Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Прасол Е.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 18 февраля 2014 года гражданское дело по иску Богдановой Н.А., Додоновой Т.В., Дурдаевой Ф.А., Исаевой Н.И., Киракосян В.Н., Конкиной Д.И., Мурашовой Н.Г., Полковниковой Л.А., Пономаревой Л.Ю., Ртищевой Н.К., Сморчковой Л.Ф., Соловьевой О.В., Стрельниковой В.А., Сысолятиной Н.А., Хлызовой Н.А., Чудиновой В.Н., Юрченко Е.А., Юрченко С.А. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании права и взыскании убытков
по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Курганского городского суда Курганской области от 22 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Признать право Богдановой , Додоновой , Дурдаевой , Исаевой , Киракосян , Конкиной , Мурашовой , Полковниковой , Пономаревой , Ртищевой , Сморчковой , Соловьевой , Стрельниковой , Сысолятиной , Хлызовой , Чудиновой , Юрченко , Юрченко на получение полной компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению квартир в период с 1 января 2011 года по 31 мая 2013 года.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в пользу Богдановой - руб., Додоновой - руб., Дурдаевой - руб., Исаевой - руб., Киракосян - руб., Конкиной - руб., Мурашовой - руб., Полковниковой - руб., Пономаревой - руб., Ртищевой - руб., Сморчковой - руб., Соловьёвой - руб., Стрельниковой - руб., Сысолятиной - руб., Хлызовой - руб., Чудиновой - руб., Юрченко - руб., Юрченко - руб.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в пользу Богдановой - руб., Додоновой - руб., Дурдаевой - руб., Исаевой Н.И. - руб., Киракосян - руб., Конкиной - руб., Мурашовой - руб., Полковниковой - руб., Пономарёвой - руб., Ртищевой - руб., Сморчковой - руб., Соловьёвой - руб., Стрельниковой - руб., Сысолятиной - руб., Хлызовой - руб., Чудиновой - руб., Юрченко - руб., Юрченко - руб.".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Богдановой Н.А., Додоновой Т.В., Дурдаевой Ф.А., Исаевой Н.И., Киракосян В.Н., Конкиной Д.И., Мурашовой Н.Г., Полковниковой Л.А., Пономаревой Л.Ю., Ртищевой Н.К., Сморчковой Л.Ф., Соловьевой О.В., Стрельниковой В.А., Сысолятиной Н.А., Хлызовой Н.А., Чудиновой В.Н., Юрченко Е.А., Юрченко С.А. - Карабанова Б.Г., полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Богданова Н.А., Додонова Т.В., Дурдаева Ф.А., Исаева Н.И., Киракосян В.Н., Конкина Д.И., Мурашова Н.Г., Полковникова Л.А., Пономарева Л.Ю., Ртищева Н.К., Сморчкова Л.Ф., Соловьева О.В., Стрельникова В.А., Сысолятина Н.А., Хлызова Н.А., Чудинова В.Н., Юрченко Е.А., Юрченко С.А. обратились в Курганский городской суд Курганской области с исковыми требованиями к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании права на полную компенсацию расходов на отопление, взыскании убытков.
В обоснование иска указали, что до 1 января 2011 г. Кетовская центральная районная больница являлась муниципальным органом здравоохранения, и истцы, как медицинские работники, в полном объеме получали компенсацию расходов на отопление жилых помещений. После того как с 1 января 2011 г. статус Кетовской центральной районной больницы изменен на государственное бюджетное учреждение, компенсация платы за отопление стала производиться истцам не в полном объеме понесенных ими расходов, а частично, и составляет немногим более 10% их фактических затрат. Финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот в федеральных бюджетах после 1 января 2005 г. в отношении медицинских работников не планировались и Курганской области не выделялись.
Указали, что Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлены объем и условия предоставления льгот медицинским работникам, проживающим в сельской местности, а полномочия по её финансированию в установленном законом порядке на другой уровень власти не переданы. Соответственно, финансовое обеспечение предоставления льгот, по мнению истцов, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, так как является расходным обязательством Российской Федерации.
