Судья Рюлин А.А. гр. дело N 33-6593/14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 марта 2014 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В.,
и судей Сибул Ж.А., Олюниной М.В.,
при секретаре А.К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Сибул Ж.А. дело по апелляционной жалобе Копнева и Копневой на решение Перовского районного суда города Москвы от 12 декабря 2012 г., которым постановлено:
В исковых требованиях Префектуры ВАО города Москвы к Копневу об обязании демонтировать гараж и освободить земельный участок отказать.
Исковые требования Префектуры ВАО города Москвы к Копневу об обязании демонтировать гараж и освободить земельный участок удовлетворить.
Обязать Копнева освободить земельный участок, демонтировав принадлежащий ему гараж, установленный на земельном участке по адресу: город __.., ____ проезд, дом _.. (владение __).
В случае отказа Копнева демонтировать гараж и освободить земельный участок в течение четырнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, предоставить право Префектуре ВАО города Москвы демонтировать указанный гараж и вывезти находящиеся в нём вещи (за исключением автомобиля), в том числе с привлечением третьих лиц, с последующим взысканием потраченных средств с Копнева,
установила
Префектура ВАО города Москвы обратилась в суд с иском с учетом уточнения исковых требований к ответчикам Копневу, Копневу об обязании демонтировать принадлежащий им гараж и освободить земельный участок, ссылаясь на то, что ответчики являются владельцами и пользователями гаража, установленного на земельном участке, расположенном по адресу: город __.., __.. проезд, д. ___... Разрешительная документация на право пользования данным земельным участком и земельно-правовые отношения с ними не оформлялись, в связи с чем размещение гаража является незаконным, пользование осуществляется с нарушением норм действующего законодательства.
Истец просил обязать ответчиков демонтировать указанный гараж, освободив земельный участок в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения ответчиком данных действий в указанный срок предоставить право Префектуре ВАО города Москвы демонтировать и вывезти указанный гараж и находящееся в нём имущество (за исключением автомобиля) с привлечением третьих лиц, с последующим взысканием с ответчиков расходов по демонтажу и вывозу гаража и находящегося в нём имущества.
В судебное заседание представитель истца Префектуры ВАО г. Москвы Борисенкова не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Ответчики Копнев и Копнев возражали против иска.
Судом постановлено вышеуказанное решение суда, об отмене которого в апелляционной жалобе просят Копнев и Копнева, которая является правопреемником умершего ___. года ответчика Копнева на основании определения суда от 21.11.2013 года. Ссылаются на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Выслушав Копнева, поддержавшего доводы жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие Копневой, просившей о рассмотрении дела без ее участия, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно абз. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
На основании ст. 20 Устава города Москвы от 28.06.1995 г. земля в границах города Москвы, не находящаяся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности РФ или других определенных законом собственников, находится в собственности города Москвы.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона "О землепользовании в г. Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.
Пунктом 3 ст. 8 указанного Закона предусмотрено, что земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов): 1) собственникам расположенных на них объектов капитального строительства. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы; 2) арендаторам объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности города Москвы. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы; 3) для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, а также с выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации; 4) по соглашению с арендатором земельного участка взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.
Согласно ст. 9 Закона "О землепользовании в г. Москве" срок договора аренды земельного участка, заключаемого органами исполнительной власти города Москвы, устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактического использования, обременений и ограничений по использованию земельного участка, а также в соответствии с Генеральным планом города Москвы. При этом земельные участки в границах земель общего пользования могут передаваться в аренду на срок не более одного года.
Положением "О префектуре административного округа", утвержденным Постановлением Правительства г. Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", определены Полномочия Префектуры ВАО г. Москвы, в соответствии с которым Префектура в установленном порядке осуществляет контроль за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных правовых актов города Москвы на территории административного округа, принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также демонтажу (сносу) некапитальных объектов по окончании срока их эксплуатации.
