Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.
при секретаре Усмановой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 апреля 2014 года в г. Омске дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Омской области на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 13 января 2014 года, которым на Управление Федеральной миграционной службы по Омской области возложена обязанность выдать Жук О.А. паспорт гражданина Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Илларионова А.В., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Жук О.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Федеральной миграционной службы по Омской области (далее также - УФМС России по Омской области) в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. В обоснование заявления указала, что обратилась в отдел N " ... " УФМС России по Омской области в Советском административном округе г. Омска с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. Ей отказано в выдаче паспорта, так как заключением от " ... " принадлежность ее к гражданству Российской Федерации не подтверждена. Считает данный отказ незаконным, поскольку наличие у нее гражданства Российской Федерации подтверждается вкладышем N " ... " к паспорту гражданина СССР серии N " ... ", выданным " ... ", на основании которого " ... " посольством России в Казахстане ей был выдан паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации серии N " ... ", сроком действия до " ... ", которым она пользовалась до настоящего времени. Просила признать незаконным отказ в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, обязать УФМС России по Омской области выдать паспорт гражданина Российской Федерации.
В судебном заседании Жук О.А. заявленные требования поддержала.
Представитель УФМС России по Омской области Соколов А.С. в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что согласно ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, действующих на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. К таким актам относится Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", признавший гражданами Российской Федерации всех граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего закона, то есть на N " ... " Жук О.А. въехала на территорию Российской Федерации из Республики " ... " в " ... " года, документы на получение гражданства Российской Федерации не подавала. Жук О.А. необходимо обратиться с заявлением об оформлении вида на жительство для дальнейшего приема в гражданство Российской Федерации.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области " ... " просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, то есть на 06.02.1992. Согласно ст. 18 того же Закона в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретали граждане бывшего СССР, проживавшие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 06.02.1992, если они до 31.12.2000 заявили о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Согласно пояснениям Жук О.А., она по состоянию на 06.02.1992 проживала на территории Казахстана. Из ответа УФМС России по Забайкальскому краю следует, что Жук О.А. с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации не обращалась. Таким образом, исполнение решения суда в части возложения на УФМС России по Омской области обязанности выдать Жук О.А. паспорт гражданина Российской Федерации не повлечет для последней правовых последствий в виде признания ее гражданкой Российской Федерации. Суд вышел за пределы своих полномочий и в нарушение положений ст. 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" признал Жук О.А. гражданкой Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя УФМС России по Омской области " ... ", поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Жук О.А., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Жук О.А. родилась " ... " в г. " ... ", где проживала до " ... " года. В " ... " году она переехала в " ... ", где проживала до " ... " года.
" ... " Жук О.А. получила паспорт гражданина СССР серии N " ... ", выданный ОВД Центрального райисполкома гор. " ... ". Согласно записям в данном паспорте, Жук О.А. с " ... " по " ... " была зарегистрирована по месту жительства в " ... ", с " ... " по " ... " - в " ... ", с " ... " по " ... " в " ... ", с " ... " по " ... " - в " ... ", с " ... " по " ... " - в " ... ", с " ... " по " ... " - в " ... ".
" ... " ОВД Читинского района Читинской области был выдан вкладыш серии N " ... " к названному паспорту, подтверждающий принадлежность Жук О.А. к гражданству Российской Федерации на основании ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации".
В период с " ... " года по " ... " года Жук О.А. проживала в " ... ".
" ... " и " ... " посольством России в " ... " Жук О.А. были выданы соответственно паспорт N " ... " сроком действия до " ... " и паспорт N " ... " сроком действия до " ... ", удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В " ... " Жук О.А. был выдан вид на жительство иностранного гражданина сроком действия с " ... " по " ... ".
Приехав в " ... " в " ... " года и зарегистрировавшись по месту пребывания, Жук О.А. " ... " обратилась в отдел N " ... " УФМС России по Омской области в Советском административном округе г. Омска с заявлением о выдаче (замене) паспорта.
Указанным отделом УФМС России по Омской области проведена проверка о наличии либо отсутствии у заявителя гражданства Российской Федерации, по результатам которой " ... " составлено заключение N " ... ".
Согласно данному заключению, Жук О.А. гражданкой Российской Федерации не является, поскольку она по состоянию на 06.02.1992 проживала на территории Казахстана, за время проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами гражданство Российской Федерации в установленном порядке не приобрела, является лицом без гражданства.
В письменном сообщении отдела N " ... " УФМС России по Омской области в Советском административном округе г. Омска от " ... " Жук О.А. разъяснено право получить вид на жительство лица без гражданства, а затем гражданство Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Возлагая на УФМС России по Омской области обязанность выдать Жук О.А. паспорт гражданина Российской Федерации, суд исходил из того, что ее принадлежность к гражданству Российской Федерации подтверждается вкладышем N " ... ", выданным ОВД Читинского района Читинской области к паспорту гражданина СССР серии N " ... ", доказательств предоставления заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при получении названного вкладыша не имеется.