Ссылаясь на разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам применения права, правоприменительную практику Курганского областного суда и районных судов Курганской области, истцы просили признать за ними право на получение компенсации их расходов на отопление жилых помещений в период с 1 января 2011 г. по 31 мая 2013 г. в полном объеме, взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации: в пользу Богдановой Н.А. - руб., Додоновой Т.В. - руб., Дурдаевой Ф.А. - руб., Исаевой Н.И. - руб., Киракосян В.Н. - руб., Конкиной Д.И. - руб., Мурашовой Н.Г. - руб., Полковниковой Л.А. - руб., Пономаревой Л.Ю. - руб., Ртищевой Н.К. - руб., Сморчковой Л.Ф. - руб., Соловьевой О.В. - руб., Стрельниковой В.А. - руб., Сысолятиной Н.А. - руб., Хлызовой Н.А. - руб., Чудиновой В.Н. - руб., Юрченко Е.А. - руб., Юрченко С.С. - руб.
В судебном заседании представитель истцов Богдановой Н.А., Додоновой Т.В., Дурдаевой Ф.А., Исаевой Н.И., Киракосян В.Н., Конкиной Д.И., Мурашовой Н.Г., Полковниковой Л.А., Пономаревой Л.Ю., Ртищевой Н.К., Сморчковой Л.Ф., Соловьевой О.В., Стрельниковой В.А., Сысолятиной Н.А., Хлызовой Н.А., Чудиновой В.Н., Юрченко Е.А., Юрченко С.А. - Карабанов Б.Г., действующий на основании доверенностей, на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Шиховцева О.С. иск не признала. Полагала Министерство финансов Российской Федерации ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязательства по компенсации истцам их расходов по отоплению жилых помещений, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований по иску Финансового Управления Курганской области Исакова Т.Л., действующая по доверенности, оставила вопрос об удовлетворении иска на усмотрение суда.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований по иску Департамента здравоохранения Курганской области, ООО "Газпром межрегионгаз Курган", ГБУ "Кетовская центральная районная больница" в судебном заседании не участвовали, представили заявления о рассмотрении дела без их участия.
Курганским городским судом Курганской области 22 ноября 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации, считая его незаконным.
В обоснование несогласия с судебным актом указывает, что Законом Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" определены виды и объем предоставления мер социальной поддержки. Статьей 3 данного закона предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются, в том числе, медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Статьей 72 данного закона определено, что финансирование расходов, по предоставлению мер социальной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета, а порядок их предоставления и финансирования устанавливается Правительством Курганской области. Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 г. N 379 такой порядок был установлен.
Пунктами 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены основания возникновения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также установлено, что такие обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
С учетом данных норм права, автор жалобы полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является субъект Российской Федерации - Курганская область, в лице Финансового Управления Курганской области, основания для взыскания убытков с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации отсутствуют.
Просит решение Курганского городского суда Курганской области от 22 ноября 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель истцов Богдановой Н.А., Додоновой Т.В., Дурдаевой Ф.А., Исаевой Н.И., Киракосян В.Н., Конкиной Д.И., Мурашовой Н.Г., Полковниковой Л.А., Пономаревой Л.Ю., Ртищевой Н.К., Сморчковой Л.Ф., Соловьевой О.В., Стрельниковой В.А., Сысолятиной Н.А., Хлызовой Н.А., Чудиновой В.Н., Юрченко Е.А., Юрченко С.А. по доверенностям Карабанов Б.Г., в возражениях на апелляционную жалобу выражает несогласие с изложенными в ней доводами и просит решение Курганского городского суда Курганской области от 22 ноября 2011 г. оставить без изменения.
Богданова Н.А., Додонова Т.В., Дурдаева Ф.А., Исаева Н.И., Киракосян В.Н., Конкина Д.И., Мурашова Н.Г., Полковникова Л.А., Пономарева Л.Ю., Ртищева Н.К., Сморчкова Л.Ф., Соловьева О.В., Стрельникова В.А., Сысолятина Н.А., Хлызова Н.А., Чудинова В.Н., Юрченко Е.А., Юрченко С.А., представители Финансового Управления Курганской области, Департамента здравоохранения Курганской области, Правительства Курганской области, ООО "Газпром межрегион Курган", ГБУ "Кетовская центральная районная больница", извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили. От представителя Министерства финансов России поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда приходит к следующему.
В силу требований, изложенных в статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Обоснованным решение является тогда, когда все имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение не отвечает принципам законности и обоснованности, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом неправильно, допущены нарушения норм материального права.
Конституция Российской Федерации в статье 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и определяет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
До 1 января 2005 г. порядок предоставления медицинским работникам социальных гарантий в виде льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определялся Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, вступившими в силу 19 августа 1993 г.
