СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Ус Е.А.,
судей Машкиной И.М., Алексеевой С.Ф.
при секретаре Филичевой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании 10 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе Иванова В.В. на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 28 января 2014 года, по которому
Исковое заявление Иванова В.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе Республики Коми о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии с момента обращения - удовлетворено частично.
Признан незаконным отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе Республики Коми от 16 апреля 2004 года в досрочном назначении пенсии Иванову В.В. в части невключения в стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периода работы в ... с 27 февраля 1978 года по 10 июня 1978 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований, Иванову В.В. - отказано.
Взысканы с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми в пользу Иванова В.В. судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения Иванова В.В., его представителя Щиголева А.Ф., представителя УПФ Лютиковой Е.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов В.В. обратился в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе с иском о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии с момента обращения. В обоснование заявленных требований указав, что ему необоснованно в 2004 году отказано в назначении пенсии. На момент обращения за назначением пенсии достиг возраста ... и имел необходимый стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севере для решения вопроса о снижении пенсионного возраста - 55 лет, на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера на основании подп. 6 п.1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Иванов В.В. не согласен с решением суда в части отказа в иске, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
Установлено, что 15 апреля 2004 года Иванов В.В. обратился в Управление ПФР по Прилузскому району РК с заявлением о назначении пенсии по старости без указания основания, по которому, по мнению заявителя, возникло право на трудовую пенсию.
По результатам рассмотрения заявления 16 апреля 2004 года истцу направлено письмо, из которого следует, что согласно представленным документам стаж работы в тяжелых условиях труда (предварительно) составляет ... Ввиду отсутствия необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, отказано, предложено для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обратиться с документами по достижении возраста 55 лет. В ответе имеется ссылка как на п. 6 ст. 28, так и на п.п. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ.
25 июля 2006 года Иванов В.В. обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии по старости.
С 30.07.2006 года (по достижении 55 лет) истцу назначена пенсия по старости на основании пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ N 173 как это следует из пенсионного дела Иванова В.В.
Считая отказ УПФ РФ в Прилузском районе при обращении в 2004 году незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском, указывая на то, что на указанную дату с учетом снижения пенсионного возраста имел право на пенсию по пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ N173.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" и разъяснениями, содержащимися в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которым, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ), пришел к выводу о том, что по состоянию на дату первичного обращения истца за пенсией у него отсутствовал требуемый по Закону стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, право на пенсию не возникло ни по п.п.2п.1 ст. 27, ни по пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ N 173.
При рассмотрении спора, суд проверил правильность произведенного пенсионным органом включения периодов работы и подсчета стажа работы по состоянию на 15 апреля 2044 года и пришел к выводу, что в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера необоснованно не включен период работы истца в ... с 27.02.1978г. по 10.06.1978г. в должности ... , который составил 3 месяца 14 дней.
В остальной части суд согласился с тем, что у пенсионного органа не имелось оснований для включения в стаж работы истца таких периодов, как:
- работа в ... Кировской области и в ... Кировской области, которые согласно Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в редакции Постановления Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 18.07.1994) не были отнесены к таковым;
- период работы истца с 07.04.1991г. по 25.06.1991г. в крестьянском хозяйстве С. ., т.к. С. зарегистрирован в качестве страхователя в системе ПФР с 12.12.1991г., финансово-хозяйственная деятельность им начата с 01.01.1992 года, трудовых договоров между КФХ С. и Ивановым В.В. не заключалось; страховых взносов за Иванова В.В. в Пенсионный фонд не производилось; запись, внесенная в трудовую книжку истца о работе в крестьянском хозяйстве С. органом местного самоуправления не удостоверена в нарушение пункта 11 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 08.08.2003г.) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий";
- период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с 31.07.1995г. по 06.01.1998г., т.к. Иванов В.В. уплату страховых взносов в Пенсионный фонд не производил;
Решение суда в указанной части не обжалуется сторонами.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца по состоянию на 15 апреля 2004 года права на пенсию по пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ N 173 не состоятельны. Вывод суда об отказе в иске в этой части является верным, основанным на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173 установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ (мужчинам - 60 лет, женщинам - 55 лет), назначается по основаниям, предусмотренным статьями 27, 27.1 и 28 этого Закона.
