Судья: Смолина Ю.М. Дело N 33-6900
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 февраля 2014 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Карпушкиной Е.И., Куприенко С.Г.,
при секретаре Тереховой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Карпушкиной Е.И по апелляционной жалобе Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагина А.В., Топчий Н.Б., Федорова А.И. на решение Таганского районного суда города Москвы от 29 октября 2013года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагина А.В., Топчий Н.Б., Федорова А.И. о признании бездействия Департамента городского имущества г.Москвы незаконным, - отказать.
У С Т А Н О В И Л А:
Заявители Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагин А.В., Топчий Н.Б., Федоров А.И. обратились в суд с заявлением о признании бездействия Департамента городского имущества г.Москвы незаконным, указывая в обоснование требований, что им на праве собственности принадлежат квартиры в доме N --- расположенном по адресу: -----. Земельный участок на котором расположен указанный многоквартирный дом, не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет. 25.07.2013 года и 21.08.2013 года заявители обратились в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлениями, в которых просили направить им на согласование проект межевания территории квартала N ---- до проведения в установленном порядке публичных слушаний. Указанные заявления были рассмотрены, однако заявителям отказано в предоставлении на согласование проекта межевания территории квартала N ---- Таганского района. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявители просили признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г.Москвы, выразившееся в не предоставлении на согласование проекта межевания территории квартала ----- Таганского района, ограниченного ------. собственникам помещений многоквартирного дома ---- по -----, обязать Департамент городского имущества г.Москвы предоставить на согласование проект межевания территории квартала --- Таганского района, ограниченного ------ собственникам помещений многоквартирного дома ----, а также обязать Префектуру ЦАО г.Москвы не организовывать проведение публичных слушаний по проекту межевания территории квартала --- пер. без согласования данного проекта с собственниками помещений многоквартирного дома ----.
Заявители Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагин А.В., Топчий Н.Б., Федоров А.И. в суд первой инстанции явились, заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества г.Москвы в суде заявленные требования считала необоснованными, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица Префектуры ЦАО г.Москвы не явился, о дне рассмотрения дела извещен своевременно надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагин А.В., Топчий Н.Б., Федоров А.И. просят отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ссылаются на допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе.
В судебную коллегию Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагин А.В., Топчий Н.Б., явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Департамента городского имущества г.Москвы, Префектура ЦАО гор.Москвы в заседание судебной коллегии не явились, извещены.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагин А.В., Топчий Н.Б., не согласившихся с решением суда, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Материалами дела установлено, что Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагину А.В., Топчий Н.Б., Федорову А.И. принадлежат на праве собственности квартиры N ---- расположенные по адресу: --------, 25.07.2013 года Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагин А.В., Топчий Н.Б., Федоров А.И. обратились в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением, в котором указали, что являются собственниками квартир и в силу закона правообладателями земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, в связи с чем просили до вынесения на публичные слушания направить на согласование "Проект межевания территории квартала N ----, ограниченного -------- пер." (л.д. 10).
Письмом N ------ от 13 августа 2013 года за подписью заместителя руководителя Департамента городского имущества г.Москвы Прохорова А.В. в ответ на указанное обращение заявителям сообщено, что проект межевания территории квартала N ----- Таганского района, ограниченного ------ пер. разработан ГУП "ГлавАПУ" Москомархитектуры и в настоящее время проходит стадию согласования в установленном порядке. В соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 N 1258-ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве", в целях учета интересов населения при осуществлении градостроительной деятельности, в том числе при разработке проектов межевания, после завершения процедуры согласования, разработчиком указанной градостроительной документации в установленном порядке должны быть проведены публичные слушания. В период их проведения, а также в течение недели после окончания публичных слушаний участники имеют право представить свои аргументированные предложения и обоснованные замечания по обсуждаемому проекту для внесения их в протокол публичных слушаний. После проведения публичных слушаний материалы межевания должны быть представлены в департамент на утверждение с учетом протокола публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний по градостроительной документации для принятия решения об утверждении или об отклонении указанного проекта межевания и направлении его организатору подготовки документации на доработку. Все замечания и предложения к проекту будут рассмотрены по существу (л.д. 13).
21.08.2013 года Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагин А.В., Топчий Н.Б., Федоров А.И. обратились на имя и.о. Министра Правительства Москвы, руководителю Департамента городского имущества Ефимову В.В. в котором просили до вынесения на публичные слушания направить на согласование "Проект межевания территории квартала N ----, ограниченного ----" (л.д. 11).
13 сентября 2013 года в ответ на указанное обращение, письмом от 13 сентября 2013 года N ---- Департамент городского имущества г.Москвы сообщил, что по существу поставленных вопросов заявителям были направлены необходимые разъяснения письмом от 13 августа 2013 года N ----, информация является актуальной (л.д. 12).