Частью 2 пункта 63 данных Основ, (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.), было установлено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть 2 статьи 63, устанавливавшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно статья 63 дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливаются в зависимости от того, в чьем ведении находятся организации здравоохранения, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из приведенных выше правовых норм следует, что полномочиями по принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок предоставления с 1 января 2005 г. мер социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении муниципалитета либо субъектов Российской Федерации, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа, наделены либо органы местного самоуправления, либо органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в зависимости от ведомственной подчиненности организации здравоохранения. При этом предоставление социальных гарантий в "натуральном виде", как обеспечение бесплатной жилой площадью, заменено на предоставление соответствующих компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг.
При этом, статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г.;
- при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В Курганской области, порядок и основания оказания мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности, определяется Законом Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75 (в редакции от 26 декабря 2012 г.) "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (далее по тексту - Закон Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75).
Из материалов дела следует, что истцы являются медицинскими работниками и трудоустроены в ГБУ "Кетовская центральная районная больница": Юрченко С.А. с , Юрченко Е.А. с , Чудинова В.Н. с , Хлызова Н.А. с , Сысолятина Н.А. с , Стрельникова В.А. с , Соловьева О.В. , Сморчкова Л.Ф. с , Ртищева Н.К. с , Пономарева Л.Ю. с , Полковникова Л.А. с , Мурашова Н.Г. с , Конкина Д.И. с , Киракосян В.Н. с , Исаева Н.И. с , Дурдаева Ф.А. с , Додонова Т.В. со , Богданова Н.А. с (справки ГБУ "Кетовская центральная районная больница", т. 1 л.д. 10, 23, 36, 50, 67, 80, 94, 107, 121, 134, 148, 161, 174, 187, 200, 216, 229, 242).
Из представленных в материалы дела копий трудовых книжек в отношении ряда истцов, следует, что Чудинова В.Н. является медицинским работником с , (т. 2, л.д. 86-87), Исаева Н.И. с (т. 2, л.д. 88-91), Мурашова Н.Г. - с (т. 2 л.д. 92-95), Дурдаева Ф.А.- с (т. 2 л.д. 96-99), Киракосян В.Н. - с (т. 2, л.д. 100-104).
Постановлением Правительства Курганской области от 27 декабря 2010 г. N 645 "О принятии имущества муниципальных образований Курганской области в государственную собственность Курганской области", муниципальное учреждение Кетовская центральная районная больница, как имущественный комплекс, в числе прочих, была передана в собственность Курганской области (т. 2, л.д. 58-59).
Приказом Главного Управления здравоохранения Курганской области от 31 декабря 2010 г. N 1264, муниципальное учреждение "Кетовская центральная районная больница", переименовано в Государственное бюджетное учреждение "Кетовская центральная районная больница" (т. 2, л.д. 60-63). Директором Департамента здравоохранения Курганской области 11 января 2011 г. утвержден Устав Государственного бюджетного учреждения "Кетовская центральная районная больница" (т. 2, л.д. 64-68).
Таким образом, из дела следует, что ГБУ "Кетовская центральная районная больница" до 1 января 2011 г. являлась муниципальным учреждением и находилась в ведении органов местного самоуправления, а с 1 января 2011 г. была передана в собственность субъекта Российской Федерации - Курганской области. Соответственно, с 1 января 2011 г. предоставление социальных гарантий медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Курганской области.
Истцами заявлены требования о компенсации их расходов на отопление занимаемых ими жилых помещений в период с 1 января 2011 г. по 31 мая 2013 г. в объеме фактически понесенных ими затрат, поскольку данная компенсация была произведена им не в полном объеме. N 75. В подтверждение заявленных требований истцами в материалы дела представлены сведения о правах на жилые помещения, а также сведения о полученных ими компенсациях и фактических затратах на оплату отопления жилья (т. 1, л.д. 13, 14-18, 27, 28-32, 40, 41-45, 53, 54, 55, 56, 57-58, 60-62, 70, 71-75, 83, 84, 85-89, 97, 98-102, 110, 111-116, 124, 125-129, 137, 138-143, 151, 152-156, 164, 165-169, 177, 178-182, 190, 191-195, 203, 204, 205, 206, 207-211, 219, 220-224, 232, 233-237, 245, 246-250).