Согласно Положению о размещении и установке на территории г. Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 г. N 1139-ПП, некапитальный объект по окончании срока его эксплуатации, установленного договором аренды земельного участка, подлежит обязательному демонтажу (сносу) либо переносу арендатором на другой оформленный в установленном порядке земельный участок не позднее дня окончания срока действия договора аренды. Демонтаж (снос) объектов производится силами владельца объекта в течение недели по окончании срока аренды земельного участка.
Как было установлено судом, ответчик Копнев является владельцем гаража, который установлен на земельном участке по адресу: город ___, ___.. проезд, вл. _ (ул. __.., вл. __..), что соотносится с указанным истцом адресом относительно близлежащего жилого дома: город __., ___ проезд, д. ___.
Суду не представлено каких-либо документов, подтверждающих право постоянного размещения гаража ответчика на указанном земельном участке.
Согласно Уставу автостояночного потребительского кооператива инвалидов ВОВ, инвалидов труда и детства "Южный" от 1993 г. кооператив имеет право заключать договоры на аренду отведенного земельного участка и обеспечивать уплату налога за пользование этим участком (п. 2 а), член кооператива имеет право пользоваться предоставленным ему гаражом в течение всего времени существования кооператива (п. 3.1 а).
Однако каких-либо сведений о том, что на время вынесения решения суда кооператив "Южный" или кооператив "Южный Измайлово" являются действующими и ими были оформлены земельно-правовые отношения, связанные с размещением гаражей членов кооператива, и в том числе ответчика, суду не представлено.
Согласно полученным судом сведениям кооператив "Южный" и кооператив "Южный Измайлово" не являются действующими юридическими лицами, какая-либо строительно-техническая и регистрационная документация на гаражи, расположенные по указанному адресу, и документация об отводе кооперативу либо частным лицам земельного участка для размещения этих гаражей отсутствует.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, ст. ст. 60, 62 Земельного Кодекса РФ пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных к ответчику Копневу, поскольку правомерное пользование ответчиком земельным участком не подтверждено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствуют основания для принятия Префектурой мер для демонтажа гаража, противоречат положению "О Префектуре административного округа", утвержденному Постановлением Правительства г. Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", определены полномочия Префектуры ВАО г. Москвы, в соответствии с которым Префектура в установленном порядке осуществляет контроль за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных правовых актов города Москвы на территории административного округа, принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также демонтажу (сносу) некапитальных объектов по окончании срока их эксплуатации (п. 2.2.10).
Довод о том, что сносом гаража ответчика нарушаются права других владельцев гаражей, поскольку гараж встроен в один ряд с другими гаражами, не обоснован, поскольку в данном случае решение вынесено в отношении гаража Копнева.
Довод о том, что под устройство гаражей были произведены работы по благоустройству земельного участка, не свидетельствует о возникновении права постоянного пользования данным земельным участком.
Доводы жалобы о том, что в решении не указано, в отношении какого именно гаража ставятся требования, также необоснованны, поскольку нумерации при выделении во временное пользование гаражей не предусматривалось, споров и разногласий по вопросу принадлежности гаражей между их владельцами не возникло.
Довод апелляционной жалобы о том, что гараж приобретен на законных основаниях, в связи с чем приобретено право пользования земельным участком, на котором расположен гараж, несостоятелен, поскольку действующее законодательство предусматривает оформление земельно-правовых отношений. Ответчиком земельные правоотношения не оформлены.
Ссылка в жалобе на нормы ст. 234 ГК РФ о владении гаражом добровольно, открыто, непрерывно с __.. года, не может быть принята во внимание, поскольку из искового заявления не следует, что Префектура ВАО г. Москвы оспаривает право на гараж как на имущество, Префектурой ВАО г. Москвы заявлены требования о демонтаже гаража, освобождении земельного участка, поскольку земельно-правовые отношения у ответчика не урегулированы. При этом Префектура ВАО г. Москвы о своих правах на данный объект недвижимости не заявляет.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Перовского районного суда города Москвы от 12 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Копнева и Копневой - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.