Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В. и судей Пильгановой В.М., Нестеровой Е.Б., при секретаре Смирновой А.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения города Москвы на решение Басманного районного суда г. Москвы от 20 ноября 2013 года, которым постановлено:
Взыскать с Департамента социальной защиты населения города Москвы в пользу Семеновой В. И. в счет компенсации затрат, понесенных на приобретение технического средства реабилитации, денежные средства в размере _ (_) рублей,
установила:
Истец Семенова В.И. обратилась в Басманный районный суд г. Москвы с иском к ответчику Департаменту социальной защиты населения города Москвы, уточненным в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, о взыскании с ответчика денежных средств в счет возмещения затрат на приобретение технического средства реабилитации в размере 98570 руб.
Требования мотивировала тем, что она является инвалидом второй группы. 19 февраля 2013 года она получила бытовую травму, в результате которой была госпитализирована с диагнозом правосторонний коксартроз с резким болевым синдромом, ей было рекомендовано проведение операции по установке эндопротеза тазобедренного сустава, в связи с чем она приобрела необходимое ей средство реабилитации - эндопротез, стоимостью _ руб., которое в последующем было включено в ее Индивидуальную программу реабилитации инвалида, однако, ответчик от возмещения понесенных расходов отказывается, в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела возместил ей _ руб. в качестве материальной помощи.
В суде первой инстанции представитель истца Семеновой В.И. по доверенности Крутько М.А. исковые требования, с учетом уточнений, поддержала, представитель Департамента социальной защиты населения города Москвы Куприящкина С.В. иск не признала, третье лицо - Департамент здравоохранения города Москвы в суд своего представителя не направило.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Департамент социальной защиты населения города Москвы.
Заявитель - Департамент социальной защиты населения города Москвы и третье лицо - Департамент здравоохранения города Москвы, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, сведений о причинах неявки представителей не представили, о рассмотрении дела в отсутствие представителей не просили.
Судебная коллегия в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя истца Семеновой В.И. по доверенности Крутько М.А., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Семенова В.И., 25 марта1947 года рождения, с 09 декабря 2002 года установлена вторая группа инвалидности бессрочно по общему заболеванию, и является нетрудоспособной.
19 февраля 2013 года она была госпитализирована в экстренном порядке в Городскую клиническую больницу N 29 с диагнозом правосторонний коксартроз с резким болевым синдромом, где ей 20 февраля 2013 года проведена операция - эндопротезирование правого тазобедренного сустава безцементным тотальныим эндопротезом DePuy.
Для проведения операции истцом 18 февраля 2013 года был приобретен тотальный эндопротез DePuy, стоимостью _ руб., который оплачен платежным поручением N 3005 от 18 февраля 2013 года.
15 марта 2013 года, после проведения операции, Семеновой В.И. была выдана Индивидуальная программа реабилитации инвалида, в соответствии с которой, в числе прочего предусмотрено тотальное эндопротезирование правого тазобедренного сустава, срок проведения реабилитационных мероприятий с применением Технических средств реабилитации - с 15 марта 2013 года по 15 марта 2014 года, исполнитель в данной части - органы здравоохранения ГБУЗ "КДЦ N 2 ДЗМ" филиал N 3.
20 февраля 2013 года Семенова В.И. обратилась в ДСЗН г. Москвы с заявлением о компенсации затрат на приобретение указанного выше эндопротеза в размере _ руб.
Судом также установлено, что Городская клиническая больница N 29 согласно приложению N 2 к Приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 28 февраля 2008 года N 1835 не входит в перечень уполномоченных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы, осуществляющих обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации медицинского назначения за счет субвенций федерального бюджета.
12 апреля 2013 года в выплате данной компенсации Семеновой В.И. было отказано со ссылкой на то, что Индивидуальная программа реабилитации инвалида, где прописан эндопротез, выдана после его приобретения, вместе с тем, в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела УСЗН Преображенского района г. Москвы истцу были выплачены в качестве материальной помощи денежные средства в размере _ руб., в связи с чем Семенова В.И. уменьшила сумму исковых требований.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, с учетом их уточнений, суд обоснованно исходил из того, что истец, являясь инвалидом 2 группы, приобрела техническое средство реабилитации, которое было рекомендовано лечащим врачом и, в последующем, было предусмотрено Индивидуальной программой реабилитации инвалида, на момент обращения с соответствующим заявлением к ответчику его ИПР была разработана, стоимость эндопротеза не превышает стоимость соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого в порядке, предусмотренном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, и исходит из следующего:
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу положений ст. 9 названного Федерального закона под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, предусмотрено предоставление инвалиду, в числе прочего, технических средств реабилитации, в том числе, протезов, включая эндопротезы, и ортезов.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Статьей 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ предусмотрено финансирование расходных обязательств за счет средств федерального бюджета и ФСС Российской Федерации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, по оказанию услуг по изготовлению и ремонту протезно-ортопедических изделий, а также по компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников в Порядке, определяемой Правительством Российской Федерации.
Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н, установлено, что настоящий порядок выплаты компенсации определяет правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено предоставление инвалидам государственных гарантий по проведению реабилитационных мероприятий, получению технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, с учетом условия об обязательном исполнении Индивидуальной программы реабилитации инвалида. При этом, объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых Индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н определены только правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В соответствии со статьями 1, 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществление медико-социальной экспертизы, установление инвалидности и разработка ИПР инвалидов возложены на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
В соответствии с Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 04 августа 2008 года N 379н, при необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Учитывая приведенные нормы закона, а также установленные фактические обстоятельства, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, с учетом их уточнения. То обстоятельство, что ИПР истца была оформлена после приобретения им технического средства реабилитации, а также указание в ИПР на срок проведения реабилитационных мероприятий с 15 марта 2013 года по 15 марта 2014 года, не может являться достаточным основанием для отмены постановленного по делу решения суда, исходя из государственных гарантий по проведению реабилитационных мероприятий, получению технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, принимая во внимание, что с учетом проведенной 20 февраля 2013 года операции повторного эндопротезирования правого тазобедренного сустава истцу не требовалось.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 20 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.