Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Тюгаева В.Е., поступившую 12 марта 2014 года, на решение Тверского районного суда г. Москвы от 21 июня 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 ноября 2013 года по делу по иску Тюгаева В.Е. к ГУ МВД России по г. Москве о перерасчете пенсии, взыскании задолженности,
установил:
Тюгаев В.Е. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по г. Москве о перерасчете пенсии, взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований указывал, что он с 17 февраля 2001 года является пенсионером МВД РФ, ранее занимал должность заместителя начальника отдела по кадровой и воспитательной работе ОВД района "Бирюлево-Западное" УВД ЮАО г. Москвы, был уволен приказом УВД ЮАО г. Москвы N 163 л/с с 16 февраля 2001 года. Его выслуга на 16 февраля 2001 года составляла в календарном исчислении 25 лет 00 месяцев 24 дня, в льготном исчислении 25 лет 01 месяц 24 дня, куда входил, в том числе период обучения на дневном отделении Ульяновского электромеханического техникума из расчета два месяца учебы за один месяц службы. С января 2012 года истцу был произведен перерасчет пенсии и определена надбавка к пенсии за выслугу лет в размере 30 %, исходя из стажа службы - от 20 до 25 лет, при этом учеба в Ульяновском электромеханическом техникуме в стаж не была включена. С учетом изложенного, истец полагал, что период учебы подлежал включению в стаж службы, соответственно его стаж составляет более 25 лет и надбавка к пенсии должна быть определена в размере 40 %.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 21 июня 2013 года в удовлетворении исковых требований - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 ноября 2013 года решение Тверского районного суда г. Москвы от 21 июня 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Тюгаев В.Е. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 43 вышеуказанного Закона для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы).
Федеральным законом от 08.11.2011 года N 309-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 43 были внесены изменения, согласно которым указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
В соответствии с п. 8 ст. 12 Федерального закона N 309-Ф3 размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 9 ст. 12 этого же Закона при пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
Таким образом, с 01.01.2012 г. всем лицам, проходившим службу в органах внутренних дел и уволенным до 01.01.2012 г., производится перерасчет пенсии в соответствии с новым законодательством и по новым окладам.
До 01.01.2012 г. размер процентной надбавки за выслугу лет исчислялся в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".
Согласно п. 6 ст. 1 названного Федерального закона сотрудникам ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в следующих размерах при выслуге: от полугода до 1 года - 5 процентов; от 1 года до 2 лет - 10 процентов; от 2 до 5 лет - 25 процентов; от 5 до 10 лет - 40 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 50 процентов; от 20 до 22 лет - 55 процентов; от 22 до 25 лет - 65 процентов; 25 лет и более - 70 процентов.
С 01.01.2012 г. процентная надбавка за выслугу лет переименована в ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и исчисляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247- ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 7 ст. 2 указанного Федерального закона ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге): от 2 до 5 лет - 10 процентов; от 5 до 10 лет - 15 процентов; от 10 до 15 лет - 20 процентов; от 15 до 20 лет - 25 процентов; от 20 до 25 лет - 30 процентов; 25 лет и более - 40 процентов.
Согласно п. 8 ст. 2 этого же Федерального закона порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в ч. 7 настоящей статьи, определяется Правительством РФ, в данном случае - Постановлением Правительства РФ от 27.12.2011 г. N 1158 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", утвердившим Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел РФ.
Статьей 2 данных Правил определены периоды, подлежащие включению в стаж, при этом периоды обучения в каких-либо учебных заведениях в исчерпывающий перечень, указанный в статье, не входят.
В силу п. 3 Правил, периоды службы (работы), предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, включаются в стаж службы (выслугу лет) в календарном исчислении, за исключением периодов службы (работы), подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Тюгаев В.Е. с 17 февраля 2001 года является пенсионером МВД РФ, ранее занимал должность заместителя начальника отдела по кадровой и воспитательной работе ОВД района "Бирюлево-Западное" УВД ЮАО г. Москвы, был уволен приказом УВД ЮАО г. Москвы N 163 л/с с 16 февраля 2001 года . Его выслуга на 16 февраля 2001 года составляла в календарном исчислении 25 лет 00 месяцев 24 дня, в льготном исчислении 25 лет 01 месяц 24 дня, куда входил, в том числе период обучения на дневном отделении Ульяновского электромеханического техникума из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
С января 2012 года истцу произведен перерасчет пенсии и определена надбавка к пенсии за выслугу лет в размере 30 %, исходя из стажа службы 23 года 06 месяцев 09 дней, при этом учеба в Ульяновском электромеханическом техникуме в стаж не включена.
Также судом установлено, что выслуга лет - 23 года 06 месяцев 09 дней для выплаты процентной надбавки Тюгаеву В.Е. была пересмотрена с 1 июля 2002 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно указал, что ответчик правильно при перерасчете пенсии Тюгаева В.Е. и определении надбавки к пенсии за выслугу лет в размере 30 %, исходил из стажа службы - 23 года 6 месяцев 09 дней (от 20 до 25 лет).
Кроме того, суд первой инстанции со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 147-О указал, что само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя.
С 1 января 2012 года произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, направленное на значительное увеличение получаемого ими оклада месячного денежного содержания, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предусматривающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 процентов до 54 процентов, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового - более высокого - денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий. При пересмотре размеров пенсий указанных лиц размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой Должностью устанавливаются применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (пункт Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации").
Что касается ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), то исчисление данной выплаты для указанной категории граждан производится также исходя из повышенного оклада месячного денежного содержания. Кроме того, правила исчисления пенсий, применяемые с 1 января 2012 года, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, в органах налоговой полиции, и направлены на увеличение размеров указанных пенсий.
Кроме того, как следовало из представленных суду документов, перерасчет пенсии истца, осуществленный в связи с введением нового правового регулирования, касающегося учета денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, повлек увеличение размера получаемой им пенсии. Ранее размер пенсии составлял ***руб. *** коп., с 1 апреля 2012 года - ***руб. *** коп., с 1 января 2013 года - *** руб. *** коп. ежемесячно.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды неправильно оценили фактические обстоятельства, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом подробного изучения судов обеих инстанций, направлены на оспаривание их выводов, а также иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, так как применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Тюгаева В.Е. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 21 июня 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 ноября 2013 года по делу по иску Тюгаева В.Е. к ГУ МВД России по г. Москве о перерасчете пенсии, взыскании задолженности, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.