Постановление Московского городского суда от 24 декабря 2010 N 44у-381/10
Президиум Московского городского суда в составе:
Председательствующего Фомина Д.А.
и членов президиума: Дмитриева А.Н., Агафоновой Г.А., Мариненко А.И., Курциньш С.Э.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Бахтина-Александровского Н.С. о пересмотре приговора Перовского районного суда города Москвы от 19 января 2009 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 13 мая 2009 года.
Указанным приговором
Бахтин-Александровский Н.С., ранее судимый 15 августа 2006 года по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228-1; ч. 1 ст. 228-1 УК РФ на 2 года лишения свободы; 20 февраля 2007 года по ч. 1 ст. 158 УК РФ (2 эпизода) с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ на 2 года 1 месяц лишения свободы, освобожденный 18 июня 2008 года по отбытию срока наказания,
- осужден по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ на 4 года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, без штрафа.
Срок наказания исчислен с 25 июля 2008 года.
Этим же приговором осужден Филиппов О.В., надзорное производство в отношении которого прекращено в связи с его смертью.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 13 мая 2009 года приговор оставлен без изменения.
Постановлением судьи Московского городского суда от 11 августа 2010 года осужденному Бахтину-Александровскому Н.С. отказано в удовлетворении надзорной жалобы о пересмотре состоявшихся судебных решений.
В надзорной жалобе осужденный Бахтин-Александровский Н.С. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, указывая, что судом не добыто достаточных доказательств его вины, в основу обвинительного приговора положены его признательные показания, данные в ходе предварительного следствия, от которых он впоследствии отказался и которые не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, а также предположения и недопустимые доказательства. Просит об отмене приговора, прекращении дела и признании его права на реабилитацию.
Заслушав доклад судьи Свиренко О.В., мнение заместителя прокурора города Москвы Юдина В.П., полагавшего исключить осуждение Бахтина-Александровского Н.С. по квалифицирующему признаку совершенного преступления "с причинением значительного ущерба", снизив наказание до 3 лет 9 месяцев лишения свободы, в остальном судебные решения оставить без изменения, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум
установил:
Согласно приговору суда Бахтин-Александровский Н.С. и Филиппов О.В. - каждый, осуждены за покушение на кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, с незаконным проникновением в жилище, группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от них обстоятельствам.
Как установлено судом, они при неустановленных обстоятельствах вступили между собой и в неустановленным лицом в преступный сговор, направленный на тайное хищение чужого имущества. Во исполнение задуманного, действуя совместно и согласовано, по заранее распределенным ролям, 25 июля 2008 года, примерно в 11.30, они подошли к корпусу 1 дома 17 по ул. "_" в г. Москве. Далее, выполняя общий преступный умысел, Бахтин-Александровский Н.С. позвонил по домофону в квартиру N "_", расположенную по вышеуказанному адресу, при этом ответа по домофону не последовало. Зайдя в подъезд и поднявшись на лифте на 17-ый этаж, он позвонил в звонок квартиры. Убедившись, что в данной квартире никого нет, спустился к соучастникам вниз и сообщил им об этом. Затем, согласно распределению ролей, Бахтин-Александровский Н.С. остался возле подъезда, чтобы предупредить соучастников об опасности, а Филиппов О.В. и неустановленное в ходе следствия лицо зашли в подъезд, поднялись на 17-ый этаж, после чего Филиппов О.В. совместно с неустановленным в ходе следствия лицом, вышли на лестничную площадку 17-го этажа. Там неустановленное в ходе следствия лицо заранее приготовленными ножницами перекусило навесной замок решетчатой двери, ведущей на чердак, после чего Филиппов О.В. и неустановленное лицо зашли за решетчатую дверь, ведущую на чердак, неустановленное лицо повесило приготовленный заранее новый навесной замок на решетчатую дверь. Филиппов О.В. остался возле решетчатой двери, чтобы предупредить соучастника об опасности, а неустановленное в ходе следствия лицо пошло на чердак к месту над потолком квартиры, которую прозванивал Бахтин-Александровский Н.С. Неустановленное в ходе следствия лицо с помощью приготовленных заранее инструментов начало пробивать отверстие в полу чердака (воздухоотвода) с целью совершения тайного хищения имущества С-ова В.С., а именно денег, компьютера и ювелирных изделий, собираясь причинить С-ову В.С. общий материальный ущерб на сумму 154.000 руб., что для него является значительным. В то время, как Филиппов О.В. находился возле решетчатой двери, ведущей на чердак, а неустановленное в ходе следствия лицо, находясь на чердаке дома 17 корп. 1 по ул. "_" в г. Москве, пробивало отверстие через воздухоотвод в квартиру потерпевшего С-ова В.С., Бахтин-Александровский Н.С. увидел, что к подъезду по вышеуказанному адресу подъезжают на служебной машине сотрудники милиции. Тогда он - Бахтин-Александровский в 11.45 с номера телефона "_" позвонил на номер "_" Филиппову О.В. и сообщил о приезде сотрудников милиции. В свою очередь Филиппов О.В. сообщил о приезде сотрудников милиции неустановленному в ходе следствия лицу, который перестал пробивать отверстие воздухоотвода, собрал инструменты в сумку и вместе с Филипповым О.В. вышел из подъезда. После Бахтин-Александровский Н.С. и Филиппов О.В. были задержаны сотрудниками милиции, преступление до конца довести не смогли по независящим от их воли обстоятельствам.
Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум Московского городского суда находит судебные решения подлежащим изменению по следующим основаниям.
Выводы суда о виновности Бахтина-Александровского Н.С. в совершении преступления, за которое он осужден, являются правильными и основаны на совокупности доказательств, исследованных в судебном заседании и получивших обоснованную оценку в приговоре суда: показаниях потерпевшего С-ова В.С., показаниях свидетелей К-ого А.В., А-ина В.И., заявлении С-ова В.С., протоколах следственных действий, данными о входящих и исходящих телефонных соединениях Филиппова и Бахтина-Александровского в период совершения преступления, вещественными доказательствами.
Кроме того, в основу обвинительного приговора судом положены и показания Бахтина-Александровского Н.С., данные им в ходе предварительного следствия при допросе в качестве подозреваемого, в которых он пояснил, что Филиппов и его (Филиппова) знакомый Иван попросили его позвонить в квартиру, дверь ему никто не открыл, они затем сообщили, что хотят эту квартиру обворовать, затем он по просьбе Ивана принес ему и Филиппову сверток, ими оставленный, а через некоторое время его - Бахтина-Александровского, и Филиппова задержали сотрудники милиции. Эти показания верно оценены судом и положены в основу приговора, поскольку изложенные в них обстоятельства нашли свое объективное подтверждение в материалах уголовного дела, в том числе, и в вещественных доказательствах, поскольку телефонные соединения Бахтина-Александровского и Филиппова в период покушения на совершение кражи свидетельствуют об их согласованных действиях, направленных на реализацию общего преступного умысла, который не был доведен до конца по независящим от них причинам.
Доказательства, положенные в основу приговора, получены в установленном законом порядке являются допустимыми, получили должную оценку в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ, и свидетельствуют о том, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод о виновности Бахтина-Александровского в совершении преступления, за которое он осужден.
Показаниям осужденных, потерпевшего и допрошенных свидетелей суд дал надлежащую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности для разрешения дела.
Доводы осужденного Бахтина-Александровского Н.С. о том, что у него не было умысла на совершение кражи и в сговор с соучастниками он не вступал, судом проверены и в приговоре опровергнуты.
Юридическая квалификация действий осужденного по ст. ст. 30 ч. 3, 158 ч. 3 п. "а" УК РФ является правильной. Однако, как следует из материалов уголовного дела, в том числе, из показаний потерпевшего С-ова В.С., реального ущерба действиями осужденных ему причинено не было. В судебном заседании потерпевший пояснил, что если бы они довели свой преступный умысел до конца, могли бы похитить имущества на сумму 154000 руб. и даже больше, так как дома был дорогой компьютер, дорогостоящая одежда жены и ювелирные украшения. При таких обстоятельствах осуждение Бахтина-Александровского Н.С. за покушение на совершение кражи, в том числе, с причинением значительного ущерба потерпевшему, не может быть признано законным и обоснованным, и в этой части в судебные решения необходимо внести изменения.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст. 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ, и с учетом положений Общей части УК РФ. С учетом вносимых в судебные решения изменений Президиум Московского городского суда считает необходимым снизить назначенное Бахтину-Александровскому Н.С. наказание, не усматривая оснований для применения ст. ст. 64, 73 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, Президиум
постановил:
Надзорную жалобу осужденного Бахтина-Александровского Н.С. оставить без удовлетворения.
Приговор Перовского районного суда города Москвы от 19 января 2009 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 13 мая 2009 года в отношении Бахтина-Александровского Н.С. - изменить:
- исключить осуждение его по квалифицирующему признаку совершенного преступления "с причинением значительного ущерба потерпевшему";
- снизить назначенное наказание по ст. ст. 30 ч. 3, 158 ч. 2 п. "а" УК РФ до 3 (трех) лет 9 (девяти) месяцев лишения свободы, без штрафа, в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор и кассационное определение оставить без изменения.
Председательствующий Д.А. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.