СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С., Ошманкевича Р.А.
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 13 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 ноября 2013 года, которым
иск прокурора г. Воркуты в интересах Ф.Д. удовлетворен. Признан незаконным протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" N ... , утвержденный постановлением руководителя администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "Об утверждении протокола общественной комиссии по жилищным вопросам" в части снятия Ф.Д. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат.
Администрация МО ГО "Воркута" обязана восстановить Ф.Д. в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с датой подачи заявления "Дата обезличена" по категории инвалиды с детства.
Заслушав доклад материалов дела судьи Ошманкевича Р.А., объяснения прокурора Коровенко А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Воркуты обратился с иском к администрации МО ГО "Воркута" в защиту интересов Ф.Д. о признании протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" N ... , утвержденного постановлением руководителя администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "Об утверждении протокола общественной комиссии по жилищным вопросам", в части снятия Ф.Д. с учета ФИО4 , имеющих право на получение социальных выплат, незаконным, а также возложении обязанности восстановить Ф.Д. в списках ФИО4 , имеющих право на получение социальных выплат с датой подачи заявления "Дата обезличена" по категории инвалиды с детства.
Определением суда от "Дата обезличена" к участию в деле привлечены несовершеннолетние Ф.И. и Ф.Е. .
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель истца требования иска поддержала в полном объёме.
Третье лицом и законный представитель несовершеннолетних Ф.И. и Ф.Е. - Ф.Я. требования иска счёл обоснованными, указав, что ни он, ни его жена - третье лицо по делу Ф.Л. не доводили до сведения своего сына Ф.Д. о наличии в их собственности жилых помещений. Также пояснил, что на момент перевода очереди в ... году с него на истца, Ф.Д. был несовершеннолетним, и заявление на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в котором указано об отсутствии жилья у членов семьи, истец не писал. От имени истца это заявление писал он, как законный представитель своего сына.
Истец, ответчик администрация МО ГО "Воркута", третьи лица - Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, Ф.Л. , несовершеннолетние Ф.И. и Ф.Е. в судебное заседание не явились.
Согласно представленному представителем ответчика отзыву, администрация МО ГО "Воркута" с иском не согласна в полном объёме.
В письменном отзыве на иск третье лицо Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми указало, что в связи с тем, что Ф.Я. и Ф.Л. по договору купли-продажи стали являться собственниками жилого помещения (комнаты) за номером ... квартире, расположенной по адресу: "Адрес обезличен" , Ф.Я. подлежал снятию с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, еще в ... году. Вместе с Ф.Я. подлежали снятию с учета на переселение в рамках Федерального закона и все члены его семьи.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что Ф.Д. родился "Дата обезличена" в г. ... Республики Коми и является ребенком инвалидом с детства, впервые инвалидность установлена "Дата обезличена" . С момента рождения и по настоящее время Ф.Д. постоянно зарегистрирован и проживает на территории МО ГО "Воркута". Первоначальной датой постановки на учет Ф.Д. определено "Дата обезличена" .
Также установлено, что отец Ф.Д. - Ф.Я. был поставлен на очередь на получение жилья за пределами "Адрес обезличен" за счёт выделения безвозмездной субсидии на состав семьи, включая Ф.Д. , с "Дата обезличена" .
"Дата обезличена" Ф.Я. обратился к главе МО ГО "Воркута" с заявлением о переводе очереди на своего сына Ф.Д. - инвалида с детства.
На основании заявления от "Дата обезличена" Ф.Д. просил включить его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории ФИО4 , установленных федеральным законодательством" как ребенка-инвалида с детства с составом семьи из ... человек, в том числе: Ф.Я. , Ф.Л. , Ф.И. , Ф.Е.
Кроме того, в соответствии с протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" рекомендовано удовлетворить заявление Ф.Я. от "Дата обезличена" о переводе очереди на получение жилья за пределами районов Крайнего Севера на сына Ф.Д. - ребенка-инвалида с детства.
"Дата обезличена" Ф.Я. обратился с заявлением о восстановлении его в списках очередников на получение жилья за пределами "Адрес обезличен" с даты подачи первоначального заявления "Дата обезличена" и о переводе очереди на сына Ф.Д. - ребенка-инвалида с детства.
На основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" рекомендовано включить Ф.Д. в списки инвалидов с даты подачи заявления "Дата обезличена" .
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ.
Согласно статье 1 указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 года N212-ФЗ, действующей с 1 января 2012 года, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Из содержания указанной нормы следует, что предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее ... лет.
Установив, что Ф.Д. является инвалидом с детства, родился и проживает в районах Крайнего Севера в течение более ... лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у него права на получение государственной жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера.
Кроме того, на дату постановки на учет Ф.Д. "Дата обезличена" действовал Федеральный закон от 17 августа 1996 года N 116 - ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в ... ".
Согласно статье 4 указанного Закона выделенные средства направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах.
При этом Положение "О порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий гражданам, выезжающим их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденное указом Главы Республики Коми от 17 декабря 1996 года N 329, предусматривало, что субсидии представляются гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет с учетом первоочередного права, в том числе для инвалидов.
Во исполнение указанных нормативных правовых актов Решением Совета г.Воркуты от 10 июня 1997 года "Об утверждении Положения о предоставлении жилой площади за пределами г. Воркуты" закреплено право инвалидов 1, 2 группы независимо от стажа работы на предоставление жилой площади за пределами г. Воркуты по льготному Списку N 2.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125 "О жилищных субсидиях гражданам из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям", не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами.
Кроме того, в соответствии со статьей 5 Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
Право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу с 01 января 2012 года новой редакции Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях.
Руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Коми и муниципального образования городского округа "Воркута", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ранее действовавшее законодательство не ставило в зависимость право детей инвалидов на получение жилищных субсидий от стажа проживания с даты рождения, то положения действующих в настоящее время нормативных актов должны применяться с учетом сохранения ранее возникших прав граждан.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем довод в жалобе о том, что истец не имел соответствующего стажа работы в районах Крайнего Севера, а также ссылка на несогласие с выводами суда об отсутствии у детей-инвалидов каких-либо препятствий для признания за ними права на первоочередное предоставление жилищной субсидии по стажу, являются не состоятельными.
Доводы в жалобе о том, что отец истца - Ф.Я. подлежал снятию с соответствующего учета еще ... году в связи с приобретением по договору купли-продажи квартиры, расположенной в "Адрес обезличен" ... , в связи с чем истец также подлежал снятию с данного учета, поскольку самостоятельно не подавал заявления о постановке его на учет не в составе семьи Ф.Я. , при этом не имея северного стажа, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.