Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Фоминой А.И.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 06.02.2014 гражданское дело по иску Пономаревой Л.С. к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за отопление и освещение, взыскании убытков за оплату коммунальных услуг
по апелляционной жалобе Пономаревой Л.С. на решение Щучанского районного суда Курганской области от 14.11.2013, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации за отопление и освещение, взыскании убытков отказать.
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения истца Пономаревой Л.С. и ее представителя Гуменюк О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пономарева Л.С. обратилась в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению детский психоневрологический санаторий "Озеро Горькое" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ санаторий "Озеро Горькое", санаторий) о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за отопление и освещение, взыскании убытков за оплату коммунальных услуг.
В ходе рассмотрения дела исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) изменила, предъявила требования, в том числе, к Отделу народного образования Администрации Щучанского района Курганской области (далее - РОНО Администрации Щучанского района, л.д. 46, 176, 191, том 1).
В обоснование требований, с учетом их изменения, указала, что работала в государственном учреждении здравоохранения "Республиканский детский санаторий "Озеро Горькое" в должности воспитателя, стаж работы составляет более 25 лет. Санаторий расположен в сельской местности. С 2009 уволилась по собственному желанию, в настоящее время является пенсионером. До 2005 получала меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. В дальнейшем неоднократно обращалась к главному врачу по вопросу предоставления мер социальной поддержки, но получала отказ, с чем не согласна. Указала, что в настоящее время федеральный законодатель не отменил льготы для педагогических работников, а лишь предложил субъектам Российской Федерации установить размер, условия и порядок возмещения расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки. Просила возложить на РОНО Администрации Щучанского района обязанность по предоставлению ей мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за отопление и освещение, возложить на ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" обязанность по выплате ей денежных средств за период с по в сумме рублей.
Определением суда от 04.09.2013 произведена замена ненадлежащих ответчиков: ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" заменено на Министерство здравоохранения Российской Федерации, РОНО Администрации Щучанского района ? на Министерство финансов Российской Федерации. ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" и РОНО Администрации Щучанского района привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц (л.д. 230-232, том 1).
В судебном заседании истец Пономарева Л.С. и ее представитель по ордеру Гуменюк О.В. исковые требования поддержали. Пономарева Л.С. пояснила, что с 1974 работала в детском санатории "Озеро Горькое", расположенном в сельской местности, в должности воспитателя, стаж ее работы составляет более 25 лет. Указала, что занималась педагогической деятельностью детей-инвалидов, обучала их писать, считать, рисовать, проводила с ними развивающие игры, водила их на лечебные процедуры. В 2004 по решению суда ей была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью. В 2009 она уволилась по собственному желанию, при этом осталась проживать в сельской местности. До 2005 пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг, после 2005 льготы стали предоставлять только медицинским работникам санатория.
Представитель истца Гуменюк О.В. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с действующим законодательством Пономарева Л.С. как педагогический работник учреждения здравоохранения, работавший и проживавший в сельской местности, вышедший на пенсию и оставшийся проживать там же, имеет право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. До 2005 такие льготы ей предоставлялись.
Ответчик Министерство здравоохранения Российской Федерации явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации по доверенности Черкасова А.А. поступил письменный отзыв, в котором он просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве указал, что с исковыми требованиями не согласен, Министерство здравоохранения Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу. Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" меры социальной поддержки установлены для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" включено в раздел III "Учреждения здравоохранения" Перечня федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации. Согласно Уставу предметом и целями деятельности ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" является санаторно-курортная медицинская помощь детям от 2 до 18 лет в сопровождении законного представителя по профилю деятельности санатория. Порядок предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячных и единовременных выплат по оплате жилых помещений, отопления и освещения, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", распространяется исключительно на медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельской местности, занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях. Поскольку истец не относится к медицинским или фармацевтическим работникам федерального государственного учреждения, а является педагогическим работником данного учреждения, то правовых оснований для предоставления ей мер социальной поддержки в порядке, предусмотренном названным постановлением, также не имеется. Ссылается на отсутствие сведений о предоставлении Пономаревой Л.С. мер социальной поддержки до 01.01.2005. Также указал, что федеральным законодательством не установлены меры социальной поддержки для пенсионеров из числа бывших педагогических работников федеральных государственных учреждений здравоохранения. Учредителем ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" является Российская Федерация, Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет полномочия учредителя и является главным распорядителем бюджетных средств в отношении указанного санатория.
