Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Голубь Е.С., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13.02.2014 гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах Черепановой С.Л. к Администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств, затраченных на расколку дров,
по апелляционной жалобе муниципального учреждения Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 02.12.2013, которым постановлено: иск прокурора Юргамышского района в интересах - удовлетворить.
Признать за право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за период с 01.01.2011 по 31.12.2012.
Взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице - муниципального учреждения Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 в сумме рублей.
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения прокурора Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юргамышского района обратился в суд с иском в интересах Черепановой С.Л. к Администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств, затраченных на расколку дров.
В ходе рассмотрения дела исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) уточнил (л.д. 95)
В обоснование требований, с учетом их уточнения, указал, что в результате проведенной проверки было установлено, что Черепанова С.Л., являющаяся педагогическим работником муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Фадюшинская основная общеобразовательная школа", обладает правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг. В 2011 Черепановой С.Л. было предоставлено куб.м. нерасколотых дров, в 2012 - 24,8 куб.м, что делало невозможным их использование по прямому назначению, требовало дополнительных расходов. По информации, предоставленной ГУП "Юргамышский лесхоз", стоимость расколки одного куб.м. дров в 2011 составляла 115 рублей, в 2012 - 115 рублей. За период с 2011 по 2012 Черепановой С.Л. на расколку дров было израсходовано рублей. Просил признать за Черепановой С.Л. право на меры социальной поддержки, взыскать с муниципального образования Юргамышский район в лице Финансового отдела Администрации Юргамышского района в пользу Черепановой С.Л. денежные средства, затраченные на расколку дров за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 в сумме рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Шабуров В.И. исковые требования поддержал, дал пояснения согласно доводам искового заявления.
В судебном заседании истец Черепанова С.Л. исковые требования поддержала. Пояснила, что дом, где она проживает, отапливается за счет печного отопления. В 2011-2012 она приобретала дрова, которые привозили нерасколотыми, в связи с чем она понесла расходы на их расколку в сумме рублей.
В судебном заседании представитель ответчиков Администрации Юргамышского района и Финансового отдела Администрации Юргамышского района по доверенности Девяшина И.С. с исковыми требованиями в части взыскания расходов на расколку дров, не согласилась. Пояснила, что пунктом 3 статьи 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местностей в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" компенсация расходов на оплату отопления предоставляется в виде оплаты расходов на приобретение твердого топлива или плотных дров (нерасколотых) и транспортных услуг для доставки этого топлива, расходы на расколку дров не предусмотрены (л.д. 30, 39).
В судебном заседании представитель третьего лица муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Фадюшинская основная общеобразовательная школа" заместитель директора по учебно-воспитательной работе Васяева Н.А. с исковыми требованиями согласилась. Пояснила, что в начале учебного года составляются списки учителей, в которых указана норма приобретения или доставки дров. Дрова предоставляются предпринимателем к месту жительства педагога, составляется реестр доставки и происходит оплата по счетам-фактурам, квитанциям, которые педагог оплачивает лично, предоставляет квитанцию к оплате в Отдел образования Администрации Юргамышского района, после чего учителю выплачивается денежная компенсация понесенных расходов. Дрова предоставляются в нерасколотом виде, в связи с чем учителя несут дополнительные расходы по расколке дров (л.д. 88).
Представитель третьего лица Отдела образования Администрации Юргамышского района явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от заместителя руководителя Мурдасова Е.А. поступил письменный отзыв, в котором он просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве указал, что не согласен с требованиями прокурора о взыскании денежных средств на расколку дров, поскольку возмещение педагогам расходов на расколку дров Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местностей в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" не предусмотрено (л.д. 27).
Третье лицо Правительство Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от представителя Правительства Курганской области по доверенности Бабуновой О.П. поступил письменный отзыв, в котором она просила рассмотреть дело без ее участия. В отзыве ссылалась на Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденный постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379. Указала, что в соответствии с абзацем 3 пункта 6 названного Порядка педагогическим работникам образовательных учреждений при отсутствии в жилом помещении централизованного отопления, компенсация расходов на оплату отопления дровами включает оплату расходов на приобретение дров и транспортных услуг для их доставки. Расходы по расколке дров также подлежат компенсации в случае, если дрова для отопления жилого помещения предоставлены в таком виде, в котором они не могут быть использованы по прямому назначению (л.д. 24-26).
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещался в установленном процессуальным законом порядке.
Суд исковое заявление удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Финансовый отдел Администрации Юргамышского района.
В обоснование жалобы вновь ссылается на пункт 6 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, и Закон Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местностей в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", которыми услуга по расколке дров и возмещение расходов по расколке дров не предусмотрены. Кроме того, расходы по расколке дров повлекут увеличение расходов соответствующего бюджета на оплату не предусмотренных законом мер социальной поддержки. Просит отменить решение суда в части взыскания с муниципального образования Юргамышский район в лице Финансового отдела Администрации Юргамышского района за счет бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу Черепановой С.Л. за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 денежные средства в сумме рублей.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор указывает, что решение суда соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела. Согласно ГОСТ 3243-88 (пункт 1.1.1) дрова длиной 1 метр и менее и толщиной от 16 сантиметров должны быть расколоты на части в зависимости от их диаметра. Использовать дрова для отопления помещений в нерасколотом виде не представляется возможным. Полагал, что затраты на расколку дров должны быть взысканы с казны Юргамышского района с Финансового отдела Администрации Юргамышского района.
