Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 04 февраля 2014 года гражданское дело по иску к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Курганской области об отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности по включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе на решение Белозерского районного суда Курганской области от 27 ноября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования к ГУ - Управление ПФР в Белозерском районе Курганской области об отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанностей включения периодов работы в специальный и назначения пенсии, удовлетворить частично.
Решение ГУ - Управление ПФР в Белозерском районе Курганской области от в части отказа в зачете в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" периодов работы в должности кочегара хлебозавода Белозерского райпо с по , отменить.
Обязать ГУ - Управление ПФР в Белозерском районе Курганской области включить периоды работы в должности кочегара хлебозавода Белозерского райпо с по в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В удовлетворении остальной части исковых требований к ГУ - Управление ПФР в Белозерском районе Курганской области об отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанностей включения периодов работы в специальный и назначения пенсии, отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения истца Бочарова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Курганской области , возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бочаров А.В. обратился в Белозерский районный суд Курганской области с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Курганской области (далее - УПФР в Белозерском районе Курганской области) об отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанностей по включению периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование исковых требований указывал, что решением УПФР в Белозерском районе Курганской области от ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из специального стажа исключены периоды работы с по , с по в должности кочегара на Белозерском хлебозаводе, с по в должности кочегара в совхозе "". Полагал, что данные периоды подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в тяжелых условиях труда, так как на работу кочегаром он был принят постоянно с полной занятостью. Просил решение УПФР в Белозерском районе Курганской области об отказе в назначении пенсии по старости отменить, включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды работы в должности кочегара на Белозерском хлебозаводе с по , а также в совхозе "" с по , назначить досрочную трудовую пенсию по старости с .
В судебном заседании истец Бочаров А.В., его представитель заявленные требования поддерживали, дополнительно пояснили, что котельная совхоза "Тюменский нефтяник" являлась производственной и работала только на жидком топливе - мазуте.
Представитель ответчика УПФР в Белозерском районе Курганской области , действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требования не соглашалась, поясняла, что спорные периоды работы истца не могут быть зачеты в льготный стаж, так как не предоставлены документы, подтверждающие работу в должности машиниста (кочегара) котельной на угле и подтверждающие постоянную занятость в данной должности. Кроме того, ссылалась на то, что наименование занимаемой истцом должности в совхозе "Тюменский нефтяник" не соответствует должности, предусмотренной Списком N 2.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бочаров А.В. просит решение суда отменить в части отказа в зачете в специальный стаж периода работы с по и назначении досрочной трудовой пенсии, исковые требования в данной части удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указал, что при приеме на работу в "" полагал, что его работа подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, вновь ссылается на то, что работая в совхозе "" работал на производственной котельной, что дает право на назначение пенсии по Списку N 2, специфика работы котельной (круглосуточный режим, обеспечение горячей водой животноводческих ферм) подтверждена показаниями свидетелей. Считал, что спорный период также подлежит зачету в специальный стаж.
В письменных возражениях УПФР в Белозерском районе Курганской области выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагает решение суда принято законно и обоснованно.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Бочаров А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика УПФР в Белозерском районе Курганской области против доводов апелляционной жалобы возражала.
Заслушав истца Бочарова А.В., представителя ответчика , изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Бочаров А.В., года рождения, обратился в УПФР в Белозерском районе Курганской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением УПФР в Белозерском районе Курганской области от в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Бочарову А.В. было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа за работу в особых условиях труда.
Из специального стажа истца исключены периоды работы с по в качестве кочегара "Белозерского хлебозавода", так как не подтверждена документально работа в должности кочегара производственной котельной и производственной печи, не подтверждено какое печное оборудование было на балансе предприятия, нет данных о технологическом процессе на предприятии, с по в качестве оператора котельной, так как не подтвержден факт работы в должности машиниста (кочегара) котельной на угле (л.д. 6).
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Соблюдение принципа равенства всех перед законом имеет важное значение при обеспечении граждан государственными пенсиями и пособиями.
