Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Богдановой О.Н., Аврамовой Н.В.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 февраля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах Васяевой к Администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 2 декабря 2013 года, которым постановлено:
иск прокурора Юргамышского района в интересах Васяевой - удовлетворить.
Признать за Васяевой право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за период с по .
Взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице - муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу Васяевой за период с по в сумме рублей.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н., пояснения представителя прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Юргамышского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Васяевой Н.А. к Администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании с муниципального образования Юргамышского района Курганской области в лице муниципального учреждения "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" денежных средств, затраченных на расколку дров за период с по в сумме руб.
В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о социальных гарантиях педагогических работников, проживающих в сельской местности, прокуратурой Юргамышского района было установлено, что Васяева Н.А., являясь педагогическим работником МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа" имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме понесенных расходов. По сообщению Отдела образования Администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области истице были предоставлены дрова в 2011 году - 27,3 куб. м., в 2012 году - 27,3 куб. м. Дрова предоставлялись не расколотыми, что делает невозможным их использование по прямому назначению и требует дополнительных расходов. По информации, предоставленной ГУП "Юргамышский лесхоз", стоимость расколки 1 куб.м. дров в 2011 году составляла 115 руб., в 2012 году - 115 руб. Истцом на расколку дров было израсходовано в 2011-2012 годах руб. Предоставление дров, не готовых к использованию по назначению, нарушает право Васяевой Н.А. на бесплатное жилое помещение с отоплением.
Впоследствии исковые требования изменил в части расчетного периода, за который просит возместить расходы на расколку дров, указав период с по . Предмет, основания и цену иска оставил без изменения.
В судебном заседании помощник прокурора Юргамышского района Шабуров В.И. заявленные требования поддержал.
Истец Васяева Н.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, указала, что ежегодно дрова доставляются ей в не расколотом виде, в связи с чем она несет дополнительные расходы по расколке дров.
Представитель ответчиков Администрации Юргамышского района Курганской области и муниципального учреждения "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" Девяшина И.С. с требованиями не согласилась, полагала, что пункт 3 статьи 3 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" предусматривает компенсацию расходов на оплату отопления в виде оплаты расходов на приобретение твердого топлива или плотных дров (не расколотых) и транспортных услуг для доставки этого топлива, возмещение расходов на расколку дров законом не предусмотрено.
Представитель третьего лица МУ "Отдел образования Администрации Юргамышского района Курганской области" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований о возмещении понесенных расходов, связанных с оплатой за расколку дров, отказать.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица МКОУ " основная общеобразовательная школа" Васяева Н.А. разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе муниципальное учреждение "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" просит решение суда в части взыскания расходов, связанных с расколкой дров, отменить. В обоснование указывает, что компенсация расходов по расколке дров не предусмотрена Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года N 379. В период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года истец самостоятельно приобретала дрова, после предъявления квитанций об оплате в Отдел образования Администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области данные расходы были компенсированы ей в полном объеме. Полагает, что в данном случае Закон Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", которым установлены меры поддержки педагогических работников, указания на возмещение расходов по расколке дров не содержит.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Юргамышского района Курганской области просит решение суда оставить без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Правительства Курганской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразила не согласие с доводами жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Васяева Н.А. зарегистрирована и проживает по , с по являлась муниципального казенного образовательного учреждения " основная общеобразовательная школа", с - названного образовательного учреждения.
Являясь педагогическим работником муниципального образовательного учреждения, истец пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения, что не оспаривалось в судебном заседании.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было предусмотрено для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), что указано в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", после 1 марта 2005 года федеральным законодателем сохранены.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действующего с 11 января 2011 года) нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (в редакции от 23 июля 2009 года, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которым, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Материалами дела установлено, что Васяевой Н.А. в 2011-2012 годах приобретены дрова в количестве по 27,3 куб.м. ежегодно, расходы по приобретению дров были ей компенсированы путем выплаты денежных средств.
Как поясняла истец в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и не оспорено представителем ответчиков, дрова для отопления жилого помещения с 2011 года истцу предоставлялись в не расколотом виде, в связи с чем она вынуждена была понести расходы на расколку дров путем заключения соответствующих договоров и выплате средств по договорам.
Впоследствии Васяева Н.А. обращалась в муниципальное учреждение Отдел образования Администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области с заявлением о возмещении понесенных ею расходов по расколке дров, однако расходы ей не были возмещены.
В целях реализации Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области (далее Порядок), который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно пункту 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц, в частности, о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц, справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела и положений закона пришел к обоснованному выводу о наличии убытков в виде расходов, понесенных Васяевой Н.А. для расколки дров, поскольку дрова предоставлялись ей в не расколотом виде, истец дополнительно несла расходы по их расколке, в связи с чем исковые требования в части возмещения указанных расходов обоснованно удовлетворены.
Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки определен в пункте 12 указанного выше постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 г. N 379, согласно которому финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что указанным выше Порядком не предусмотрено возмещение расходов по оказанию услуг по расколке дров являются необоснованными, поскольку при условии приобретения дров в не расколотом виде, истец в полном объеме не получала меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для педагогических работников, проживающих в сельской местности.
Кроме того, в соответствии с ГОСТ 3243-88 Дрова. Технические условия., распространяемом на дрова, используемые в качестве топлива, дрова длиной 1 м. и менее и толщиной от 16 до 26 см. должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см. - на четыре части, толщиной 42 см. и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.
Таким образом, дрова должны быть предоставлены истице в таком виде, в котором возможно их использование по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае Васяева Н.А. будет лишена возможности использовать предоставленные ей законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Обосновывая размер понесенных расходов на расколку дров, Васяева Н.А. ссылалась на договоры возмездного оказания услуг, заключенные и с Вяткиным И.Д., по условиям которых последний оказал Васяевой Н.А. услуги по расколке дров объемом 27,3 куб. м. За оказание данных услуг Васяевой Н.А. оплачено в 2011 году руб. исходя из стоимости 100 руб. за 1 куб.м. дров, и в 2012 году в размере руб. исходя из стоимости 120 руб. за 1 куб.м. дров.
Согласно справке ГУП "Юргамышский лесхоз" от , стоимость расколки 1 куб. м. дров в 2011-2012 годах составляла 100 руб., с учетом уральского коэффициента - 115 руб.
Поскольку пунктом 6 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области предусмотрено, что компенсация расходов педагогических работников на приобретение топлива осуществляется на основании данных органов местного самоуправления, судебная коллегия полагает, что при решении вопроса о компенсации расходов истца на расколку дров, суду первой инстанции следовало руководствоваться официальными сведениями о стоимости данной услуги, представленными предприятием "Юргамышский лесхоз", а не стоимостью услуг по договорам, заключенным Васяевой Н.А. с Вяткиным И.Д., определенной по усмотрению сторон договора.
Стоимость расколки 27,3 куб. м. дров по цене 115 руб. за 1 куб. м. за 2011-2012 годы составит руб.
Поскольку общая сумма, предъявленная истцом ко взысканию, равна руб. и не превышает сумму, составляющую стоимость расколки 27,3 куб. м. дров за два года по цене 115 руб. за 1 куб. м. дров, права ответчика судебным решением в части определения величины суммы понесенных расходов не нарушены.
Иные доводы апелляционной жалобы истцане могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию представителя ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело проверено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 2 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Тимофеева С.В.
Судьи: Богданова О.Н.
Аврамова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.