СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пристром И.Г. и Слободянюк Т.А.
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании 03 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2013 года, по которому
признано незаконным бездействие администрации МО ГО "Сыктывкар", выраженное в непринятии мер, направленных на решение вопроса о признании многоквартирного жилого дома N ... по улице ... города Сыктывкара аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность инициировать и провести общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома N ... по ул. ... г. Сыктывкара с целью решения вопроса о проведении обследования конструкций указанного дома специализированной организацией;
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Ануфриевой М.В. - представителя администрации МОГО "Сыктывкар", прокурора Коровенко А.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО ГО "Сыктывкар", заключающегося в непринятии мер по решению вопроса о признании многоквартирного дома ... по улице ... в городе Сыктывкаре аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, возложении на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности инициировать и провести общее собрание собственников помещений указанного многоквартирного дома с целью решения вопроса о проведении обследования конструкций дома специализированной организацией, указав в обоснование требований, что бездействие администрации МО ГО "Сыктывкар" нарушает жилищные права граждан, а также создает угрозу их жизни и здоровью.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" с требованиями не согласился.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилой дом ... по улице ... в городе Сыктывкаре представляет собой двухэтажный ... деревянный дом ... года постройки, с централизованным отоплением, электроосвещением, холодным водоснабжением и газоснабжением. Квартиры NN ... в доме находятся в собственности МО ГО "Сыктывкар".
... года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от ... года N ... , проведено обследование жилого дома по заявлению нанимателя квартиры ... , по результатам которого межведомственной комиссией дано заключение N ... от ... года о несоответствии состояния квартир N ... дома ... по улице ... требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодности их для проживания.
В акте обследования помещений N ... от ... года межведомственная комиссия указала, что для определения целесообразности выполнения капитального ремонта дома и объема ремонтных работ необходимо провести детальное визуальное и инструментальное обследование конструкций всего дома специализированной организацией, имеющей соответствующие документы на проведение этих работ.
Разрешая спор и удовлетворяя заявление прокурора города Сыктывкара, суд исходил из того, что обязанность по осуществлению контроля за сохранностью муниципального жилого фонда возлагается на администрацию МО ГО "Сыктывкар".
Вывод суда является правильным.
Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 16 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.п. 8 и 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Согласно абзацу 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п.44 Положения).
В соответствии с подп."г" п.45 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
По результатам работы комиссия принимает одно из решений, указанных в п.47 Положения, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений следует, что для признания межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо заключение специализированной организации, выданное по результатам обследования дома.
Последующее заключение межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшей судьбе дома и дальнейшем использовании помещений в нем, сроках отселения лиц, проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как усматривается из материалов дела, несмотря на то, что в многоквартирном доме ... по улице ... в городе Сыктывкаре, большая часть квартир в котором входит в состав муниципального жилищного фонда, межведомственной комиссией выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, установлен существенный физический износ здания в связи с его длительной эксплуатацией, который привел к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований здания, и рекомендовано провести детальное визуальное и инструментальное обследование конструкций всего дома специализированной организацией для решения вопроса о возможности капитального ремонта, администрация МО ГО "Сыктывкар" в пределах своих полномочий не предприняла мер по организации обследования дома специализированной организацией в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, то есть в целях определения дальнейшей судьбы здания, чем нарушила права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правильно признал незаконным бездействие администрации МО ГО "Сыктывкар" в части непринятия мер по решению вопроса о признании многоквартирного жилого дома ... по улице ... в городе Сыктывкаре аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с возложением обязанности инициировать и провести общее собрание собственников помещений этого дома для решения вопроса о проведении обследования конструкций указанного дома специализированной организацией.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт признания дома аварийным и подлежащим сносу не связан с реализацией нанимателями своих жилищных прав в порядке, предусмотренном ст. 87 Жилищного кодекса РФ, являются несостоятельными.
Согласно ст.87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Администрацией МОГО "Сыктывкар" вопрос о переселении граждан в порядке ст.87 Жилищного кодекса РФ из жилых помещений дома ... по улице ... , признанных заключением межведомственной комиссией непригодными для проживания, не ставится и переселение граждан не осуществляется.
В то же время гражданам для приобретения права на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с непригодностью занимаемого жилого помещения для проживания необходимо в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ принятие межведомственной комиссией соответствующего решения о признании жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции. В данном случае оценка соответствия жилого дома установленным требованиям до настоящего времени не проведена по причине отсутствия заключения специализированной организации, что свидетельствует о виновном бездействии администрации Мо ГО "Сыктывкар".
Доводы апелляционной жалобы о том, что наниматели жилых помещений по договору социального найма, проживающие в доме ... по улице ... , не обращались в адрес администрации МОГО "Сыктывкар" с требованиями о проведении капитального ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений в указанном доме вправе сами инициировать созыв общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома с целью решения вопроса о проведении обследования конструкций жилого дома специализированной организацией, не могут повлечь отмены решения суда, так как не влияют на правильность выводов суда о незаконном бездействии администрации МОГО "Сыктывкар" по непринятию решений, связанных с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные в доводах жалобы обстоятельства не освобождают администрацию МОГО "Сыктывкар" как орган местного самоуправления от исполнения требований законодательства по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решений о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и подлежащими сносу, определению сроков сноса и отселения физических и юридических лиц.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.