Разрешая спор, суд первой инстанции признал обоснованными требования истцов о признании их права на получение компенсации расходов по отоплению за период с 1 января 2011 г. по 31 мая 2013 г. в полном объеме затраченных ими средств, признав их расходным обязательством Российской Федерации.
По мнению судебной коллегии, принимая решение об удовлетворении исковых требований в данной части, судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Изначально, пунктом 1 статьи 5 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75, было определено, что врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, работникам физкультурно-спортивных организаций, а также членам семей лиц, указанных в настоящей статье, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); компенсация оплаты отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжения и отопления.
Впоследствии, Законом Курганской области от 26 декабря 2012 г. N 82 "О внесении изменений в Закон Курганской области "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", (далее по тексту - Закон Курганской области от 26 декабря 2012 г. N 82), вступившим в законную силу 8 января 2013 г., внесены изменения в Закон Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75, а именно: пункт 1 статьи 5 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75 дополнен абзацем следующего содержания: в отношении членов семьи медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, меры социальной поддержки предоставляются в размере 50 процентов от объема мер социальной поддержки, предоставляемых медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, независимо от количества членов семьи (подпункт 1 пункта 4 статьи 1 Закона Курганской области от 26 декабря 2012 г. N 82).
Решением Курганского областного суда Курганской области от 7 июня 2013 г., принятым по заявлению Давлетшина А.М., подпункт 1 пункта 4 статьи 1 Закона Курганской области от 26 декабря 2012 г. N 82 "О внесении изменений в Закон Курганской области "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", признан недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2013 г. N 82-АПГ13-3, решение Курганского областного суда от 7 июня 2013 г. оставлено без изменения, апелляционные жалобы Курганской областной Думы и Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Решение Курганского областного суда от 7 июня 2013 г. вступило в законную силу 13 ноября 2013 г. (часть 1 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в период с 1 января 2011 г. до вступления в силу 8 января 2013 г. Закона Курганской области от 26 декабря 2012 г. N 82, истцы имели право на получение компенсации расходов на отопление в полном объеме, как то было установлено статьей 4 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75.
В период с 8 января 2013 г. по 31 мая 2013 г., когда положение подпункта 1 пункта 4 статьи 1 Закона Курганской области от 26 декабря 2012 г. N 82 являлось действующим, истцы имели право на компенсацию, установленную абзацем 4 пункта 1 статьи 5 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75: в размере 50 процентов от объема мер социальной поддержки, предоставляемых медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, независимо от количества членов семьи.
После вступления в законную силу 13 ноября 2013 г. решения Курганского областного суда о признании недействующим подпункта 1 пункта 4 статьи 1 Закона Курганской области от 26 декабря 2012 г. N 82 "О внесении изменений в Закон Курганской области "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", право медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области на получение компенсации расходов по отоплению, вновь установлено в полном объеме.
Таким образом, в различные периоды времени истцы имели право на различный размер компенсации понесенных ими расходов на отопление жилых помещений, и соответственно, произведенные им выплаты также были различными в зависимости от положений закона, действующего в тот или иной период. Расчеты исковых требований, с учетом данных обстоятельств, истцами не выполнены. Из имеющихся в материалах дела сведений об оплате отопления и компенсациях за него, не представляется возможным в рамках данного гражданского дела с достоверностью установить, каким образом и с учетом каких законоположений производился расчет данных выплат (т. 1, л.д. 14, 28, 41, 57, 60, 71, 85, 98, 111, 125, 138, 152, 165, 178, 191, 207, 219, 220, 233, 246). В качестве оснований для компенсации выплаты в данных документах приведены ссылки на Закон Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75 и Закон Курганской области от 26 декабря 2012 г. N 82, но при этом истцы утверждают, что в период с 1 января 2011 г. до 1 января 2013 г. выплаты им также производились, но не в полном объеме.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что истцы, как работники системы здравоохранения, имеют право на получение социальных гарантий в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения является верным и соответствует закону. При этом обоснованность размера исковых требований о взыскании компенсаций, судом не установлена, взыскание произведено без учета приведенных выше норм права. В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на истце лежит обязанность по предоставлению доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований. Обязанность истца по предоставлению суду расчета взыскиваемых денежных сумм прямо предусмотрена пунктом 6 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. Поскольку истцами по данному делу не представлены расчеты исковых требований, сведения о наличии или отсутствии у них иных льгот по оплате жилья и коммунальных платежей, решение суда в части удовлетворения исковых требований о взыскании расходов на отопление не может быть признано законным, поскольку постановлено на непроверенных доказательствах.