В соответствии со статьями 27 и 27.1 названного Закона основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным статьей 28 этого закона, связано с обстоятельствами, признаваемыми законодателем социально важными или социально уважительными.
Согласно п.1 подп.6 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (в редакции, действовавшей на момент обращения за пенсией) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Таким образом, для возникновения права на пенсию по указанному выше основанию требуется совокупность условий таких, как достижение возраста (для мужчин- 55 лет), определенный стаж работы в районах Крайнего Севера или местностях приравненных к районам Крайнего Севера (не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях), а также наличие страхового стажа, соответственно не менее 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам. Отсутствие хотя бы одного из условий исключает возможность назначения досрочной трудовой пенсии по старости пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ N 173.
Из материалов дела следует, что при обращении Иванова В.В. 15 апреля 2004 года в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии он имел с учетом включения периода работы в ... страховой стаж - ... Согласно расчету стажа Иванова В.В., предоставленного ответчиком, и не оспариваемого истцом, который произведен по правилам пункт 1 ст. 28.1 Закона N 173-ФЗ при суммировании Списка N 2, его стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с учетом стажа работы в ... , по состоянию на апрель 2004 года составил ...
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, на дату обращения в 2004 году отсутствовало одно из обязательных условий для досрочного назначения пенсии, предусмотренного абз. 1 пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ, достижение истцом возраста 55 лет. Кроме того, не имелось 20 лет стажа работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера.
Основания для применения абз.3 п.п.6 п.1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ, предусматривающего назначение трудовой пенсии с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, как на том настаивает истец, также отсуствовали. Вопреки доводам апелляционной жалобы, данной нормой допускается, при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, снижение возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона, то есть мужчинам - 60 лет, а не 55 лет, как указывает истец. Согласно указанному абзацу законодатель сохранил право на установление досрочной пенсии за работу на Крайнем Севере, гражданам, достигшим возраста 55 лет и при наличии у них стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев. При наличии этих условий трудовая пенсия назначается с уменьшением 60-ти летнего возраста. Истец на дату первичного обращения за пенсией к данной категории граждан не относился, так как достиг лишь возраста 52 лет 8 месяцев. При таких обстоятельствах наличие лишь одного стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев недостаточно для назначения указанной пенсии.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступившим в действие после 01 января 2005 года, введен в действие пункт 2 ст. 28.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которому лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 29.11.2003, с изм. от 03.06.2004) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
По смыслу названных норм, как правильно указал суд первой инстанции, для назначения досрочной трудовой пенсии с учетом уменьшения возраста до 50 лет мужчинам требуется наличие одновременно нескольких условий: стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 15 календарных лет и 20 лет соответственно; специальный трудовой стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и страховой стаж не менее 25 лет.
Как отмечено выше по состоянию на 15 апреля 2004 года стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подсчитанного с учетом суммирования Списка N 2, составлял менее требуемых по закону 20 лет.
Поскольку на дату первого обращения в Пенсионный фонд у Иванова В.В. не было достаточного стажа работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, то суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Иванова В.В. о назначении пенсии с 15.04.2004 года по ст. ст. 28,28.1 Федерального закона N 173-ФЗ со снижением возраста 55 лет до 50 лет. Двойное снижение пенсионного возраста, как верно указал суд первой инстанции, может быть произведено только в том случае, если имеется 15 и 20 календарных лет соответственно работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Федеральным законом "О трудовых пенсия в Российской Федерации" не предусмотрено одновременное применение положений п. 2 ст. 28.1 и абз.3 п.п.6 п.1 ст. 28 ФЗ N 173-ФЗ для решения вопроса о снижении пенсионного возраста - 55 лет, на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера.
Трудовая пенсия мужчинам по п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, при наличии стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и страхового стажа не менее 25. Из материалов дела видно, что истец имел необходимый стаж работы по Списку N 2 - более 15-лет, страховой стаж - более 30 лет, однако ко дню обращения за пенсией не достиг возраста 55 лет. В связи с этим пенсионным органом обоснованно было предложено обратиться ему за назначением пенсии по достижении указанного возраста, что и было сделано истцом, пенсия назначена.
Доводы апелляционной жалобы направленные по существу на иное толкование норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны по мотивам, изложенным в решении суда и настоящем определении, и не являются основанием к отмене решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прилузского районного суда Республики Коми от 28 января 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.