Судья Самороковская Н.В.
Гр.дело N33-1930
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Сергеевой Л.А.
и судей Федерякиной Е.Ю., Быковской Л.И.
с участием адвоката *** Н.А.
при секретаре Толоконенко С.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционной жалобе Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 26 февраля 2013 года, которым постановлено: признать распоряжение N 4-57/0 от 22.04.2010 г. о снятии с жилищного учета Т.И. с семьей из 5 человек недействительным. Восстановить А.А., А.А., 2001 г.р., Т.И., С.А., М.А. и М.М на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, льгота "долгожители квартир коммунального заселения" с 1990 года.
установила:
А.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего А.А., а также Т.И., С.А., М.А., М.М. обратились в суд с иском о признании незаконным распоряжения N4-57/0 от 22.04.2010 о снятии с жилищного учета, восстановлении на жилищном учете, указывая в обоснование заявленных требований, что они неправомерно сняты с учета, так как о предоставлении им жилого помещения известно не было; с учетом того, что М.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляемые жилые помещения не соответствуют нормам предоставления.
В судебное заседание представитель истцов по доверенности Н.А. явилась, заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Управы района Проспект Вернадского г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен о дате слушания дела надлежащим образом.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, ссылаясь на то, что суд неправильно посчитал, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий стояла семья, состоящая из шести человек; в отношении М.А. распорядительный документ о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий не издавался; в связи с отказом от заключения договора социального найма в установленные законом сроки в соответствии со ст.41 Закона г.Москвы N29 от 14.06.2006 года семья истцов из пяти человек была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и издано распоряжение о снятии семьи с жилищного учета от 22.04.2010 года N4-57/0.
Изучив материалы дела, выслушав истца М.А., представителя истцов А.А., М.А. по ордеру адвоката А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Положениями статьи 14 Закона города Москвы от 14 июня 2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города Москвы: до предоставления им жилых помещений для заключения соответствующих договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи жилого помещения из жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств либо предоставления субсидий; до выявления предусмотренных статьей 15 настоящего Закона оснований для снятия их с жилищного учета.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в комнате N2 жилой площадью 15,8 кв.м., расположенной в двухкомнатной коммунальной квартире N* общей площадью 46,1 кв.м. по адресу: г.***, ***, д.***, корп.*, на условиях социального найма зарегистрированы и проживают шесть человек: А.А. с несовершеннолетним сыном А.А. 22.02.2001 г.р, ее мать Т.И. (с 30.06.1966 г.), брат С.А., бывший муж М.А. (с 01.10.1991 года) и его дочь - М.М. (с 24.12.1992 года).
Решением Исполкома Гагаринского районного Совета народных депутатов г.Москвы N2573 от 22 августа 1990 года Т.И. в составе семьи из трех человек (она, дочь, сын) были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, впоследствии определена категория "долгожители квартир коммунального заселения".
В 1991 году А.А. вступила в брак с М.А.; в 1992 году родилась М.А., в 2001 году - А.А.
В связи с изменением в составе семьи в жилищные органы были поданы заявления о внесении соответствующих изменений в учетное дело.
Согласно извещения УДЖП и ЖФ г.Москвы от 12.03.2007 года, семья заявителей в составе шести человек была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (Т.И., С.А., А.А., М.А., М.М., А.А.).
В 2008 году истцы в составе 6 человек были включены в план предоставления жилой площади гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов учетного дела, семья заявителей неоднократно с 2008 года обращалась к ответчику Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по вопросу обеспечения жилыми помещениями.
Согласно ответам ДЖП и ЖФ г. Москвы, семья заявителей в составе 6 человек, в том числе и М.А., состояли на жилищном учете.
Распоряжением Префекта ЗАО г. Москвы от 22 октября 2009 г. N 4628-РПЖ (л.д. 60, 61) на семью Т.И. в составе шести человек (А.А., А.А., 2001 г.р., С.А., М.М., М.А.) была предоставлена отдельная чытерехкомнатная квартира по адресу: ***, ул. ***, д.47, корп*, кв. *, размером общей площади 91,1 кв.м.
Распоряжением Префекта ЗАО г. Москвы от 25 марта 2010 года N1200-РПЖ в соответствии с п.2 ст.41 Закона г.Москвы от 14.06.2006 N29 отменено распоряжение префектуры ЗАО г.Москвы от 22.10.2009 N4628-РПЖ "О предоставлении жилой площади в доме-новостройке по договору социального найма" (л.д.57).