Судебная коллегия областного суда считает возможным согласиться с решением суда на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Частью 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
В силу п. "а" ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 данного Федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Ранее основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации устанавливались Законом РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 13 указанного Закона гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу приведенного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Частью 2 той же статьи установлено, что лица, родившиеся 30.12.1922 и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.
Пунктом "г" ст. 18 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. Закона РФ от 17.06.1993 N 5206-1; Федерального закона от 06.02.1995 N 13-ФЗ) предусматривалось, что в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 06.02.1992, если они до 31.12.2000 заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
В силу ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Из материалов дела видно, что Жук О.А. получен вкладыш N " ... ", выданный " ... " ОВД Читинского района Читинской области к паспорту гражданина СССР серии N " ... ", подтверждающий признание наличия у нее гражданства Российской Федерации на основании ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации".
Факт выдачи Жук О.А указанного вкладыша подтвержден ответом Отдела УФМС России по Забайкальскому краю от " ... " N " ... " на запрос начальника отдела N " ... " УФМС России по Омской области в Советском административном округе г. Омска.
На момент выдачи названного вкладыша действовала Инструкция о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, утвержденная приказом МВД РФ от 05.05.1993 N 210, согласно п. 1.2 которой паспорта и вкладыши на территории Российской Федерации выдаются соответствующими органами внутренних дел лицам, принадлежность которых к гражданству Российской Федерации установлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Исходя из п. 3.3 данной Инструкции для получения вкладышей гражданами Российской Федерации предоставлялись паспорт гражданина СССР или свидетельство о рождении либо удостоверение личности (военный билет) военнослужащего, а также иные документы, определяющие принадлежность данного лица к гражданству Российской Федерации, предусмотренные Перечнем (Приложение 1 к Инструкции).
Пунктом 3.4 названной Инструкции предусматривалось, что поступившие документы рассматриваются начальником паспортно-визовой службы или его заместителем, которые принимают решения о выдаче гражданам вкладышей.
Таким образом, по результатам рассмотрения документов в отношении Жук О.А. уполномоченным органом - ОВД Читинского района Читинской области в " ... " году было принято решение о выдаче указанного выше вкладыша, подтверждающего признание за ней гражданства Российской Федерации на основании ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации".
Судом в судебном заседании не установлен, материалами дела не подтверждается факт предоставления Жук О.А. подложных документов или сообщения ею заведомо ложных сведений при получении названного вкладыша.
На момент составления и утверждения заключения отдела N " ... " УФМС России по Омской области в Советском административном округе г. Омска от " ... " N " ... " об отсутствии у Жук О.А. гражданства Российской Федерации действовал Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", согласно п. "а" ст. 5 которого, как указывалось выше, гражданами Российской Федерации признаются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления его в силу. Статьей же 42 данного Федерального закона предусмотрено, что документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу данного Федерального закона.
На день вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" вкладыш о принадлежности к гражданству Российской Федерации, выданный Жук О.А. ОВД Читинского района Читинской области в " ... " году, недействительным не был признан, сохранял юридическую силу. На основании данного вкладыша Консульством России в " ... " заявителю " ... " выдан паспорт N " ... ", удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а " ... " такой же паспорт N " ... ". Жук О.А. гражданство " ... " не приобрела, перед приездом в Россию в " ... " года проживала на территории " ... " на основании вида на жительство иностранного гражданина, выданного МВД Республики " ... " " ... " сроком по " ... ".
С учетом приведенных положений п. "а" ст. 5, ст. 42 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что на момент вступления в силу данного Федерального закона Жук О.А. имела выданный уполномоченным органом и сохранявший юридическую силу вкладыш, подтверждающий принадлежность ее к гражданству Российской Федерации, правовые основания считать Жук О.А. лицом, не имеющим гражданство Российской Федерации, отсутствуют, в связи с чем суд обоснованно возложил на УФМС России по Омской области обязанность выдать заявителю паспорт гражданина Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, поскольку сделаны без учета того обстоятельства, что Жук О.А. на момент вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" была документирована уполномоченным органом вкладышем, подтверждающим принадлежность ее к гражданству Российской Федерации и сохранявшим юридическую силу на указанный момент, и в этой связи в силу п. "а" ст. 5 данного Федерального закона является гражданкой Российской Федерации.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд вышел за пределы своих полномочий и в нарушение положений ст. 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" признал Жук О.А. гражданкой Российской Федерации, не могут быть учтены, так как суд на разрешал вопрос о принятии Жук О.А. в гражданство Российской Федерации. Обязывая орган миграционного учета выдать заявителю паспорт гражданина Российской Федерации, суд исходил из наличия у Жук О.А. гражданства Российской Федерации, так как ранее оно было признано за ней путем выдачи указанного выше вкладыша.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия областного суда считает, что судом по делу постановлено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Омск от 13 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.