Судья Попова З.Н.
Дело N 33-442
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Ворониной И.В.,
судей Захаровой Е.А., Лемагиной И.Б.,
с участием прокурора Калугина А.В.,
при секретаре Лапшиной Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой Е.А. дело по апелляционной жалобе ФГУП "Канал имени Москвы" на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 1 августа 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Московского межрегионального транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие "Канал имени Москвы" обеспечить безопасную эксплуатацию гидроузла "." в составе: судоходного шлюза, плотины путем производства ремонта причальных пал верхнего и нижнего подходных каналов шлюза, а также обеспечить безопасную эксплуатацию гидроузла "." в составе: судоходного шлюза, плотины путем производства ремонта крепления нижнего подходного канала.
Установить срок устранения вышеуказанных нарушений не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать ФГУП "Канал имени Москвы" государственную пошлину в размере .коп. в доход федерального бюджета,
установила:
Московский межрегиональный транспортный прокурор обратился в суд с заявлением к ФГУП "Канал имени Москвы" об обязании ответчика обеспечить безопасную эксплуатацию гидроузла "." в составе: судоходного шлюза, плотины путем производства ремонта причальных пал верхнего и нижнего подходных каналов шлюза, а также безопасную эксплуатацию гидроузла "." в составе: судоходного шлюза, плотины путем производства ремонта крепления нижнего подходного канала. Истец просит установить срок устранения вышеуказанных нарушений не позднее 9 месяцев с даты вступления в силу решения суда. В обоснование требований истец указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований законодательства при эксплуатации гидроузла "." и гидроузла "." были выявлены нарушения, выразившиеся в невыполнении мероприятий, указанных в Декларации безопасности гидротехнического сооружения. Ответчиком допускаются нарушения требований Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и иных подзаконных актов, в том числе Декларации безопасности. Выявленные нарушения создают условия для возможной аварии или неисправностей, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде.
Прокурор отдела Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Зоркий А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФГУП "Канал имени Москвы" Смирнов И.М. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований Московского межрегионального транспортного прокурора, просил установить более длительный срок устранения нарушений, ссылаясь на недостаточное финансирование запланированных работ.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ФГУП "Канал имени Москвы", указывая на несогласие с выводами судебного решения.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя ФГУП "Канал имени Москвы" Аничкина Д.А., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Калугина А.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного с учетом представленных доказательств и требований закона.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
эксплуатирующая организация - это государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;
собственник гидротехнического сооружения - это Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется, в том числе путем реализации мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
На основании ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 10 вышеуказанного Федерального закона, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом на балансе ФГУП "Канал имени Москвы" имеется 248 гидротехнических сооружений, из них по приказу Ространснадзора от 02.04.2012 NАК-151ФС 91 сооружение подлежит декларированию, они продекларированы в 41 декларации, за исключением 8 объектов, по которым Декларации безопасности находятся на утверждении в Ространснадзоре.
Гидроузел "." и гидроузел "." находятся на праве хозяйственного ведения у ФГУП "Канал имени Москвы" (л.д. 43-44,51-53)
Из материалов дела усматривается, что в утвержденной 16.11.2010 г. Декларации безопасности гидроузла . в составе: шлюз, плотина предусмотрен перечень мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасности ГТС, в том числе произвести ремонт причальных пал верхнего и нижнего подходных каналов шлюза. Данные работы должны были быть завершены до 2012 года, однако до настоящего времени ремонт причальных пал верхнего и нижнего подходных каналов шлюза не выполнен (л.д.12).
В утвержденной 21.09.2010 г. Декларации безопасности гидроузла "." в составе: шлюз, плотина, водосброс предусмотрен перечень мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасности ГТС, в том числе произвести ремонт крепления нижнего подходного канала. Данные работы должны были быть завершены до 2012 года, однако до настоящего времени ремонт крепления нижнего подходного канала не выполнен (л.д.13).
29.03.2013 г. Московской межрегиональной транспортной прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений с требованием устранить допущенные нарушения закона, причин и условий им способствовавшим (л.д. 22-24).
На основании постановления Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от 04.04.2013 г. Центральным УГРН Ространснадзора ФГУП "Канал имени Москвы" был привлечен к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере . рублей (л.д. 33-37).
Проверив представленные доказательства, доводы истца и возражения ответчика, который не оспаривал допущенные нарушения, суд пришел к обоснованным выводам об удовлетворении заявленного иска.
Учитывая установленные судом обстоятельства, руководствуясь положениями ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 N 117-ФЗ, суд пришел к верному выводу о необходимости обязания Федеральное государственное унитарное предприятие "Капал имени Москвы" обеспечить безопасную эксплуатацию гидроузла "." в составе: судоходного шлюза, плотины путем производства ремонта причальных пал верхнего и нижнего подходных каналов шлюза, а также обеспечить безопасную эксплуатацию гидроузла "." в составе: судоходного шлюза, плотины путем производства ремонта крепления нижнего подходного канала.
Срок устранения вышеуказанных нарушений (не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу) установлен судом с учетом особенностей финансирования мероприятий в рамках федеральной программы, а также с учетом зависимости проведения некоторых видов работ от навигации. Судебная коллегия полагает установленный судом срок разумным и достаточным для устранения имеющихся нарушений.
Госпошлина взыскана судом с ответчика в доход федерального бюджета исходя из ст. 103 ГПК РФ в сумме . руб.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, направлены на переоценку доказательств по делу, иное толкование закона, что основанием к отмене законного и обоснованного решения суда служить не может. Решение судом постановлено с учетом представленных доказательств, в числе которых объяснения представителя ответчика, который в суде первой инстанции не возражал против иска, признав допущенные нарушения. Доказательств, опровергающих доводы истца в суд первой инстанции, представлено не было, в связи с чем коллегия не может принять во внимание возражения ответчика в апелляционной жалобе о том, что отсутствуют законные основания для удовлетворения иска, об отсутствии нарушений закона при эксплуатации водных объектов. На обстоятельства, указанные в апелляционной жалобе, ответчик в суде первой инстанции не ссылался, в связи с чем в соответствии со ст. 56 ГПК РФ решение было постановлено по представленным доказательствам.
Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 1 августа 2013 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.