Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 13 марта 2014 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Юдина А.В., Головкова В.Л.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 13 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе Министерства образования Республики Коми на решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 21 ноября 2014 года, которым исковые требования прокурора Троицко-Печорского района в интересах неопределенного круга лиц Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом ... , Министерству образования Республики Коми об обязании осуществить ограждение территории учреждения и возложения обязанности по финансированию данного мероприятия, удовлетворены в полном объеме: государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский ... обязано произвести ограждение территории учреждения в соответствии с требованиями пункта 2.1.1 Санитарных правил СП 2.4.990-00; Министерство образования Республики Коми обязано профинансировать выполнение мероприятий, связанных с ограждением территории Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский ...
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснение прокурора Ковригиной О.Н., представителя Министерства образования Республики Коми Кановой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Троицко-Печорского района РК обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский ... (далее по тексту - Детский ... об ограждении территории учреждения, к Министерству образования Республики Коми о возложения обязанности по финансированию мероприятий, связанных с ограждением территории Детского ... В обосновании исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи в Детском ... выявлены нарушения в части создания безопасных условий жизни и здоровья несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму.
В судебном заседании прокурор Хорошилова А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Детского ... Милевский О.Б., исковые требования прокурора признал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства образования Республики Коми в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Республики Коми просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного заседания путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В силу ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в общеобразовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 2.1.1. СП 2.4.990-00 2.4 "Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детские дома и школы-интернаты следует размещать на обособленных земельных участках в озелененных районах городов, пригородных зонах и сельской местности. Детские дома размещаются вблизи общеобразовательных школ. Земельный участок интернатных учреждений должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 метра и наружное электрическое освещение при норме освещенности 10 лк на земле.
Из положения ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" под противодействием терроризму понимается предупреждение терроризма, выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Из установленных судом обстоятельств и материалов ФИО1 следует, что в соответствии с Уставом Детского ... данное учреждение является образовательным учреждением для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части организационно-правовой формы Детский дом является бюджетным учреждением.
Учредителем Детского ... является Республика Коми. Функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство образования Республики Коми.
К компетенции Учредителя Устав относит полномочия по созданию и ликвидации Детского дома. К компетенции Министерства образования относится утверждение Устава, утверждение государственных заданий для Детского дома в соответствии с предусмотренной его Уставом деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания; осуществление проверок выполнения этого государственного задания и качества его выполнения.
По результатам проведенной прокуратурой Троицко-Печорского района проверки было установлено, что территория Детского дома N ... не имеет ограждения по периметру, имеется ограждение лишь с фасадной стороны учреждения, что не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и Федерального закона "О противодействии терроризму".
Проанализировав положения действующего законодательства и установленные по ФИО1 обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что отсутствие ограждения на территории детского учреждения противоречит действующему законодательству и влечет за собой нарушение прав воспитанников данного учреждения на охрану их жизни и здоровья и обеспечение антитеррористической защищенности учреждения.
Таким образом, разрешая спор по существу с учетом всех установленных по ФИО1 обстоятельств и собранных доказательств, суд правомерно возложил на Детский "Адрес обезличен" обязанность по проведению мероприятий по ограждению территории Детского дома забором и обязал Министерство образования Республики Коми профинансировать выполнение мероприятий, связанных с ограждением территории Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский "Адрес обезличен" " "Адрес обезличен" .
Доводы апелляционной жалобы о том, что финансирование мероприятий по ограждению территории образовательного учреждения должно осуществляться не за счет средств республиканского бюджета, опровергаются требованиями вышеуказанных положений закона и Устава образовательного учреждения.
Довод апелляционной жалобы о том, что размер выделенных на финансирование Детского дома в 2013-2015 годах достаточен для выполнения работ по ограждению территории, какими-либо доказательствами не подтвержден, а, напротив, опровергается исследованными судом доказательствами, из которых следует, что примерная сметная стоимость указанных работ значительно превышает размер ассигнований, направляемых на содержание имущества Детского дома.
Приведенные в жалобе ссылки на вмешательство суда в деятельность органа государственной власти по расходованию бюджетных средств, не могут быть основанием для отмены решения, поскольку в данном случае ставится вопрос об исполнении Министерством образования установленных законом обязанностей по надлежащему финансовому обеспечению деятельности бюджетного образовательного учреждения, в том объеме, который необходим, в том числе и для осуществления указанных в решении суда мероприятий. При этом отсутствие в судебном решении указания на конкретный размер денежных средств, необходимых для проведения мероприятий по ограждению территории Детского дома забором, также не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку установление такого размера не входит в предмет настоящего судебного разбирательства, а должно быть осуществлено в ином порядке и соответствии с установленной законом процедурой.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности, и отмене не подлежит.
Руководствуясь требованиями ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 21 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.