Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 13 февраля 2014 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах к Администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Администрации Юргамышского района Курганской области на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 02 декабря 2013 года, которым постановлено:
Иск прокурора Юргамышского района в интересах - удовлетворить.
Признать за право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за период с по .
Взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице - муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу за период с по в сумме рублей.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., изложившей существо дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юргамышского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Вяткина Д.М. к администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании с муниципального образования Юргамышский район в лице финансового отдела администрации Юргамышского района Курганской области денежных средств, затраченных на расколку дров за период с по в сумме руб.
В обоснование предъявленного иска прокурор указывал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о социальных гарантиях педагогических работников, проживающих в сельской местности, прокуратурой Юргамышского района были выявлены нарушения прав истца. Вяткин Д.М., как педагогический работник муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Фадюшинская основная общеобразовательная школа" (далее - МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа"), имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме понесенных расходов. По сообщению Отдела образования администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области истцу в 2011 году было предоставлено - куб.м дров, в 2012 году - куб. м дров. Дрова предоставлялись не расколотыми, что делало невозможным их использование по прямому назначению и потребовало дополнительных расходов. По информации, предоставленной государственным унитарным предприятием "" (далее - ГУП ""), стоимость расколки 1 куб.м. дров в 2011 и 2012 годах составляла руб. Всего истцом на расколку дров было израсходовано руб.
В судебном заседании помощник прокурора Юргамышского района Шабуров В.И. исковые требования поддерживал, уточнив их, просил изменить расчетный период по .
Истец Вяткин Д.М. в судебном заседании исковые требования поддерживал, пояснял, что с 1983 года по настоящее время работает учителем в МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа", проживает в собственном доме с печным отоплением, ежегодно дрова доставляются в не расколотом виде, в связи с чем он вынужден нести дополнительные расходы по расколке дров. Перед началом учебного года до учителей школы доводят списки по объему доставляемых, но не расколотых дров. При обращении в Отдел образования, указанные расходы ему не возместили. Суду пояснял, что в 2011 и 2012 годах дрова были доставлены индивидуальными предпринимателями в не расколотом виде. Представитель ответчика администрации Юргамышского района Курганской области и муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" по доверенности в судебном заседании с требованиями о возмещении понесенных убытков - расходов, связанных с оплатой за расколку дров не соглашалась, указав, что п. 3 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" предусматривает компенсацию расходов на оплату отопления в виде оплаты расходов на приобретение твердого топлива или плотных дров (не расколотых) и транспортных услуг для доставки этого топлива, расходы на расколку дров законом не предусмотрены, просила применить к требованиям прокурора последствия пропуска срока исковой давности.
Представитель третьего лица муниципального учреждения Отдел образования администрации Муниципального образования Юргамышский район Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований о возмещении понесенных убытков - расходов, связанных с оплатой за расколку дров отказать.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве с заявленными требованиями не согласился, полагая, что истцу компенсация понесенных расходов на приобретение твердого топлива произведена в полном объеме, препятствия в приобретении дров в расколотом виде и последующей компенсации расходов в указанном виде, отсутствовали.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежаще.
Представитель третьего лица МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа" в судебном заседании разрешение вопроса оставила на усмотрение суда.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Юргамышского района Курганской области просит решение суда в части взыскания расходов, связанных с расколкой дров, отменить. В обоснование указывает, что Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденным Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, которым определен орган, предоставляющий меры социальной поддержки, перечень необходимых документов, а также сроки их предоставления, компенсация расходов по расколке дров не предусмотрена. Истец в 2011 и 2012 годах самостоятельно приобретал дрова в не расколотом виде, после предъявления квитанций об оплате в Отдел образования Администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области предусмотренные законом расходы были компенсированы ему в полном объеме. Полагает, что Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" не предусмотрено предоставление дров в расколотом виде, следовательно, исковые требования в части взыскания компенсации расходов на расколку дров являются необоснованными.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Юргамышского района Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Курганской области полагает доводы апелляционной жалобы обоснованными, а решение суда подлежащим отмене в части взыскания расходов по расколке дров.
