Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2014 N 33-3372/14
Судья Горюнова О.И. гр.д. 33-3372
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2014 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в составе председательствующего Горновой М.В.,
и судей Андреевой И.Ю., Ефимовой И.Е.,
при секретаре Толоконенко С.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Ефимовой И.Е.
дело по апелляционной жалобе Трифоновой В.М. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 27 сентября 2013 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Трифоновой В.М. к ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы о признании бездействия незаконным, об обязании совершения определенных действий - отказать.
установила:
Трифонова В.М. обратилась в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и, уточив исковые требования, просит признать незаконными и нарушающими права Ветеранов труда действия Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы и ОАО "ЦППК" по невыдаче с 01 января 2010 года абонементов на пригородные электрички, по невыдаче с 01 ноября 2007 г. билетов на пригородные экспрессы предварительно, как и другим потребителям, обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы и ОАО "ЦППК" возобновить продажу абонементов ветерану труда, для чего ввести в раздел ч. 2 договора пункт, обязывающий "получателя" оформить ветерану труда абонементы сроком на 10 поездок (туда и обратно) с использованием до конца года, возобновить предварительную выдачу билетов ветерану труда на пригородные экспрессы для чего п. 2.1.3 договора дополнить словам: "_ в соответствии с их требованиями", но не более чем за 10 суток. Свои требования мотивирует тем, что своими действиями ответчики нарушают права Ветеранов труда и других льготников, поскольку билет является публичным договором между гражданином и железной дорогой и условия этого договора должны быть одинаковыми для всех пассажиров.
Истец Трифонова В.М. в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила об их удовлетворении.
Представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" в судебное заседание явилась, иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ОАО "Центральная ППК" в судебное заседание явилась, иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы в судебное заседание явилась, иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание явился, иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит Трифонова В.М. в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не явился, о рассмотрении дела извещался, в нарушении ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Судебная коллегия полагает возможным в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Трифоновой В.М., представителей ответчиков ОАО "Российские железные дороги" по доверенности Зверева О.В., Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы по доверенности Колесник Е.И., ОАО "Центральная ППК" по доверенности Буракова А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения как постановленное в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами по делу.
Судом по делу установлено, что Трифонова В.М. имеет удостоверение ветерана труда, выданное Префектурой Центрального округа г. Москвы 26 февраля 1999 г. (л.д. 5).
Также судом установлено, что 20 сентября 2012 г. между Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" заключен договор о предоставлении субсидии на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте.
Согласно пункту 5.5. данного договора, гражданам - получателям мер социальной поддержи из числа лиц, указанных в приложении 1 к настоящему Договору, оформляются разовые билеты двух типов (туда, туда и обратно) без ограничения числа поездок и маршрутов следования.
Оформление разовых проездных документов производится при предъявлении СКМ, УЭК до выбранной станции (зоны) назначения в день осуществления поездки.
Приложением 1 к данному договору к гражданам - получателям мер социальной поддержки отнесены, в том числе, Ветераны труда и приравненные к ним лица, указанные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона г. Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Москвы".
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконными и нарушающими права Ветеранов труда действий Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" по невыдаче с 1 января 2010 года абонементов на пригородные электрички, по невыдаче с 1 ноября 2007 г. билетов на пригородные экспрессы предварительно, как и другим потребителям, суд верно исходил из отсутствия к тому предусмотренных законом оснований.
В соответствии с преамбулой Федерального закона РФ "О ветеранах" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии с ч.1 ст. 7 указанного Федерального закона, Ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно ст. 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Закона города Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы и иных нормативных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти города Москвы мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Москвы.
Пунктом 2 части1 ст. 3 указанного Закона города Москвы предусмотрено, что настоящим Законом устанавливаются отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации меры социальной поддержки следующих граждан: ветераны труда и приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года лица.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 данного Закона города Москвы ветеранам труда и приравненным к ним лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 3 настоящего закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 4 указанного Закона города Москвы меры социальной поддержки отдельных категорий граждан обеспечиваются путем предоставления им соответствующих социальных услуг без оплаты или на льготных условиях и ежемесячных денежных выплат.
Порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки, в том числе по проезду городским пассажирским транспортом (кроме такси и маршрутного такси), а также порядок финансового обеспечения этих мер устанавливаются правительством Москвы.
Постановлением Правительства города Москвы от 27 сентября 2011 г. N 452-ПП утвержден порядок предоставления субсидий организациям-железнодорожного транспорта на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также установлен порядок представления указанных льгот. Пунктом 5 данного Постановления контроль за его выполнением возложен на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Пунктами 4.1, 4.2 Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, являющегося приложением к Постановлению Правительства города Москвы от 27 сентября 2011 г. N 452-ПП установлено, что предоставление субсидии осуществляется на основании договора (соглашения) о предоставлении субсидии (далее соглашение).
Примерная форма соглашения утверждается Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и публикуется (размещается) на официальном сайте Департамента в иформационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 14 сентября 2012 г. N 61-02-180/2 утверждена примерная форма договора о предоставлении субсидии на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Согласно пункту 5.5 примерной формы договора о предоставлении субсидии на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте, являющейся приложением к приказу Департамента от 14 сентября 2012 г. N 51-02-180/2 гражданам - получателям мер социальной поддержи из числа лиц, указанных в приложении 1 к настоящему Договору, оформляются разовые билеты двух типов (туда, туда и обратно) без ограничения числа поездок и маршрутов следования.
Оформление разовых проездных документов производится при предъявлении СКМ, УЭК до выбранной станции (зоны) назначения в день осуществления поездки.
Приложением 1 к данному договору к гражданам - получателям мер социальной поддержки отнесены, в том числе, Ветераны труда и приравненные к ним лица, указанные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона г. Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Москвы".
Так, из материалов дела усматривается, что невыдача отдельным категориям граждан, к числу которых принадлежит истец, проездных документов длительного пользования - абонементов, а также невыдача данной категории граждан проездных билетов на пригородный железнодорожный транспорт предварительно, то есть не в день осуществления поездки, связано с исполнением перевозчиком договора о предоставлении субсидии на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте. При этом форма указанного договора утверждена органами исполнительной власти г. Москвы реализующими исполнение закона г. Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" на основании принятых указанными органами подзаконных актов в виде Постановления Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 452 ПП и приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 14 сентября 2012 г. N 61-02-180/2.
Учитывая, что указанные подзаконные акты органов исполнительной власти города Москвы являются действующими, недействительными, в той части, в которой они устанавливают порядок оформления проездных документов отдельной категории граждан, в установленном законом порядке не признавались, то и оснований для признания действий по невыдаче указанной категории граждан проездных документов длительного пользования - абонементов, а также по невыдаче данной категории граждан проездных билетов на пригородный железнодорожный транспорт предварительно, то есть не в день осуществления поездки, незаконными, нарушающими права Ветеранов труда, у суда не имелось.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения производных требований истца об обязании ответчиков возобновить продажу проездных документов длительного пользования - абонементов, возобновить предварительную, то есть не в день осуществления поездки, продажу проездных документов Ветерану труда на пригородные экспрессы, у суда отсутствовали.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 27 сентября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Трифоновой В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.