Судебная коллегия по гражданским делам
Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Будылка А.В. и Башкатовой Е.Ю.
при секретаре Макаровой Н.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 февраля 2014 г. в г. Омске дело по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 28 ноября 2013 г., которым на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность по предоставлению Лазаревой М.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лазарева обратилась с иском к Администрации г. Омска, Правительству Омской области, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указала, что она является ребенком-сиротой. Ее мать Ремденок А.В. умерла 08 ноября 2002 года. Отец Ремденок А.К. отбывает наказание в местах лишения свободы. Ее попечителем назначен Ремденок А.А., за ней закреплена " ... " в " ... " Омской области. 18 сентября 2013 года она была принята на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Просила обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство образования Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Представитель Министерства образования Омской области иск не признал, пояснив, что в настоящее время предоставить жилое помещение истице невозможно, поскольку реализация права истицы на получение жилого помещения как лица, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не должна нарушать права других лиц, расположенных в списке ранее. Истица не была включена в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, до февраля 2013 года, соответственно формирование заявки с учетом нахождения ее в списке будет возможно только в следующем году.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области. В отзыве на иск ответчик указал, что министерство является ненадлежащим ответчиком. Формирование и ведение списков детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Министерство образования Омской области.
Дело рассмотрено в отсутствии представителей Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя Правительства Омской области. В возражениях на иск ответчик указал, что органом исполнительной власти, на который возложена функция по обеспечению детей-сирот жильем, является Министерство образования Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образование Омской области просит решение суда отменить. Указывает на то, что истица не была включена в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, до февраля 2013 года, формирование заявки с учетом нахождения ее в списке будет возможно только в следующем году. Полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истице может возникнуть не ранее 2014 года.
Изучив материалы дела, жалобу, судебная коллегия полагает, что решение суда следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что Лазарева М.А. (ранее Ремденок) родилась 20 ноября 1990 года. Мать истицы Ремденок А.В. умерла 08 ноября 2002 года, отец Ремденок А.К. с 04 апреля 2003 года отбывает наказание в местах лишения свободы. Постановлением главы Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области над Лазаревой установлена опека, опекуном назначен Ремденок А.А. Распоряжением Министерства образования Омской области от 18 сентября 2013 года Лазарева принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Жилое помещение истице до настоящего времени не предоставлено.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что до 19 июля 2013 года Лазарева была зарегистрирована по адресу Омская область, " ... ". В настоящее время Лазарева временно зарегистрирована по адресу: г. Омск, " ... ".
По сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области Лазарева в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится.
Согласно представленным документам на момент принятия истицы на учет для предоставления жилья, ее возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истице жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не предоставлялось. Право истицы получить жилое помещение, предоставляемое по договору найма специализированного жилого помещения, ответчиками не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Согласно данному постановлению приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ " ... " области.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истицы обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Довод о недоказанности факта нарушения прав истицы Министерством образования Омской области не может быть принят во внимание, поскольку после постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2013 году истице жилое помещение предоставлено не было.
В жалобе Министерство образования Омской области ссылается на то, что в 2013 году им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ " ... " области, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства. Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание. Ни нормами Жилищного Кодекса РФ, ни ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов Омской области, обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Омской области.
Из жалобы Министерства следует, что в 2013 году в соответствии с номером в списке по г. Омску жилое помещение Лазаревой предоставить не было возможности. В соответствии с формируемой заявкой жилое помещение будет предоставлено в феврале 2014 года.
Однако, и на момент рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции - 12 февраля 2013 года - жилое помещение истице не предоставлено.
Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.