СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.
судей Костенко Е.Л., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 17 марта 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования муниципального района "Вуктыл" на решение Вуктыльского городского суда от 23 января 2014 года, по которому отказ Администрации муниципального образования муниципального района "Вуктыл" в предоставлении Бунину Владимиру Николаевичу , 17 декабря 1970 года рождения, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья признан незаконным. На Администрацию муниципального образования муниципального района "Вуктыл" возложена обязанность предоставить Бунину Владимиру Николаевичу единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения прокурора Ковригиной О.Н., представителя Агентства РК по социальному развитию-Штеер О.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Вуктыла обратился в суд с иском в интересах Бунина В.Н. к Администрации МО МР "Вуктыл" о признании отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья незаконным, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что ответчиком незаконно отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, несмотря на наличие у истца определенного статуса и признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Определением Вуктыльского городского суда от 26 декабря 2013 года Агентство Республики Коми по социальному развитию привлечено для участия в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования.
Истец в судебном заседании не участвовал.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Агентство РК по социальному развитию своего представителя в судебное заседание не направило.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация МО МР "Вуктыл" просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.28.2 ФЗ от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
Во исполнение федерального законодательства был принят закон Республики Коми от 06.10.2006 N69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки", который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст. ст. 14. 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Исходя из вышеприведенных норм следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, нахождение на учете в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий. Решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат, согласно указанному Порядку, принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат (п. 15 Порядка).
Как следует из материалов дела, Бунин В.Н. является инвалидом первой группы бессрочно .
Постановлением Главы администрации муниципального района "Вуктыл" от 13 ноября 1995 года N 11/612 Бунин В.Н. поставлен на учет при городской администрации для улучшения жилищных условий на льготных основания в составе семьи три человека.
Основанием постановки на учет явилось постановление главы администрации города Вуктыл от 28 марта 1995 года N 03/162 , в соответствии с которым была создана очередность при городской администрации для принятия на учет граждан для улучшения жилищных условий участников и инвалидов ВОВ, инвалидов по заболеванию 1 и 2 группы, в связи с тем, что в сельских населенных пунктах Вуктыльского района проживает много пенсионеров, участников ВОВ, инвалидов 1 и 2 группы по заболеванию в домах без центрального отопления и отсутствием центрального водоснабжения.
Бунин В.Н. зарегистрирован и проживает вместе со своими родителями Буниным В.Н., Буниной В.С. по адресу: Республика Коми, Вуктыльский район, с.Подчерье, ул.Советская, д.2, кв.2 ., по договору социального найма жилого помещения.
27 июля 2012 года Бунин В.Н. обратился в администрацию муниципального района "Вуктыл" с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, приложив к заявлению необходимые документы.
Однако, постановлением администрации МО МУ "Вуктыл" от 22 августа 2012 года N 08/941 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья по мотиву обеспеченности семьи жилой площадью сверх установленных норм.
На основании данного постановления Бунин В.Н. был исключен из Списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным ст.1 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".
Признавая право Бунина В.Н. на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, суд исходил из установленных по делу обстоятельств, которыми подтверждается наличие законных оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Действовавшие на момент постановки Бунина В.Н. на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий Жилищный кодекс РСФСР и Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденные указом Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года N190, также предусматривали в качестве одного из оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (пункт 2 статьи 29 ЖК РСФСР, подпункт б пункта 8 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма; указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно информации государственной жилищной инспекции от 13 сентября 2013 года N 697 в спорной квартире проживают три человека, в том числе инвалид 1 группы. С учетом социальной нормы площади жилья общая площадь квартиры не соответствует нормативным требованиям ( 18 кв.м на одного человека) при составе семьи три человека общая площадь квартиры должна составлять 54 , кв.м. Квартира не оснащена холодным водоснабжением. Водоколонка (холодная вода) расположена на расстоянии около 100 метров от жилого здания, в котором проживает семья Бунина В.Н., что представляет неудобства в соблюдении санитарных норм членам семьи, так как в квартире проживает два человека пенсионного возраста и инвалид 1 группы с 1995 года.
Поскольку физический износ и техническое состояние жилого дома, в котором проживает истец, не улучшилось, следовательно, с введением в действие Жилищного кодекса РФ за ним сохранилось право состоять в очереди на улучшение жилищных условий, так как право на предоставление ему жилого помещения не было реализовано, соответственно, в данной ситуации применению подлежит норма права, закрепленная в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", согласно которой истец имеет право состоять на учете до получения им жилого помещения и не может быть произвольно снят с данного учета.
Принимая во внимание, что основания, по которым истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения не отпали, отсутствие у него иного пригодного для проживания жилья на праве собственности либо ином законном основании, суд обоснованно признал, что Бунин В.Н. является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и, поскольку он относится к категории лиц, имеющих право на получение льгот (мер социальной поддержки), гарантированных ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", до 1 марта 2005 года принят на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, с учета в установленном порядке не снят, и на момент издания ответчиком оспариваемого постановления и рассмотрения дела в суде основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не утрачены и не отпали, суд первой инстанции правильно признал незаконным отказ ответчика в предоставлении Бунину В.Н. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и исключение его из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установление дополнительных оснований постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не входило в компетенцию ни органов местного самоуправления, ни Главы местной администрации, ни Совета народных депутатов, суд считает несостоятельным, поскольку Бунин В.Н. в 1995 году был поставлен в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на законных основаниях, в соответствии с действующими на то время нормами жилищного законодательства.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие документов, подтверждающих признание жилого помещения, в котором проживает истец, непригодным для проживания со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, утвердившее Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, где в качестве документа, подтверждающего признание жилого помещения непригодным для проживания, определено заключение межведомственной комиссии, не может быть признана состоятельной.
Ни Жилищный кодекс РСФСР, ни указанные Правила не предусматривали необходимости признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания для решения вопроса о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В п.1.3 Положения об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденных приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 года N 529, имеется прямое указание на то, что вопросы улучшения жилищных условий названным положением не регламентируются.
В свою очередь, наличие у заявителя уровня жилищной обеспеченности свыше 7 кв. метров, которое не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, не может расцениваться как улучшение жилищных условий и являться основанием для снятия заявителя с учета.
Довод жалобы о пропуске трехмесячного срока обращения в суд, предусмотренного статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, несостоятелен, так как данный срок установлен для обращения в суд с жалобой на решения, действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, в то время как по настоящему делу в порядке искового производства рассматривался спор о праве Бунина В.Н. на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вуктыльского городского суда от 23 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования муниципального района "Вуктыл" - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.