По мнению судебной коллегии, не основан на законе вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по компенсации заявленных истцами расходов на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что обязанность по финансированию компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг медицинским работникам, свыше нормативов, установленных субъектом Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации. В обоснование данного вывода, судом приведены ссылки на нормы статей 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ответу Управления Федерального казначейства по Курганской области, представленного на листе дела 82 (т. 2), в 2011-2012 годах и за 10 месяцев 2013 года, средства из федерального бюджета в бюджет Курганской области на осуществление государственных полномочий по реализации мер социальной поддержки, предусмотренных для медицинских работников Курганской области в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и части 2 статьи 62 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан на возмещение расходов по отоплению жилого помещения не поступали. Аналогичный ответ предоставлен Финансовым Управлением Курганской области (т. 2, л.д. 83).
Из отзыва на исковое заявление Финансового Управления Курганской области (т. 2, л.д. 113-114) следует, что компенсация расходов работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области на отопление жилых помещений, производится в соответствии с законодательством Курганской области, устанавливающим порядок предоставления данных социальных гарантий не в полном объеме понесенных расходов. При этом Управление полагает, что установленная федеральным законодателем обязанность по осуществлению полной компенсации медицинским работникам всех понесенных ими расходов по оплате жилого помещения и коммунальным услугам, является расходным обязательством государства и предполагает предоставление соответствующего финансирования для субъектов Российской Федерации, которое Курганской области предоставлено не было.
Данная позиция представляется судебной коллегии неверной, в связи со следующим.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации закон и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2013 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12 июля 2006 г. N 375-О, от 4 декабря 2007 г. N 947-О-П, от 7 февраля 2008 г. N 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 названного Федерального закона - не предполагает отмены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г., а напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Законом Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75, финансирование мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, предусмотрено за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки данных лиц устанавливается Правительством Курганской области (статья 7.2).
Во исполнение названного Закона Администрацией (Правительством) Курганской области принято Постановление от 18 октября 2005 г. N 379 с последующими изменениями и дополнениями "О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
Уставом Курганской области, принятым Курганской областной Думой 1 декабря 1994 г. N 1 (в редакции от 26 декабря 2013 г.) определено, что Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Курганской области, обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Курганской области на территории Курганской области (ст. 107).
Из пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 27 декабря 2010 г. N 645 муниципальное учреждение "Кетовская центральная районная больница" с 1 января 2011 г. передана в государственную собственность Курганской области. Соответственно, меры социальной поддержки, на которые имеют право истцы, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации в лице Курганской области и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.
В ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2011 год, утвержденной Законом Курганской области от 8 декабря 2010 г. N 78 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" указаны в том числе, расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения, субвенции на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим в сельской местности.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по возмещению истцам их расходов на оплату отопления жилых помещений за счет казны Российской Федерации является необоснованным.
При этом следует также учитывать, что в силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не может быть субъектом бюджетных правоотношений, поэтому взыскание денежных средств не могло быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, решение суда об удовлетворении исковых требований Богдановой Н.А., Додоновой Т.В., Дурдаевой Ф.А., Исаевой Н.И., Киракосян В.Н., Конкиной Д.И., Мурашовой Н.Г., Полковниковой Л.А., Пономаревой Л.Ю., Ртищевой Н.К., Сморчковой Л.Ф., Соловьевой О.В., Стрельниковой В.А., Сысолятиной Н.А., Хлызовой Н.А., Чудиновой В.Н., Юрченко Е.А., Юрченко С.А. не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, поскольку требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
При этом, истцы не лишены права на обращение в суд с требованиями о возмещении понесенных ими расходов при условии предъявления их к надлежащему ответчику - субъекту Российской Федерации, и предоставлении соответствующих доказательств в обоснование данных требований.
На основании изложенного, руководствуясь абз. 2 ст. 320.1, абз. 1 п. 2 ст. 328, п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 22 ноября 2013 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Богдановой , Додоновой , Дурдаевой Исаевой , Киракосян , Конкиной , Мурашовой Полковниковой , Пономаревой , Ртищевой , Сморчковой , Соловьевой , Стрельниковой , Сысолятиной , Хлызовой , Чудиновой , Юрченко , Юрченко к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о признании права и взыскании убытков за счет казны Российской Федерации отказать.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.