Судья: Шипикова А.Г. гр.дело N 33-3611/14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 марта 2014 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Чубаровой Н.В.
судей Куприенко С.Г., Анашкина А.А.
при секретаре Пономареве Г.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи Куприенко С.Г. по апелляционной жалобе Павловой ВЕ, действующей в интересах несовершеннолетнего на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 октября 2013 года, которым постановлено:
- в удовлетворении иска Павловой ВЕ, действующей в интересах несовершеннолетнего , к Качуриной ЕН о признании договора пожизненного содержания с иждивением от 12 января 2012 года незаключенным, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права, включении квартиры в наследственную массу, признании права собственности на долю квартиры, отказать.
установила:
Павлова В.Е. с учетом уточнений от 30 сентября 2013 г. обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего , к Качуриной Е.Н. о признании договора пожизненного содержания с иждивением от 12 января 2012 г. незаключенным, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права, включении квартиры по адресу: в наследственную массу, признании права собственности на долю квартиры.
Свои требования мотивировала тем, что Качурин НИ, отец . до своей смерти 02 августа 2011 г. был единственным наследником имущества своей родной тети Щелоковой ВГ
В связи с тем, что Качурин Н.И. умер, Щелокова В.Г. 24 августа 2011 г. составила завещание на детей умершего Качурина Н.И. - и Качурину Е.Н. в равных долях.
19 января 2012 г. Щелокова В.Г. умерла. 10 июля 2012 г. было открыто наследственное дело к ее имуществу.
Щелоковой В.Г. ранее принадлежала квартира по адресу: .
12 января 2012 г. между Щелоковой В.Г. и Качуриной Е.Н. был заключен договор пожизненного содержания с иждивением квартиры по адресу: , который был зарегистрирован Управлением Росреестра по Москве 24 января 2012 г., т.е. после смерти Щелоковой В.Г.
Истец полагает, что поскольку право собственности на спорную квартиру было зарегистрировано за ответчиком только 24 января 2012 г., то в силу п. 3 ст. 433 ГК РФ договор пожизненного содержания с иждивением является незаключенным и квартира подлежит включению в наследственную массу и разделу между наследниками в равных долях.
Представитель истца - Павлова П.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам уточненного иска.
Представитель ответчика адвокат Самодайкин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам письменных возражений, указывая, что права истца не нарушены, поскольку 24 декабря 2011 г. Щелокова В.Г составила завещание, которым все имущество, в том числе спорную квартиру, завещала Качуриной Е.Н.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец Качурин И.Н. в лице представителя Павловой В.Е., ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и допущенные нарушения норм материального права.
В заседании судебной коллегии представитель истца Павлова В.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика Качуриной Е.Н. - Самодайкин А.В. против удовлетворения жалобы возражал.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 164 ГК РФ (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений), сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Судом первой инстанции установлено, что 19 января 2012 г. умерла Щелокова ВГ, проживавшая на день смерти по адресу: .
24 августа 2011 г. Щелокова В.Г. составила завещание, которым завещала все свое имущество Качурину Н.И., 21 июля 2003 г.р. и Качуриной Е.Н., 31 октября 1985 г.р. в равных долях.
Качурин Н.И. и Качурина Е.Н. являются внучатыми племянниками Щелоковой В.Г.
10 июля 2012 г. в лице законного представителя Павловой В.Е. обратился к нотариусу Алексахиной И.В., у которой было открыто наследственное дело N .
12 января 2012 г. между Щелоковой В.Г. и Качуриной Е.Н. был заключен договор пожизненного содержания с иждивением, удостоверенный нотариусом г. Москвы Алексахиной И.В., по условиям которого, Щелокова В.Г. (получатель ренты) передала в собственность Качуриной Е.Н. (плательщика ренты) квартиру по адресу
19 января 2012 г. Щелокова В.Г., умерла, 24 января 2012 г. договор пожизненного содержания с иждивением был зарегистрирован Управлением Росреестра по Москве.
Оценивая доводы истца о том, что договор пожизненного содержания с иждивением является незаключенным, суд с ними не согласился, поскольку переход права собственности был осуществлен в установленном законом порядке, документы на осуществление государственной регистрации перехода прав собственности были сданы до смерти Щелоковой В.Г., обе стороны договора выразили волю на заключение указанной сделки.
Само по себе осуществление государственной регистрации перехода права собственности после смерти Щелоковой В.Г. не служит, по мнению суда, основанием признать, что договор является незаключенным, поскольку требование закона в отношении осуществления государственной регистрации сделки осуществлено.