Истец Вяткин Д.М., представитель ответчика администрации Юргамышского района Курганской области, муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области", представитель третьего лица муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области, представитель третьего лица Правительства Курганской области, представитель третьего лица Финансового управления Курганской области, представитель третьего лица МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа", в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Вяткин Д.М. зарегистрирован и проживает в д. и является учителем физического воспитания муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Фадюшинская основная общеобразовательная школа" (л.д. 9-12).
Как педагогический работник, истец пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения, что подтверждается справками Отдела образования администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в редакции Федерального закона от 12.11.2012 N 185-ФЗ, действовавшего в период до 31.08.2013, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В силу ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренные абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", федеральным законодателем сохранены.
В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют и иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 12.11.2012 N 185-ФЗ), устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которым отнесены педагогические работники образовательных учреждений находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации оплаты отопления и освещения жилого помещения.
В суде первой инстанции установлено, что дрова для отопления жилого помещения с 2011 года истцу предоставлялись в не расколотом виде, что препятствовало ему в их использовании для отопления, в связи с чем истцом были понесены расходы по расколке дров в сумме 5082 руб. (л.д. 87-88).
По информации, представленной ГУП "Юргамышский лесхоз", стоимость расколки одного кубического метра дров в 2011 и 2012 годах составляла 115 руб. (л.д. 15).
11.11.2011 муниципальным учреждением Отдел образования администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области и МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа" заключен договор на бухгалтерское обслуживание (л.д. 60-61).
В связи с тем, что дрова предоставлялись истцу в не расколотом виде, он обратился в муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области с заявлением о возмещении понесенных расходов по расколке дров, в возмещении которых ему было отказано.
Постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, в редакции, действовавшей с 01.01.2010, утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области (далее - Порядок), который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с п. 2 ст. 3 указанного Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Поскольку дрова предоставлялись истцу в не расколотом виде, он дополнительно нес расходы по их расколке, следовательно, предусмотренные федеральным законодательством меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление истец в полном объеме не получал.
Суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела и положений закона пришел к обоснованному выводу о наличии убытков в виде расходов, понесенных Вяткиным Д.М. для расколки дров, в связи с чем исковые требования в части возмещения указанных расходов удовлетворены обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что законом не предусмотрено предоставление дров именно в расколотом виде являются несостоятельными.
В соответствии с ГОСТ 3243-88 "Дрова. Технические условия", распространяемом на дрова, используемые в качестве топлива, дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см. - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.
Таким образом, дрова должны быть предоставлены в таком виде, чтобы их можно было использовать по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае истец будет лишен возможности использовать предоставленные законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Администрация Юргамышского района Курганской области - исполнительно-распорядительный орган Муниципального образования Юргамышский район, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления Юргамышского района в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курганской области.
В Положении о Муниципальном учреждении "Финансовый отдел администрации Юргамышского района" указано, что учреждение является органом исполнительной власти Юргамышского района Курганской области, осуществляющим исполнение судебных актов по искам к Юргамышскому району о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) муниципальных органов Юргамышского района и их должностных лиц.
Судом в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения прав Вяткина Д.М. муниципальным учреждением Отдел образования администрации Муниципального образования Юргамышский район в области социального обеспечения педагогических работников. Истцу производилась компенсация расходов по оплате отопления занимаемого жилого помещения не в полном объеме, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании расходов по расколке дров с муниципального образования Юргамышский район в лице Муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района".
Пунктом 12 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки установлено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела 1 настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций, поэтому оснований для отказа истцу в предоставлении компенсации расходов, связанных с расколкой дров, ввиду увеличения расходов соответствующего бюджета, у ответчика не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 02 декабря 2013 года по иску прокурора Юргамышского района в интересах к Администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств оставить без изменения,
апелляционную жалобу Администрации Юргамышского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Н.А. Чернова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.