Согласно ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Статья 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации гласит, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы, Правительством Российской Федерации приняты постановления от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со с.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Подпунктом "б" п. 1 указанного выше постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26.01.1991.
Согласно Списку N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 раздела XXXIII "Общие профессии" право на льготное пенсионное обеспечение предоставлялось "кочегарам производственных котельных и производственных печей".
Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, раздела XXXIII "Общие профессии" право на льготное пенсионное обеспечение предоставлялось "машинистам (кочегарам) котельной (на угле и сланце), в том числе занятым на удалении золы", а также "кочегарам технологических печей, занятых в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение".
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Разъяснению Минтруда России от 22.05.1996 N 5 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80 % рабочего времени.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 N 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 N 235.
Из трудовой книжки истца, следует, что Бочаров А.В. был принят на "Белозерский хлебозавод" слесарем 5 разряда, на основании распоряжения от с переведен кочегаром, распоряжением от с уволен по собственному желанию, с принят в совхоз "" пчелово разряда, на основании приказа от с переведен оператором котельной 3 разряда, ему присвоен 4 разряд, - 5 разряд, приказом от с уволен в связи с сокращением штата (л.д. 7-11).
Решение суда в части включения в специальный стаж истца периода работы кочегаром хлебозавода Белозерского райпо с по не обжалуется.
В порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказывая Бочарову А.В. в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с по в котельной совхоза "", суд первой инстанции, с учетом заключения экспертизы условий труда Главного управления по труду и занятости населения Курганской области от , обоснованно исходил из того, что должность "оператор котельной" не соответствует профессии "машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы", предусмотренной Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в связи с чем отсутствуют основания для зачета спорного периода в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 27.11.1984 N 342/22-123 были внесены изменения и дополнения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. Раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" ЕТКС (выпуск 1) был дополнен профессиями "оператор котельной" и "оператор теплового пункта". Указанные профессии не давали право на государственную пенсию на льготных условиях. В тарифно-квалификационную характеристику профессии "машинист (кочегар) котельной" были внесены изменения. Характеристика работ по этой профессии стала включать в себя исключительно работы по обслуживанию водогрейных и паровых котлов, работающих исключительно на твердом топливе, или их обслуживание. Однако с целью сохранения ранее выработанного льготного стажа машинистами (кочегарами) котельной лицам, трудовые обязанности которых фактически заключались в исполнении обязанностей операторов котельной или операторов теплового пункта, в Постановление была включена норма, позволяющая включать в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, период их работы на момент принятия Постановления.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Принимая во внимание, что необходимым условием для определения права кочегаров на досрочный выход на пенсию в связи с принятием Постановления Государственного комитета по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 27.11.1984 стало установление вида топлива, а Бочаровым А.В. не представлены доказательства, подтверждающие факт работы на твердом топливе, и учитывая, что истец в совхозе "" работал на жидком топливе (мазуте) в должности "оператора котельной", которая не включена в Список N 2 от 26.01.1991, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для включения оспариваемого периода работы в специальный стаж не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт работы в производственной котельной подтвержден показаниями свидетелей основанием для отмены решения не является, так как согласно ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение п. 3 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной связи с другими его нормами обеспечивает реализацию пенсионных прав граждан, в силу чего не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права (определения от 21.06.2011 N 755-О-О, от 29.09.2011 N 1059-О-О, от 22.03.2012 N 573-О-О).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия назначается с даты обращения гражданина за ее назначением, но не ранее возникновения права на нее.
Поскольку без учета оспариваемых периодов у истца отсутствует требуемый специальный стаж необходимой продолжительности для назначения пенсии на дату обращения за назначением пенсии , требования истца о назначении пенсии обоснованно оставлены без удовлетворения.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, основаниями для отмены решения не являются.
Судебная коллегия, полагает, что решение суда является законным, соответствующим имеющимся в деле доказательствам, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белозерского районного суда Курганской области от 27 ноября 2013 года по иску к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Курганской области об отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанностей включения периодов работы в специальный стаж и назначения пенсии оставить без изменения.
апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Н.А. Чернова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.