СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Захваткина И.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 6 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 января 2014 года, по которому
признан отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию в присвоении Приезжеву А.Н. звания "Ветеран труда" незаконным.
Обязано Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Приезжеву А.Н. звание "Ветеран труда".
В удовлетворении исковых требований Приезжева А.Н. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" - отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика Штеер О.В., истца Приезжева А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приезжев А.И. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию и Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда". Считает, что вправе претендовать на присвоение указанного звания, поскольку является пенсионером по старости и имеет ведомственную награду - нагрудный значок "Отличник бытового обслуживания населения".
Ответчики с иском не согласились.
Судом принято приведенное выше решение.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указывая на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", которым регулируется правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) и предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).
Вместе с тем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда. Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона "О ветеранах". Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
Из положений Закона Республики Коми от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и Постановления Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" следует, что звание "Ветеран труда" присваивается после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения трудовой деятельности лицам, в том числе, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков.
Однако указанные знаки отличия могут служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда" только в том случае, если решение о награждении принято государственным органом исполнительной власти СССР или Российской Федерации, а документ о награждении содержит подпись должностного лица в ранге руководителя министерства СССР или РФ, либо имеются основания полагать, что награждение происходит от имени соответствующего министерства (ведомства).
Как следует из материалов дела, Приезжев А.Н., является получателем трудовой пенсии по старости с 2013 года. Представлением АО "Росбытсоюз" и Президиумом ЦК профсоюза 29 сентября 2003 года Приезжев А.Н. награжден значком "Отличник бытового обслуживания населения".
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.07.1990 г. N 227 созданный союз объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения (Росбытсоюз) наделялся полномочиями упраздненного Министерства бытового обслуживания РСФСР, в том числе и по награждению ведомственными наградами работников сферы обслуживания, что подтверждается отнесением нагрудного значка "Отличник бытового обслуживания населения" Росбытсоюза к ведомственным наградам, указанным в Общероссийском классификаторе информации населения ОК 018-95 (ОКИН) в разделе 67 - ведомственные награды в СССР.
В дальнейшем, Указом Президента РФ от 01.07.1992 г. N 721 Росбытсоюз был преобразован в АО "Росбытсоюз", при этом, указания о сохранении функций Министерства бытового обслуживания данный Указ не содержит.
На дату награждения истца значком "Отличник бытового обслуживания населения" АО "Росбытсоюз" в структуре федеральных органов исполнительной власти не значится, о чем свидетельствует Указ Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" N 867 от 17.05.2000 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Таким образом, из представленных документов следует, что награждение нагрудным значком "Отличник бытового обслуживания населения" произведено не министерством и ведомством бывшего СССР или республиканским министерством и ведомством бывшего СССР, в том числе совместно с ЦК профсоюзов.
С выводами суда о том, что АО "Росбытсоюз" является правопреемником Министерства бытового обслуживания РСФСР, что является основанием для признания награды АО "Росбытсоюз" равнозначной награде Министерства бытового обслуживания РСФСР, судебная коллегия не может согласиться, поскольку указанный союз объединений не осуществляет государственных функций. Кроме того, полномочия по осуществлению государственных функций не могут быть предметом правопреемства, поскольку подлежат самостоятельному закреплению путем издания соответствующего акта.
Учитывая, что Законом Республики Коми от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" к ведомственным знакам, являющимся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" отнесены лишь ведомственные знаки, награждение которыми производилось от имени министерств и ведомств бывшего СССР или республиканских министерств и ведомств бывшего СССР совместно с ЦК профсоюзов, то, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания знака отличия акционерного общества ведомственной наградой, дающей право на признание ее при присвоении звания "Ветеран труда".
При указанных обстоятельствах, свидетельствующих о неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований.
При этом, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Приезжева А.Н. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 января 2014 года отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять по делу в этой части новое решение, которым отказать Приезжеву А.Н. в удовлетворении исковых требований к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.