Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.
с участием секретаря Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 20 февраля 2014 года гражданское дело по иску Главного управления социальной защиты населения Курганской области к Администрации Варгашинского поссовета Варгашинского района Курганской области, о признании отсутствующим права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным постановления о постановке на учет, отмене постановления,
по частной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на определение Варгашинского районного суда Курганской области от 17 декабря 2013 года, которым постановлено:
Производство по делу по иску Главного управления социальной защиты населения Курганской области к Администрации Варгашинского поссовета Варгашинского района Курганской области и о признании отсутствия права, признании постановления незаконным и возложении обязанности прекратить.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения представителя истца Главного управления социальной защиты населения Курганской области , поддержавшей доводы частной жалобы, представителя ответчика Шмаковой Р.С. , возражавшего против удовлетворения частной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление социальной защиты населения Курганской области обратилось в суд с иском к Администрации Варгашинского поссовета Варгашинского района Курганской области, Шмаковой Р.С. о признании отсутствующим права Шмаковой Р.С. состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент принятия постановления Варгашинского поссовета от , признании незаконным постановления Варгашинского поссовета от о постановке Шмаковой Р.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отмене постановления Варгашинского поссовета от .
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил признать отсутствие права у Шмаковой Р.С. состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент принятия постановления Администрации Варгашинского поссовета от , признать незаконным постановление Администрации Варгашинского поссовета Варгашинского района Курганской области от о постановке Шмаковой Р.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении на Администрацию Варгашинского поссовета Варгашинского района Курганской области обязанности отменить данное постановление. В обоснование иска указано, что Главное управление социальной защиты населения Курганской области является уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей, Шмакова Р.С. - вдова участника Великой Отечественной войны. Постановлением Администрации Варгашинского поссовета от Шмакова Р.С. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. По результатам оценки документов, комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, отказала Шмаковой Р.С. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, полагая, что Шмакова Р.С. незаконно поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку ответчик проживает в доме с дочерью и зятем, являющимся их совместной собственностью полагают, Шмакова Р.С. обеспечена жилой площадью сверх учетной нормы и оснований для ее постановки на учет нуждающихся у Администрации Варгашинского поссовета не было, а постановление Варгашинского поссовета от является незаконным.
В судебном заседании представитель истца Главного управления социальной защиты населения Курганской области , исковые требования поддерживала.
Представитель ответчика Администрации Варгашинского поссовета Варгашинского района Курганской области исковые требования не признавала, поясняла, что Шмакова Р.С. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку своего жилья в собственности не имеет, проживает в доме, принадлежащем зятю Черниченко В.И. Просила в удовлетворении иска отказать.
Ответчик Шмакова Р.С. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещалась надлежаще, ее представитель просил отказать в удовлетворении иска, поскольку Шмакова Р.С. членом семьи собственника жилого помещения Черниченко В.И. не является.
Третье лицо Черниченко В.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, не оспаривая, что дом строился в период брака с Черниченко Л.А., указывал, что Шмакова Р.С. проживает в доме лишь с 2012 года.
Третье лицо Черниченко Л.А. против удовлетворения иска возражала, поясняла, что дом построен в период брака, а Шмакова Р.С. проживает в нем с 2012 года, ранее проживала в своем доме по , который продан в 2008 году.
Варгашинским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше определение, об отмене которого в частной жалобе просит Главное управление социальной защиты населения Курганской области. В обоснование жалобы указывает, что поскольку Главное управление социальной защиты населения Курганской области является уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, и осуществляет предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета указанным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, принятие решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях влияет на его обязанность по предоставлению единовременной денежной выплаты, целевое использование средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели. Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий является одним из обязательных условий при принятии Главным управлением решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем соответствующих категорий граждан. Полагают, что Шмакова Р.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях получения единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета, а не с целью получения жилого помещения от Администрации Варгашинского поссовета Варгашинского района Курганской области по договору социального найма. Просили определение суда отменить и разрешить вопрос по существу.
В письменных возражениях Шмакова Р.С. выразила несогласие с доводами частной жалобы, считает определение суда принято законно и обоснованно.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности на доводах частной жалобы настаивала.
Представитель ответчика Администрации Варгашинского поссовета Варгашинского района Курганской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Шмакова Р.С., третьи лица Черниченко В.И., Черниченко Л.А. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени извещены надлежаще, о причине неявки суд не уведомили.
