Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 18 февраля 2014 года гражданское дело по иску к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области об отмене решения об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, назначении доплаты,
по апелляционной жалобе на решение Курганского городского суда Курганской области от 06 декабря 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований к ГУ УПФ РФ в г. Кургане об отмене решения от об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, назначении федеральной социальной доплаты к пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения истца Малькова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области , возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мальков В.И. обратился в Курганский городской суд Курганской области с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (далее - УПФР в г. Кургане Курганской области) об отмене решения УПФР в г. Кургане Курганской области от об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, назначении социальной доплаты к пенсии.
В обоснование заявленных требований указывал, что решением ответчика ему было отказано в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, так как общая сумма его материального обеспечения превышала величину прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.
В судебном заседании истец Мальков В.И. на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика УПФР в г. Кургане Курганской области , действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не соглашалась, полагала решение об отказе истцу в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии от вынесено законно и обоснованно, поскольку размер пенсии истца превышал величину прожиточного минимума пенсионера, установленного в Курганской области, истец, на момент обращения за установлением доплаты, работал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Мальков В.И. просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы выразил несогласие с позицией ответчика о том, что федеральная социальная доплата к пенсии
устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. Полагает, что при начислении пенсии в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к нему должны были быть применены северные надбавки на основании справки о доходах, выданной Администрацией г. Нижневартовска от N . Просил решение суда отменить.
В суде апелляционной инстанции истец Мальков В.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика УПФР в г. Кургане Курганской области против доводов апелляционной жалобы возражала.
Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17.07.1999N178-ФЗ) государственной социальной помощью является предоставление социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Согласно данной норме социальная доплата к пенсии - это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.12.1997N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999N178-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999N178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 17.07.1999N 178-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999N178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999N178-ФЗ предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 п. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Курганской области от 31.10.2012 N 54 "О величине прожиточного минимума пенсионера в Курганской области на 2013 год", в целях установления социальной доплаты к пенсии, установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Курганской области на 2013год в размере 5747 руб.
Право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18лет.
Согласно п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с чч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В силу п. 10 ст. 12.1 вышеуказанного Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из материалов дела усматривается, что Мальков В.И., проживающий в г. Кургане, обратился в УПФР в г. Кургане Курганской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и установлении федеральной социальной доплаты к пенсии (если общая сумма материального обеспечения не достигнет величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации) (л.д. 21-23).
Решением УПФР в г. Кургане Курганской области от с истцу Малькову В.И. была назначена пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в размере руб. коп. (л.д. 20).
В установлении федеральной социальной доплаты к пенсии истцу было отказано, поскольку общая сумма материального обеспечения пенсионера превышает величину прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации (л.д. 4).
Отказывая истцу в иске, суд правильно применил положения ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", п. 2 которой предусмотрено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для назначения Малькову В.И. федеральной социальной доплаты к пенсии, поскольку общая сумма материального обеспечения Малькова В.И., при установленном размере пенсии руб., превышала величину прожиточного минимума пенсионера в Курганской области.
Кроме того, на момент обращения за установлением социальной доплаты к пенсии, истец Мальков В.И. являлся работающим пенсионером, что подтверждено копией трудовой книжки (л.д. 7-13).
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении районного коэффициента при определении размера страховой части пенсии, не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения, вынесенного по заявленным истцом требованиям.
Решение суда принято в соответствии с имеющимися доказательствами по делу, с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 06 декабря 2013 года по иску к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области об отмене решения об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, назначении доплаты оставить без изменения,
апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Н.А. Чернова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.