Также письмом от 18 сентября 2013 года N ----, за подписью заместитель руководителя Департамента городского имущества г.Москвы Прохорова А.В., заявителям сообщено, что проект межевания жилого квартала N -------- пер., в границах которого расположен жилой дом по указанному адресу, был разработан ГУП "ГлавАПУ" Москомархитектуры в соответствии с государственным контрактом от 07.12.2012 N -----г. В настоящее время данный проект межевания проходит стадию согласования в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП "О формировании перечней земельных участков, занятой объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности города Москвы". Согласно указанному постановлению Правительства Москвы проект межевания застроенной территории подлежит согласованию, в том числе заинтересованными физическими или юридическими лицами - правообладателями земельных участков. При этом, в соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 N 1258-ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве", в целях учета интересов населения при осуществлении градостроительной деятельности, в том числе при разработке проектов межевания, после завершения процедуры согласования, разработчиком указанной градостроительной документации в установленном порядке должны быть проведены публичные слушания. После проведения публичных слушаний материалы межевания направляются в департамент на утверждение с учетом протокола публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний по градостроительной документации для принятия решения об утверждении или об отклонении указанного проекта межевания и направлении его организатору подготовки документации на доработку. В соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с момента формирования и проведения его государственного кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Таким образом, в силу вышеперечисленных нормативных правовых актов, собственники помещений в многоквартирном жилом доме становятся правообладателями (собственниками) соответствующего земельного участка с момента его формирования и постановки на государственный кадастровый учет для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома (право общей долевой собственности в силу закона). Однако рассматриваемый земельный участок не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 26 ЗК РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом государственная регистрация в данном случае носит правоподтверждающий характер. Таким образом, жители многоквартирного жилого дома по адресу: ----- в настоящее время правообладателями земельного участка не являются.
В обоснование своих требований заявители указывают, что Департаментом городского имущества г.Москвы допущено незаконное бездействие, выразившееся в не направлении собственникам помещений многоквартирного дома ---- пер., на согласование проекта межевания территории квартала N------.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 3 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно ч. 4 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 1 ст. 12 Закона г.Москвы от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в г.Москве", уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в срок не более шести месяцев.
Согласно п. 3.7 Постановления Правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП "О формировании перечней земельных участков, занятой объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности города Москвы", проект межевания, разработанный на основе утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, определяющей границы и градостроительное назначение участков территории, или на основе учета фактического использования территории и не предусматривающий изменение существующей планировки и застройки территории, подлежит согласованию: - главой управы района; - Департаментом земельных ресурсов города Москвы - по вопросам соблюдения установленных в законодательном порядке границ, обременений и ограничений использования земельных участков; - уполномоченным лицом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - по вопросам соблюдения методических требований к разработке проекта межевания, градостроительных норм и правил проектирования планировки и застройки территории города Москвы, градостроительных регламентов общего и особого вида, утвержденной исходно-разрешительной документации, актов разрешенного использования и градостроительных планов земельных участков; - заинтересованными физическими или юридическими лицами - правообладателями земельных участков.
Таким образом, порядок разработки, согласования и утверждения проектов межевания территории определен постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 941-ПП "О формировании Перечней земельных участков, занятых объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности города Москвы", который предусматривает необходимость согласования проекта межевания лишь с правообладателями земельных участков, которыми заявители в силу вышеуказанных положений закона (ст. 36 ЗК РФ, ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") не являются, поскольку собственники помещений в многоквартирном жилом доме становятся правообладателями соответствующего земельного участка с момента его формирования и постановки на государственный кадастровый учет.
Отказывая в удовлетворении заявления Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагина А.В., Топчий Н.Б., Федорова А.И. о признании бездействия Департамента городского имущества г.Москвы незаконным, суд пришел к правильному выводу о том, что незаконного бездействия, выразившегося в не предоставлении на согласование проекта межевания территории квартала ---- пер. собственникам помещений многоквартирного дома 7 по Пестовскому пер. г.Москвы Департаментом городского имущества г.Москвы допущено не было.
Отказывая в удовлетворении требований заявления о признании бездействия Департамента городского имущества г.Москвы незаконным, суд не нашел оснований для возложения обязанности на Департамент городского имущества г.Москвы предоставить на согласование проект межевания территории квартала ----- пер. собственникам помещений многоквартирного дома ----, а также возложения обязанности на Префектуру ЦАО г.Москвы не организовывать проведение публичных слушаний по проекту межевания территории квартала ------ пер. без согласования данного проекта с собственниками помещений многоквартирного дома -----.
Суд учел, что заявители не лишены возможности представить свои аргументированные предложения и обоснованные замечания по обсуждаемому проекту межевания для внесения их в протокол публичных слушаний в период проведения, а также в течение недели после окончания публичных слушаний.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагина А.В., Топчий Н.Б., Федорова А.И. аналогичны требованиям заявления, которым суд дал надлежащую оценку. Действия Департамента городского имущества г. Москвы и Префектуры ЦАО гор.Москвы совершены в пределах своей компетенции, на основании действующего законодательства.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Таганского районного суда города Москвы от 29 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гулиа Н.Л., Горбатюк Н.Н., Чагина А.В., Топчий Н.Б., Федорова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.