Между тем, с указанными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Моментом заключения договора, подлежащего государственной регистрации, является момент его регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ).
Согласно ст. 583 ГК РФ по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставление средств на его содержание в иной форме.
В соответствии со ст. 584 ГК РФ договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации.
Пожизненная рента может быть установлена на период жизни гражданина, передающего имущество под выплату ренты (п. 1 ст. 596 ГК РФ).
Договор, устанавливающий ренту в пользу гражданина, умершего к моменту заключения договора, ничтожен (п. 3 ст. 596 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 601 ГК РФ к договору пожизненного содержания с иждивением применяются правила о пожизненной ренте, если иное не установлено правилами настоящего параграфа.
Таким образом, из анализа указанных правовых норм следует, что поскольку договор пожизненной ренты (пожизненного содержания с иждивением) подлежит государственной регистрации, то права и обязанности по нему возникают у сторон именно с этого момента. В случае, когда предусмотренное законом обязательное требование о государственной регистрации договора не соблюдено, такой договор не имеет юридической силы и не может иметь никаких юридических последствий. Следовательно, его нельзя считать заключенным с момента его нотариального удостоверения (п. 3 ст. 433 ГК РФ).
Вышеназванные требования закона судом не были учтены при рассмотрении возникшего спора и привели к неправильному разрешению дела, нарушению прав ., в связи с чем судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а требования истца о признании незаключенным договора пожизненного содержания с иждивением от 12 января 2012 г. между Щелоковой В.Г. и Качуриной Е.Н. подлежащими удовлетворению.
Поскольку на основании указанного выше договора за ответчиком Качуриной Е.Н. было зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество, ранее принадлежавшее Щелоковой В.Г., данное право подлежит прекращению, а спорная квартира - в соответствии с нормами наследственного права (ст. ст. 1112, 1113, 1114, 1142, 1152, 1153 ГК РФ) включению в наследственную массу после смерти Щелоковой В.Г., учитывая установленный материалами дела факт открытия наследственного дела и обращения Качурина И.Н. к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Требования истца о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права на квартиру на имя Качуриной Е.Н. являются правовыми последствиями удовлетворения иска в части признания договора незаключенным и прекращении права собственности ответчика на спорную квартиру, в связи с чем самостоятельному разрешению не подлежат.
Приходя к указанному выводу, судебная коллегия не может согласиться с доводами стороны ответчика о незаинтересованности истца по настоящему делу и об отсутствии доказательств нарушения прав истца заключенной сделкой, учитывая наличие завещания от 24 декабря 2011 г., согласно которому единственным наследником всего имущества, оставшегося после смерти Щелоковой В.Г. является Качурина Е.Н., поскольку к предмету спора исследование вопроса о составе круга наследников не относится.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ст. 70 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате по письменному заявлению наследников нотариус по месту открытия наследства выдает свидетельство о праве на наследство. Выдача свидетельства о праве на наследство производится в сроки, установленные законодательными актами Российской Федерации.
На основании ст. 71 Основ, свидетельство о праве на наследство выдается наследникам, принявшим наследство, в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Наследник, пропустивший срок для принятия наследства, может быть включен в свидетельство о праве на наследство с согласия всех других наследников, принявших наследство. Это согласие должно быть заявлено в письменной форме до выдачи свидетельства о праве на наследство.
В силу ст. 73 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, наличие завещания, время и место открытия наследства, состав и место нахождения наследственного имущества. Нотариус выясняет также круг лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве.
Поскольку по настоящему спору судебная коллегия пришла к выводу о признании договора пожизненного содержания с иждивением незаключенным и включении квартиры в наследственную массу после смерти Щелоковой В.Г., к имуществу которой открыто наследственное дело, при этом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с вышеприведенными нормами права решение об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследства нотариусом не принималось, оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права собственности на _ долю спорной квартиры не имеется, поскольку правовым последствиями признания сделки незаключенной не является раздел наследственного имущества, о чем фактически заявлено истцом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 октября 2013 года отменить.
Признать незаключенным договор пожизненного содержания с иждивением от 12 января 2012 года между Щелоковой ВГ и Качуриной ЕН в отношении квартиры, расположенной по адресу: .
Прекратить право собственности Качуриной ЕН на квартиру, расположенную по адресу: , включив данную квартиру в состав наследственной массы после смерти Щелоковой ВГ
В удовлетворении остальной части иска Павловой Виктории Евгеньевны, действующей в интересах несовершеннолетнего - отказать.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.