судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцева Л.А. ,
судей Берман Н.В. и Долговой Л.П.,
при секретаре Смольниковой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе третьего лица Управления социальной защиты населения Липецкой области на решение Тербунского районного суда Липецкой области от 24 января 2014 года, которым постановлено:
"признать за Владимирцевой Е.А. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированной и проживающей по адресу: "адрес" , право на назначение с 01.09.2013 г. ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка - В.Е.В. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., и до достижения им возраста трех лет;
обязать областное бюджетное учреждение "Центр социальной защиты населения по Долгоруковскому району", юридический и фактический адрес которого: "адрес" , назначить с 01.09.2013 года Владимирцевой Е.А. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированной и проживающей по адресу: "адрес" , ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка - В.Е.В. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., и до достижения им возраста трех лет;
взыскать с областного бюджетного учреждения "Центр социальной защиты населения по Долгоруковскому району", юридический и фактический адрес которого: "адрес" , в пользу Владимирцевой Е.А. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированной и проживающей по адресу: "адрес" , ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка - В.Е.В. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., и до достижения им возраста трех лет за период времени с 01.09.2013 года по 31.12.2013 года в размере "данные изъяты"
Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Долгоруковского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах Владимирцевой Е.А. о признании за ней права на назначение ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка, установленной Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года N 259-ОЗ (с изменениями и дополнениями) "О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью". В обоснование требований ссылался, что в ходе проведения проверки по обращению супругов Владимирцевых, установлено, что отдел социальной защиты населения администрации Долгоруковского муниципального района отказал Владимирцевой Е.А. в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка и до достижения им возраста трех лет, поскольку сведений о том, что в семье Владимирцевой Е.А. имеется трое детей не представлено. Поскольку данный отказ нарушает права Владимирцевой Е.А., не соответствует закону, просил признать за Владимирцевой Е.А. право на назначение ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка; обязать ответчика назначить с 01 сентября 2013 года указанную выплату в связи с рождением третьего ребенка до достижения им возраста трех лет; взыскать с ответчика ежемесячную денежную выплату за период времени с 01 сентября 2013 года по 31 ноября 2013 года в размере "данные изъяты" .
Определением суда от 21 января 2014 года ненадлежащий ответчик отдел социальной защиты населения администрации Долгоруковского муниципального района Липецкой области заменен надлежащим ответчиком - областным бюджетным учреждением "Центр социальной защиты населения по Долгоруковскому району".
В судебном заседании заместитель прокурора Долгоруковского района Липецкой области Чурсин Д.В. заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Истица Владимирцева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и просила взыскать с областного бюджетного учреждения "Центр социальной защиты населения по Долгоруковскому району ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка и до достижения им возраста трех лет за период времени с 01 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года в размере "данные изъяты" .
Представитель ответчика ОБУ "Центр социальной защиты населения по Долгоруковскому району" по доверенности Киракосян А.Е. исковые требования не признала, и пояснила, что правовых оснований для назначения указанных выплат не имеется, доказательств наличия у Владимирцевой Е.А. трех детей не представлено. Просила в иске отказать.
Третье лицо Владимирцев В.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело без их участия. В письменном отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие необходимых условий для назначения указанных мер социальной поддержки, поскольку в составе семьи Владимирцевой Е.А. фактически воспитываются двое детей. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе третье лицо Управление социальной защиты населения Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав представителя третьего лица Управления социальной защиты населения Липецкой области Курганникову Н.Ю., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Пучкову С.Л., возражавшую против жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что в целях назначения социальных и поощрительных выплат, предоставления мер социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики в регионе был принят Закон Липецкой области от 27 марта 2009 года N 259-ОЗ "О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью".
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации N 606 от 07 мая 2012 года "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в статью 3 указанного выше Закона Липецкой области от 27 марта 2009 года N 259-ОЗ внесены изменения, согласно которым установлена поощрительная ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего и последующего детей до достижения ребенка возраста трех лет.
В соответствии со статьей 7.1. Закона ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет производится семье на ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года, среднедушевой доход которой не превышает среднедушевого дохода, сложившегося на территории области на дату обращения по данным территориального органа Федеральной службы госстатистики по Липецкой области.
Ежемесячная выплата назначается с месяца обращения за ее назначением по день достижения ребенком трехлетнего возраста (включительно).