Распоряжением Главы Управы района Проспект Вернадского города Москвы от 22.04.2011 N4-57/0 Т.И. с семьей из пяти человек были сняты с жилищного учета по п.2 ст.41 Закона г.Москвы от 14.06.2006 N29, в связи с тем, что Т.И. не заключила договор социального найма на предоставленное жилое помещение (л.д.56).
Письмо ДЖП и ЖФ г. Москвы о снятии семьи с жилищного учета было получено истцами в мае 2011 года, что не отрицалось представителем ДЖП и ЖФ г. Москвы в судебном заседании.
Согласно ранее действовавшей статье 31 ЖК РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов; при рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива; заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию; о принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве, утвержденными решением президиума МГСПС от 30 ноября 1984 г. N 3365, было установлено, что на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет, а также заполняются карточки для обработки данных в АСУ "Курс" (п.17); исполнительные комитеты районных и Зеленоградского городского Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.18); ежегодно в период, установленный исполнительным комитетом Московского городского Совета народных депутатов, исполнительные комитеты районных и Зеленоградского городского Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий; в ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников; все изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетное дело гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и в АСУ "Курс"; о результатах перерегистрации сообщается в Управление учета и распределения жилой площади (п.19).
Согласно ч.6 ст.4 ранее действовавшего Закона города Москвы от 15.01.2003 N22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы", территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.
В соответствии с ч.1 ст.20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно ч.2 ст.20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с ч.3 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29, в случае отказа жителей города Москвы от трех предложенных различных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законодательством требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, данные жители города Москвы подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы обеспечения жилыми помещениями на следующий год. Жителям города Москвы, включенным в программу обеспечения жилыми помещениями на год, предлагается не более трех жилых помещений.
В силу ч.4 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29, в случае отказа жителей города Москвы, включенных в отдельный список нуждающихся, от двух предложенных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законом города Москвы требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи данной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, уполномоченные органы в порядке, установленном статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона, принимают решение о предоставлении таким гражданам последнего предложенного им жилого помещения для заключения соответствующего договора.
Положениями статьи 41 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 установлено, что договор о предоставлении жилого помещения заключается между гражданином и городом Москвой в лице уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы решения о предоставлении жилого помещения (ч.1); в случае отказа гражданина от заключения договора или пропуска им срока, указанного в части 1 настоящей статьи, более чем на один месяц по неуважительной причине решение признается уполномоченными органами, принявшими его, недействительным и гражданин снимается с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с обязательным письменным уведомлением его об этом. Указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке (ч.2).
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий стояла семья Т.И. в составе из шести человек, в том числе М.А.; между тем, семье Т.И. из шести человек предоставлялось жилое помещение, не соответствующее норме предоставления, установленной ст.20 Закона г.Москвы от 14.06.2006 N29, в 18 кв.м.; на семью численностью 6 человек норма предоставления должна составлять 108 кв.м. Кроме того, ДЖП и ЖФ г.Москвы не представлено доказательств, что заявителям было сообщено об изданном распоряжении от 22 октября 2009 г. N 4628-РПЖ и предлагалось заключить договор социального найма на предоставленное жилое помещение по у.***, д.*, к.*, кв.* общей площадью 91,1 кв.м.
При этом, суд правомерно учел, что после вселении в 1991 году М.А. в комнату по адресу: ***, ***, д. *, корп. *, кв. *, при перерегистрации, проводимой в 1991 году, было подано заявление в жилищные органы о включении его в состав очередников, однако по независящим от него обстоятельствам в установленном порядке не был издан распорядительный документ о включении М.А. в состав очередников; между тем, М.А. был включен в состав очередников в АСУ "Курс", также он упоминается как очередник в составе семьи Т.И. во всех документах, имеющихся в учетном деле, в период с 1991 года; указан в извещении о постановке на учет.
Вывод суда о том, что само по себе отсутствие распорядительного документа о постановке на жилищный учет не может служить основанием для отказа М.А. в реализации его права на улучшение жилищных условий, является правильным, судом мотивирован и в апелляционной жалобе не опровергнут.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Наличие в обжалуемом решении суда описок не влияет на правильность выводов суда, содержащихся в решении; имеющиеся в решении описки могут быть исправлены судом первой инстанции в порядке ст.200 ГПК РФ после рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 26 февраля 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.