Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 февраля 2014 года гражданское дело по заявлению Каримова И.И. об отмене решения УФМС России по Курганской области
по апелляционной жалобе УФМС России по Курганской области
на решение Курганского городского суда Курганской области от 21 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Требования Каримова об отмене решения УФМС России по Курганской области, удовлетворить.
Отменить заключение инспектора УФМС России по Курганской области Скворцовой Н.В. от 11.10.2013 г. об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации гражданину Таджикистан Каримову .".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., пояснения представителя Каримова И.И. - Неупокоева А.В., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каримов И.И. обратился в суд с заявлением об отмене решения УФМС России по Курганской области. В обоснование заявления указывал, что 28.07.2011 ему было выдано разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. 18.10.2013, получив уведомление, ему стало известно, что решением УФМС России по Курганской области от 11.10.2013 разрешение на его временное проживание в Российской Федерации аннулировано на основании п.п. 1.2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". С вынесенным решением Каримов И.И. не согласился, поскольку решение ему не было предоставлено и доказательства совершенных им деяний, послуживших основанием вынесения такого решения, ему не известны. Считал, что деяний, предусмотренных подп.1 п. 2 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", он не совершал. Полагал указанным решением нарушено его право как иностранного гражданина на законное нахождение в Российской Федерации. 27.12.2012 заявитель зарегистрировал брак с гражданской Российской Федерации, в собственности у него есть два автомобиля. Просил отменить решение УФМС России по Курганской области от 11.10.2013.
В судебном заседании заявитель Каримов И.И. и его представитель Неупокоев А.В. на заявлении настаивали, дав пояснения согласно изложенным в нем доводам. Каримов И.И. полагал, что изменения в законодательстве в соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации не должны применяться в отношении него.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по Курганской области - Сорокин А.С. в судебном заседании с заявлением не соглашался, пояснял, что в ходе рассмотрения материалов о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации Каримову И.И. и сведений Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в распоряжении Управления было установлено, что 03.05.2012 заявитель был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, ему назначено административного наказания в виде лишения права на управление транспортным средством. 07.02.2013 Каримов И.И. привлечен к административной ответственности отделением УФМС России по Курганской области в Кетовском районе за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа. В связи с данным обстоятельством 24.08.2013 Управлением в отношении гражданина Республики Таджикистан Каримова И.И. принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию до 19.02.2016. Полагал, что нарушений закона при принятии решения об аннулировании разрешения на временное проживание не допущено.
Курганским городским судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель УФМС России по Курганской области просит решение суда отменить. Обращает внимание суда на то, что оспариваемым решением отменяется заключение инспектора УФМС России по Курганской области Скворцовой Н.В. об аннулировании разрешения па временное проживание в Российской Федерации гражданину Республики Таджикистан Каримову И.И. При этом решение от 24.09.2013 о не разрешении въезда Каримову И.И. на территорию Российской Федерации до 19.02.2016 в резолютивной части решения Курганского городского суда от 21.11.2013 оставлено судом без внимания. Кроме того, в решении суда установлен факт наличия у Каримова И.И. устойчивых родственных связей на территории Российской Федерации - брак с Каримовой И.В., двое несовершеннолетних детей, проживающих на территории Российской Федерации. Ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", полагает, что при рассмотрении судом дела по существу в рамках гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о семейном положении и устойчивых родственных связях Каримова И.И. являются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства следует учитывать в рамках иного порядка судебного производства.
В суд апелляционной инстанции представитель УФМС России по Курганской области не явился, своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенным в решении, обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что 08.06.2011 гражданин Республики Таджикистан Каримов И.И. прибыл на территорию Российской Федерации с целью постоянного проживания, 09.06.2011 поставлен на миграционный учет в г.Кургане. 09.08.2011 Каримову И.И. на основании поданного им заявления Управлением Федеральной миграционной службы по Курганской области было выдано разрешение на временное проживание.