Судом первой инстанции тщательным образом исследовались положения данной статьи Закона Липецкой области, предусматривающие перечень документов, подаваемых в учреждение социальной защиты населения по месту жительства для назначения указанной меры социальной поддержки, а также основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты, а именно: обнаружение недостоверных сведений, содержащихся в представленных документах, или отсутствие оснований, дающих право на назначение выплаты.
На основании анализа указанных норм в совокупности с пунктом 39 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденным Приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области от 02 сентября 2013 года N 559-п, устанавливающего порядок и сроки предоставления данной государственной услуги, суд пришел к выводу о законности заявленных требований.
Как установлено судом, у супругов Владимирцевой Е.А. и Владимирцева В.Н. в браке рождено трое детей: дочь В.Д.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ , дочь В.В.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын В.Е.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися материалами дела, что подробно отражено в решении суда и сторонами не оспариваются.
Владимирцева Е.А. обратилась в отдел социальной защиты населения администрации Долгоруковского муниципального района с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка - В.Е.В. и до достижения им возраста трех лет, с приложением всех необходимых документов, которые были перенаправлены в управление социальной защиты населения Липецкой области для получения консультации по вопросу возможности назначения заявительнице данной ежемесячной денежной выплаты.
На основании поступившей информации Управления соцзащиты населения Липецкой области о том, что указанная выплата может быть назначена Владимирцевой Е.А. только при предоставлении справки о составе её семьи, где указаны трое и более несовершеннолетних детей, отделом социальной защиты населения администрации Долгоруковского муниципального района 31 октября 2013 года с исходящим N за подписью Г.Л.И. Владимирцевой Е.А. был направлен ответ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты.
Вместе с тем, как установлено судом, решение об отказе в назначении указанной ежемесячной денежной выплаты по форме, установленной Административным регламентом, в установленный десятидневный срок начальником отдела социальной защиты населения Г.Л.И. не принималось, в адрес Владимирцевой Е.А. уведомление об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты не направлялось.
Из содержания полученного Владимирцевой Е.А. ответа отдела социальной защиты населения администрации Долгоруковского муниципального района не усматривается конкретное основание для отказа ей в назначении ежемесячной выплаты, т.е. обнаружение недостоверных сведений, содержащихся в представленных документах, либо отсутствие оснований, дающих право на назначение выплаты.
Доводы жалобы УСЗН Липецкой области в обоснование отказа ОБУ "Центр социальной защиты населения по Долгоруковскому району" в назначении выплат Владимирцевой Е.А. не опровергают выводов суда о нарушении процедуры принятия решения об отказе в назначении указанной ежемесячной денежной выплаты.
Заявительницей в соответствии с требованиями названного Административного регламента были представлены все необходимые достоверные сведения, предоставляющие право на назначение данной выплаты, т.к. в период брака в семье заявительницы родились трое детей, последний из которых - В.Е.В. родился после 31 декабря 2012 года; среднедушевой доход семьи Владимирцевой Е.А. не превышает среднедушевого дохода, сложившегося на территории области на дату обращения по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области.
Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела документами .
Поскольку меры материальной поддержки в данном случае возникают в связи с рождением третьего ребенка - В.Е.В. , которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства, суд признал за Владимирцевой Е.А. право на назначение ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка и до достижения им возраста трех лет.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на ОБУ "Центр социальной защиты населения по Долгоруковскому району" обязанности назначить с 01 сентября 2013 года Владимирцевой Е.А. ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка и до достижении им возраста трех лет и выплатить ей указанное пособие за период с 01 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года в размере "данные изъяты" .
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда. При этом учитывает, что ответчиком областным бюджетным учреждением "Центр социальной защиты населения по Долгоруковскому району" решение суда не обжалуется. Доводов, опровергающих взысканную судом сумму выплат, альтернативного расчета апелляционная жалоба не содержит.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанные поощрительные выплаты направлены на поддержку семьей, воспитывающих троих и более детей, является необоснованным и основан на неверном толковании норм указанного выше Закона.
Закон Липецкой области N 259-ОЗ от 27 марта 2009 года и Указ Президента Российской Федерации N 606 от 07 мая 2012 года указывает на необходимость назначения оспариваемой выплаты в связи с рождением третьего и последующего ребенка, а не в связи с воспитанием в семье троих и более детей.
Приведенное в апелляционной жалобе третьего лица - Управления социальной защиты населения Липецкой области иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тербунского районного суда Липецкой области от 24 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.