, предусмотренным действующими в спорный период и в настоящее время Списками.
При таком положении доводы автора жалобы о том, что период работы истца с " ... " по " ... " года, с " ... " по " ... " в Учреждениях ЕЦ- " ... " и ЕЦ- " ... " не могут быть включены в специальный стаж, так как работа в указанных учреждениях перечнем не предусмотрена, подлежат отклонению.
Согласно архивной справке с " ... " по " ... " истец работала в должности " ... " отделения в Центральной городской больнице N " ... " ( " ... ").
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков в выслуге для назначения пенсий в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, а периоды работы после 01.11.1999 года - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья от 22.09.1999 года.
На основании положений Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, предусматривающих включение в спецстаж периоды работы в должностях среднего медицинского персонала независимо от наименования должности, ответчиком был зачтен в специальный стаж период работы истца в должности " ... " отделения с " ... " по " ... " года. Период с " ... " по " ... " не зачтен в специальный стаж, так как указанная должность не предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066.
Вместе с тем само по себе исключение в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 правил о включении в специальный стаж работы на должностях среднего медицинского персонала независимо от наименования должности не является достаточным основанием для исключения спорного периода из специального стажа истца.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
У граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1999 года N 28 отделения акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое (родильное) относятся к хирургическим подразделениям стационаров лечебно-профилактических учреждений.
При изложенном, с учетом того, что Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066, а также действующим в настоящее время Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, в разделе "наименование должностей" также содержится должность "медицинская сестра" без указания направления деятельности, судебная коллегия полагает обоснованным включение в специальный стаж истца периода работы с " ... " по " ... " в должности " ... " отделения в Центральной городской больнице N " ... ". Доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
Судом установлено и стороной ответчика не оспаривалось, что в период с " ... " по " ... " года, с " ... " по " ... " года, с " ... " по " ... " Рогаткина Т.А. находилась на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы с отрывом от производства.
Пунктом 21 рекомендаций Международной Организации Труда от 24.06.1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. При этом в рассматриваемых Рекомендациях термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Согласно ранее действовавшей статье 122 КЗоТ РСФСР и статье 187 ТК РФ, действующей в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу п. 4 Правил исчисления периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, подлежат зачету в стаж работы, дающей право досрочное пенсионное обеспечение.
Принимая во внимание приведенные положения, а также гарантии, предоставленные законодательством для лиц, направляемых на повышение квалификации, в виде сохранения места работы и оплаты труда, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых основания для включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации повышения " ... " по " ... " года, с " ... " по " ... " года, с " ... " по " ... " года.
Доводы подателя жалобы о том, что в специальный стаж засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, основаны на неправильном толковании норм закона.
Принимая во внимание п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, согласно которому льготное исчисление сроков выслуги (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусматривалось в отношении среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии и др., учитывая, что истец в период с " ... " по " ... " работала в " ... " отделении Республиканской соматической больницы (не в стационаре), суд обоснованно отказал истцу в исчислении работы в указанный период в льготном порядке.
Учитывая, что вопреки положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, истец не представила доказательств того, что в период с " ... " по " ... " фактически выполняла обязанности " ... " (оказывала медицинскую помощь), суд правомерно отказал Рогаткиной Т.А. во включении указанного периода в специальный стаж, поскольку в силу п. 2 действовавшего в указанный период Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба в составе ВС СССР и правоохранительных органов по специальности.
Установив, что работа в должности " ... " отделения в МЧС N " ... " с " ... " по " ... " относится к работе в отделении " ... " профиля стационаров, на основании п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 суд включил указанный период работы в специальный стаж истца в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев стажа).
В указанной части апелляционная жалоба доводов не содержит.
Рогаткина Т.А. за назначением досрочной трудовой пенсии по старости обратилась в ГУ - УПФ РФ по ЦАО г. Омска " ... " года. Ответчиком медицинский стаж истца с учетом норм ранее действовавшего пенсионного законодательства определен - " ... " лет " ... " месяцев " ... " дней.
Продолжительность периодов, засчитываемых судом, составляет:
с " ... " по " ... " - " ... ";
с " ... " по " ... " - " ... ";
с " ... " по " ... " - " ... ";
с " ... " по " ... " - " ... ";
с " ... " по " ... " - " ... ";
с " ... " по " ... " - " ... ".
Таким образом, в совокупности с продолжительностью медицинского стажа, определенного ответчиком и засчитанного судом, общая продолжительность специального стажа истца на момент обращения за назначением пенсии превысила требуемые " ... " лет для назначения досрочной трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах отказ ответчика в назначении истцу пенсии являлся неправомерным, а решение суда о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с " ... " является законным и обоснованным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.