24.09.2012 ведущим специалистом-экспертом отдела иммиграционного контроля УФМС России по Курганской области было принято решение , утвержденное начальником УФМС России по Курганской области, о не разрешении Каримову И.И. въезда в Российскую Федерацию сроком до 19.02.2016 в связи с неоднократным привлечением к ответственности за совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации.
11.10.2013 инспектором УФМС России по Курганской области постановлено аннулировать разрешение на временное проживание в Российской Федерации, выданное Каримову И.И., так как в отношении него принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию до 19.02.2016.
Полагая, что решение УФМС России по Курганской области от 11.10.2013 является незаконным, Каримов И.И. обратился в суд об отмене указанного решения.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что изменения, внесенные в законодательство, предусматривающие аннулирование разрешения на временное проживание при наличии решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию, на Каримова И.И. распространены быть не могут, так как отягощают ответственность иностранных граждан. В связи с чем отменил заключение инспектора УФМС России по Курганской области от 11.10.2013.
Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст.26 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в редакции, действовавшей с 01.01.2011, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральным законом предусмотрен запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства после однократного совершения ими административного правонарушения на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 224-ФЗ в указанную норму были внесены изменения, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, как на дату въезда Каримова И.И. на территорию Российской Федерации, так и на день принятия оспариваемого решения миграционным органом, въезд на территорию Российской Федерации не разрешен лицам, которые привлекались к любой административной ответственности в течение трех лет, ограничен только срок действия такого запрета.
Как установлено судом и не оспаривается участниками процесса, Каримов И.И. 03.05.2012 был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.8 КоАП Российской Федерации в виде лишения права управления транспортным средством сроком на 18 месяцев.
Также 07.02.2013 он был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП Российской Федерации в виде штрафа.
Нормами п.1.2 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в редакции Федерального закона N 224-ФЗ от 23.07.2013 разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на временное проживание аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.
В силу ст. 62 (ч. 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Из изложенного следует, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством. Так, на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права (статьи 1.1 и 2.6 КоАП Российской Федерации). Регламентация же правового положения иностранных граждан, их пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им разрешений на временное пребывание (проживание) в Российской Федерации, осуществлена Федеральным законом от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права. Пунктом 3 ст. 12 Международного пакта от 16.12.1966 о гражданских и политических правах и п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц. В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) допустимо вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц. Указанные положения согласуются с положениями ст. ст. 4 и 55 Конституции Российской Федерации о суверенитете и возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также ст. 62 Конституции о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку Каримовым И.И. на территории Российской Федерации было совершенно два административных правонарушения, что по действующему законодательству предусматривает безусловное аннулирование разрешения на временное проживание, оснований для отмены обжалуемого решения, принятого компетентным на то органом в пределах предоставленных ему полномочий, не имеется.
Характер совершенных Каримовым И.И. правонарушений - управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и несоблюдение режима пребывания свидетельствуют о пренебрежении данным лицом установленного государством порядка проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также создании угрозы жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения. В материалах дела также имеются сведения о привлечении Каримова И.И. к административной ответственности 18.08.2011 за уклонение от выезда из Российской Федерации по истечение определенного срока пребывания, 19.03.2012 и 12.04.2012 - за нарушение правил дорожного движения, что позволяет дать оценку личности заявителя.
При этом само по себе семейное положение Каримова И.И. и наличие у него на территории Российской Федерации в собственности транспортных средств не влечет в безусловном порядке признание решения об аннулировании разрешения на временное проживание нарушающим его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку оно принято с учетом степени общественной опасности деяний иностранного гражданина, с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований справедливости, соразмерности и не противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2006 N 55-О.
В связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление Каримова И.И. - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курганского городского суда Курганской области от 21 ноября 2013 года отменить.
Каримову И.И. в удовлетворении заявления об отмене решения УФМС России по Курганской области от 11.10.2013 об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации гражданину Республики Таджикистан Каримову отказать.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.