Ответчик Министерство финансов Российской Федерации явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от представителя Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Шиховцевой О.С. поступило ходатайство, в котором она просила рассмотреть дело без участия представителя. От представителя Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Печенова С.В. поступил письменный отзыв, в котором он выразил несогласие с предъявленными к Министерству финансов Российской Федерации требованиями, просил в удовлетворении иска отказать. Ссылался на то, что Пономарева Л.С. являлась педагогическим работником ФГБУ санаторий "Озеро Горькое", который относится к учреждениям здравоохранения. Предметом и целями данного учреждения является оказание санаторно-курортной медицинской помощи детям по профилю деятельности указанного санатория и, соответственно, его работники не относятся к работникам системы образования, в связи с чем, на них не распространяется действие норм Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам. Отметил, что из имеющихся материалов невозможно определить основания для предоставления истцу мер социальной поддержки до 2005 и факт их предоставления. Полагал, что истцом не указаны основания для взыскания денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (л.д. 7-13, том 2).
В судебном заседании представитель третьего лица ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" по доверенности Кобзарь Е.О. оставила разрешение спора на усмотрение суда. Пояснила, что в настоящее время должность "воспитатель" в санатории переименована в должность "социальный педагог", на которых в настоящее время меры социальной поддержки не распространяются.
В судебном заседании представитель третьего лица РОНО Администрации Щучанского района Глазырина И.С. оставила разрешение спора на усмотрение суда. Пояснила, что РОНО Администрации Щучанского района предоставляет меры социальной поддержки только педагогам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области.
Суд в удовлетворении иска отказал, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Пономарева Л.С.
В жалобе указывает, что до 2005 она получала меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, с 2005 названные меры были заменены денежной компенсацией. С этого момента ей прекратили предоставлять льготы, получателей мер социальной поддержки передали в Администрацию сельского совета, услуги она оплачивала ИП . В суд обратилась о взыскании оплаченных коммунальных услуг за три года. Ссылается на абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", согласно которому педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа). Указывает, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области N 379 от 18.10.2005 "О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области. Указывает, что в 2011 медицинским работникам санатория денежные средства за оплату коммунальных услуг были выплачены за период с 2005. Она медицинским работником не является, по этой причине не была включена в список получателей. Ссылается на то, что в Устав санатория включены образовательные услуги, в штате санатория имелись и воспитатели и педагоги. Указывает, что ответчиками не оспорено, что она является педагогическим работником и имела льготы до 2005. Считает, что не может лишаться права на получение социальных льгот только по той причине, что в Законе Курганской области N 331 от 28.12.2007 указано, что меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области. Санаторий финансируется из федерального бюджета и в ведении Курганской области не находится. Считает, что судом неверно применены нормы материального права.
Возражений на апелляционную жалобу от участвующих в деле лиц не поступило.
В суде апелляционной инстанции истец Пономарева Л.С. и ее представитель Гуменюк О.В. доводы апелляционной жалобы поддержали. Пономарева Л.С. дополнительно пояснила, что до 2005 санаторием оплата за отопление не бралась, она оплачивала санаторию коммунальные услуги только за свет, канализацию. Считала, что до 2005 пользовалась мерами социальной поддержки. Представитель истца Гуменюк О.В. ссылалась на то, что согласно Уставу санаторий оказывает не только оздоровительные, но и образовательные услуги. Настаивала на том, что ее доверительнице ранее меры социальной поддержки предоставлялись.
Представители ответчиков, третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении. От главного врача ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" Дюсметова Р.К., заведующего РОНО Администрации Щучанского района Вагановой С.В. поступили письменные заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей. Остальные участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Пономарева Л.С. состояла в трудовых отношениях с государственным учреждением здравоохранения (далее - ГУЗ) "Республиканский детский санаторий "Озеро Горькое", впоследствии переименованным в федеральное государственное бюджетное учреждение детский психоневрологический санаторий "Озеро Горькое" Министерства здравоохранения Российской Федерации: с по - в должности педагог-воспитатель, с по - в должности воспитатель-педагог, с по - в должности инструктора по лечебной физкультуре (л.д. 151, 158-164, том 1). С Пономарева Л.С. уволена по собственному желанию на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 9, том 1).
ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" расположено на территории сельской местности по адресу: .
С по настоящее время Пономарева Л.С. зарегистрирована и проживает по адресу: (л.д. 6, том 1).
Решением Щучанского районного суда от 26.04.2004, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10.06.2004, на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Щучанском районе Курганской области возложена обязанность по назначению Пономаревой Л.С. досрочной трудовой пенсии по старости с (л.д. 35-41, том 1).