В отзыве Правительство Курганской области поддерживает доводы апелляционной жалобы, указывает, что при отсутствии в жилом помещении централизованного отопления, компенсация расходов на оплату отопления дровами включает только оплату расходов на приобретение дров и транспортных услуг для их доставки. Оплата расходов на расколку дров Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" и Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, не предусмотрена. Полагает, что истцу компенсированы понесенные расходы на приобретение твердого топлива в полном объеме. Препятствия для приобретения истцом дров в расколотом виде и последующей компенсации расходов за расколотые дрова отсутствуют.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Истец Черепанова С.Л., представители ответчиков, третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении, телефонограммой. Черепанова С.Л., Правительство Курганской области просили рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие, остальные участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Черепанова С.Л. работает учителем в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении (далее - МКОУ) "Фадюшинская основная общеобразовательная школа" и проживает в сельской местности - в доме с печным отоплением, расположенном по (л.д. 21).
Как педагогический работник она пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение и отопление жилого помещения, что участвующими в деле лицами не оспаривалось.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в редакции, действовавшей в спорный период до 11.01.2011, федеральным законодателем сохранены.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 в редакции, применяемой к правоотношениям после 01.04.2010, педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.
В апелляционной жалобе Финансовый отдел Администрации Юргамышского района выражает несогласие с решением суда в части возмещения истцу расходов по расколке дров.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении исковых требований и не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, принимая во внимание следующее.
Из материалов дела следует, что в 2011-2012 Черепановой С.Л. поставлялись дрова в нерасколотом виде, в количестве по куб.м. в течение каждого года (л.д. 77, 85).
Дрова в нерасколотом виде для отопления жилого помещения истец использовать не могла, в связи с чем понесла расходы по расколке дров в сумме рублей в 2011, рублей - в 2012 (л.д. 8-9).
По информации, представленной ОАО "Юргамышский лесхоз", стоимость расколки одного кубического метра дров в 2011 и 2012 составила 100 рублей, с учетом уральского коэффициента - 115 рублей (л.д. 76).
между Отделом образования Администрации Юргамышского района и МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа" заключен договор на бухгалтерское обслуживание (л.д. 61-62).
В связи с тем, что дрова предоставлялись истцу в нерасколотом виде, Черепанова С.Л. обратилась в Отдел образования Администрации Юргамышского района с заявлением о возмещении понесенных расходов по расколке дров (л.д. 15), в чем ей было отказано.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области, который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно пункту 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 указанного Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Поскольку дрова предоставлялись истцу в нерасколотом виде, истец дополнительно несла расходы по их расколке, следовательно, предусмотренные не только федеральным, но и законодательством Курганской области меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление Черепанова С.Л. в полном объеме не получала.
Суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела и положений закона пришел к обоснованному выводу о наличии убытков в виде расходов, понесенных Черепановой С.Л. для расколки дров, в связи с чем исковые требования о возмещении указанных расходов обоснованно удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрено предоставление дров именно в расколотом виде, являются несостоятельными.
В соответствии с ГОСТ 3243-88 "Дрова. Технические условия", распространяемом на дрова, используемых в качестве топлива, дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.
Таким образом, дрова должны быть предоставлены в таком виде, чтобы их можно было использовать по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае истец будет лишена возможности использовать предоставленные законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием..
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК Российской Федерации).
Администрация Юргамышского района Курганской области - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Юргамышский район, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления Юргамышского района в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курганской области
В Положении о муниципальном учреждении Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области указано, что учреждение является органом исполнительной власти Юргамышского района Курганской области, осуществляющим исполнение судебных актов по искам к Юргамышскому району о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) муниципальных органов Юргамышского района и их должностных лиц.
Судом в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения прав Черепановой С.Л. Отделом образования Администрации Юргамышского района, являющегося структурным подразделением Администрации Юргамышского района в области социального обеспечения педагогических работников. Истцу производилась компенсация расходов по оплате освещения и отопления занимаемых ими жилых помещений не в полном объеме. В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании расходов по расколке дров с Финансового отдела Администрации Юргамышского района.
Пунктом 12 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки установлено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела 1 данного Порядка, ежегодно предусматриваются в Законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций, поэтому оснований для отказа истцу в предоставлении компенсации расходов, связанных с расколкой дров, ввиду увеличения расходов соответствующего бюджета, у ответчика не имелось.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований к отмене решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение соответствует требованиям закона и подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации дело проверено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 02.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Е.C. Голубь
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.