Представитель ответчика Шмаковой Р.С. возражал против удовлетворения частной жалобы.
С учетом мнения представителей сторон судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации).
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене определения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 220 ГПК Российской Федерации, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 134 ГПК Российской Федерации, заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, пришел к выводу о том, что постановление Администрации Варгашинского поссовета от о постановке Шмаковой Р.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны не нарушает права и законные интересы истца, поскольку истцом было отказано ответчику Шмаковой Р.С. в предоставлении единовременной денежной выплаты.
Судебная коллегия не может согласится с указанным выводом суда.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положением ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Курганской области от 10.04.2006 N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны.
Пункт 2 указанного Порядка предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в п. 1 настоящего Порядка, осуществляется путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 3 Порядка Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - уполномоченный орган) запрашивает в органах местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (далее - органы местного самоуправления) информацию о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, по форме, утвержденной уполномоченным органом. На основании информации, полученной от органов местного самоуправления, уполномоченный орган формирует общий реестр граждан, который ежемесячно актуализируется. Реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке.
Предоставление субсидий гражданам осуществляется в порядке очередности, установленной реестром, исходя из объема субвенций, поступивших в областной бюджет (п. 4 Порядка).
В соответствии с пп. 10, 11, 12 Порядка решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданину субсидии принимает уполномоченный орган в семидневный срок после проведения заседания комиссии. Основанием для отказа в предоставлении гражданину субсидии является несоответствие гражданина категориям граждан, указанных в п. 1 настоящего Порядка. Уполномоченный орган в семидневный срок после проведения заседания комиссии направляет гражданину уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении ему субсидии с указанием причин и оснований отказа.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (то есть на получение социальных выплат) при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На основании ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации), состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Как следует из материалов дела, Шмакова Р.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны Шмакова А.И. и имеет право на льготы и преимущества, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (л.д. 19, 33, 42).
Постановлением Администрации Варгашинского поссовета от Шмакова Р.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории - член семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны с составом семьи один человек (л.д. 43).
Шмакова Р.С. обратилась с заявлением в Главное управление социальной защиты населения Курганской области о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилья (л.д. 16).
Комиссией по вопросам о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от Главному управлению социальной защиты населения Курганской области было рекомендовано отказать Шмаковой Р.С. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья в связи с тем, что она не относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем Главным управлением социальной защиты населения Курганской области Шмаковой Р.С.было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья (л.д.8, 34-35).
Как следует из постановления Правительства Курганской области от 07.09.2007 N 369 "Об утверждении Положения о Главном управлении социальной защиты населения Курганской области, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и обеспечение жильем в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" отнесено к полномочиям Главного управления социальной защиты населения Курганской области.
Главное управление социальной защиты населения Курганской области в соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.04.2006 N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" и "Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", является уполномоченным органом по предоставлению гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в том числе и членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны.
В соответствии с п. 2 установленного Порядка, меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в п. 1, осуществляются путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Уполномоченный орган, Главное управление социальной защиты населения Курганской области запрашивает в органах местного самоуправления муниципальных образований Курганской области информацию о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, по форме, утвержденной уполномоченным органом. На основании информации, полученной от органов местного самоуправления, уполномоченный орган формирует общий реестр граждан, который ежемесячно актуализируется. Реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке.
Предоставление денежной выплаты осуществляется в соответствии с реестром после обращения гражданина в уполномоченный орган за предоставлением меры социальной поддержки по обеспечению жильем исходя из объема субвенций, поступивших в областной бюджет.
Как следует из пояснений истца в судебном заседании, ответчик Шмакова Р.С. из реестра граждан не исключена, поскольку состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в Администрации Варгашинского поссовета на основании Постановления от .
Из пояснений представителя ответчика Шмаковой Р.С. в судебном заседании следует, что ответчик не согласен с решением об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья (л.д. 123-124).
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии нарушений прав истца сделан без достаточных оснований, в связи с чем, определение суда подлежит отмене с направлением гражданского дела в суд первой инстанции для рассмотрения дела по существу.
Руководствуясь ст.ст. 331-335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Варгашинского районного суда Курганской области от 17 декабря 2013 года отменить.
Гражданское дело по иску Главного управления социальной защиты населения Курганской области к Администрации Варгашинского поссовета Варгашинского района Курганской области, о признании отсутствия права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным постановления о постановке на учет, отмене постановления направить в тот же суд для рассмотрения по существу.
Судья - председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Н.А.Чернова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.