Как следует из указанных судебных постановлений, досрочная трудовая пенсия Пономаревой Л.С. назначена с учетом периодов ее работы в ГУЗ "Республиканский детский санаторий "Озеро Горькое", относящиеся согласно Списку работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых дает основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Пономарева Л.С. обратилась с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она являлась педагогическим работником ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" и получала меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. С 2005 и по настоящее время указанные меры ей не предоставляются.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Пономарева Л.С. осуществляла свою деятельность в учреждении здравоохранения, входящем в Перечнь федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, и относится к категории педагогических работников учреждения здравоохранения.
Учитывая положения пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, суд пришел к выводу, что данные меры социальной поддержки установлены для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Поскольку санаторий не является образовательным учреждением, истец Пономарева Л.С. являлась педагогическим работником учреждения здравоохранения, на нее не распространяются положения названного закона.
Приняв во внимание, что санаторий находится в ведении Российской Федерации, суд пришел к выводу, что постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 "О Порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" и Закон Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" не распространяют свое действие на правоотношения, сложившиеся между санаторием и Пономаревой Л.С.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на верном толковании и применении норм материального права, и не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, принимая во внимание следующее.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей в спорный период до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались до 11.01.2011 правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 названного Закона в редакции, действующей с 11.01.2011, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (далее - Закон Курганской области от 07.09.2005 N 75) определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
Пунктом 1 статьи 4 названного Закона в редакции, действующей в спорный период с 01.04.2010, предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), компенсации оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 меры социальной поддержки, предусмотренные для указанной категории работников, предоставляются также педагогическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области. При этом меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 данной статьи, сохраняются за педагогическими работниками образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений, включая педагогических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.
Системный анализ данных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что меры социальной поддержки в виде права педагогических работников на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации, предусмотрены для педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности.
Таким образом, действие абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" не распространяется на педагогических работников, осуществляющих деятельность в иных учреждениях, в том числе в учреждениях здравоохранения.
Судом первой инстанции установлено, что ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" включено в раздел III "Учреждения здравоохранения" Перечня федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2012 N 1286-р.
В соответствии с Уставом, ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" является федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также иных, предусмотренных законодательством, источников (л.д. 20, том 1).
Учредителем ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" является Российская Федерация. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет полномочия учредителя, а также является главным распорядителем бюджетных средств в отношении данного учреждения (пункт 1.1 Устава).
Предметом и целями деятельности ФГБУ санаторий "Озеро Горькое" является оказание санаторно-курортной медицинской помощи детям в возрасте от 2 до 18 лет в сопровождении законного представителя по профилю деятельности санатория: болезни нервной системы (центральной и периферической нервной системы различной этиологии с двигательными, чувствительными нарушениями, в том числе сочетающиеся с психическими расстройствами и расстройствами поведения), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (пункт 2.1 Устава).
Судом установлено, что Пономарева Л.С. работала педагогом-воспитателем федерального учреждения здравоохранения, расположенного в сельской местности, и на момент выхода на пенсию относилась к категории педагогических работников учреждения здравоохранения, на которое не распространяется действие Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании".
Работодателем истца являлось непосредственно ФГБУ санаторий "Озеро Горькое", досрочная трудовая пенсия истцу назначена с учетом периодов ее работы в ГУЗ "Республиканский детский санаторий "Озеро Горькое", включенный в Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых дает основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Поскольку меры социальной поддержки в виде компенсации оплаты общей площади жилого помещения, оплаты отопления и освещения жилого помещения, предусмотренные законом Курганской области для педагогических работников образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, предоставляются работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, а истец являлась педагогическим работником федерального учреждения здравоохранения, вывод суда об отсутствии у нее права на меры социальной поддержки, установленные Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", является правильным.
Соответственно, судом первой инстанции обосноанно отказано в удовлетворении требования истца по выплате ей денежных средств в связи с оплатой жилья в спорные периоды, как производного от требования по предоставлению мер социальной поддержки.
Кроме того, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о предоставлении ей когда-либо мер социальной поддержки как педагогическому работнику.
В судебном заседании Пономарева Л.С. пояснила, что до 2005 с нее санаторием не взималась плата за отопление жилого помещения, не указав оснований, по которым она была освобождена от оплаты за отопление, что само по себе не может свидетельствовать о предоставлении ей мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников.
С учетом изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении иска постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными в дело доказательствами. Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щучанского районного суда Курганской области от 14.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.М. Софина
Судьи: Е.С. Голубь
А.И. Фомина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.