Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.
судей Пшеничникова Д.В., Варлакова В.В.
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 4 марта 2014 года гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Водный союз" о возложении обязанности
по апелляционной жалобе ОАО "Водный Союз" на решение Курганского городского суда Курганской области от 16 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора г. Кургана, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "Водный Союз" - удовлетворить.
Обязать ОАО "Водный союз" произвести замену железобетонных труб канализационного коллектора диаметром 500 мм, проложенного по .
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика ОАО "Водный Союз" , действующей на основании доверенности, мнение представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Курганской области Кабаковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Кургана в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "Водный союз" о возложении обязанности произвести замену канализационного коллектора диаметром 500 мм, проложенного по . В обоснование иска указывал, что прокуратурой города Кургана проведена проверка исполнения ответчиком законодательства при содержании и ремонте канализационных сетей. Проверкой установлено, что построенный в 1981 г. канализационный коллектор диаметром 500 мм, проложенный по в настоящее время имеет 100 % износ. Спорный канализационный коллектор на праве собственности принадлежит ОАО "Курганводоканал", а на основании договора аренды имущества от передан в пользование ОАО "Водный Союз", по условиям которого арендатор принял на себя обязательство за счет собственных денежных средств содержать имущество в технически исправном состоянии, производить его профилактическое обслуживание, текущий и капитальный ремонты. На основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, асбоцементные канализационные сети относятся к имуществу, срок полезного использования которого составляет 15-20 лет включительно. По представленной ответчиком информации спорный канализационный коллектор находится в технически неисправном аварийном состоянии, в результате чего происходят провалы проезжей части по , а также подтопления подвалов жилых многоквартирных домов в пределах улиц в городе Кургане.
В ходе рассмотрения дела прокурор города Кургана представил измененное исковое заявление, окончательно заявил требование о возложении на ОАО "Водный Союз" обязанности произвести замену железобетонных труб канализационного коллектора диаметром 500 мм, проложенного по ул. в г. Кургане от ул. до ул.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор на удовлетворении измененных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика ОАО "Водный союз" ., действующая на основании доверенности, также представляющая на основании доверенности интересы третьего лица ОАО "Курганводоканал", с иском не согласилась. Пояснила, что суду не представлены доказательства существования аварийной ситуации, поскольку железобетонные трубы частично заменены, канализационный коллектор отремонтирован и находится в рабочем состоянии, дорожное полотно приведено в надлежащее состояние.
Курганским городским судом Курганской области постановлено указанное выше решение, об отмене которого в жалобе просит ОАО "Водный Союз", полагая, что по делу не нашли подтверждения установленные судом первой инстанции обстоятельства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а подлежащий применению материальный закон не был применен судом.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на необоснованность предъявления иска прокурором, поскольку последним не были представлены доказательства нарушения прав значительного числа граждан. Суд, по мнению автора жалобы, не обосновал возникновение у ответчика обязанности по замене коллектора, поскольку в материалы дела были представлены сведения о выполненных работах по капитальному ремонту сетей канализации по от до . Указанный разгрузочный канализационный коллектор находится в технически исправном состоянии, подпоров нет, стойки идут лотком. По мнению автора жалобы, представленные доказательства не подтверждают наличия угрозы общественным интересам на момент предъявления иска. Как указано в жалобе, суд не дал оценки доводам ответчика о том, что в результате проведенных капитальных ремонтных работ канализационный коллектор работает стабильно, свои функции выполняет в полном объеме, аварийных ситуаций на сетях не имеется, а также о возможности эксплуатации спорного канализационного коллектора путем проведения текущего ремонта. Кроме того, как указал в жалобе ответчик, судом не были приняты во внимание сроки и порядок финансирования мероприятий по замене (модернизации), в том числе коллектора по от до , предусмотренные Инвестиционной программой, которая устанавливает срок реализации мероприятий в период с 2013 г. по 2017 г., а также источники их финансирования, к которым отнесена только плата за технологическое присоединение объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения планируемой застройки. По мнению ответчика, оспариваемое решение суда неисполнимо, поскольку после вступления решения в законную силу ОАО "Водный Союз" в течение 5 рабочих дней будет обязано изыскать денежные средства в предусмотренном Инвестиционной программой размерах и произвести замену железобетонных труб канализационного коллектора диаметром 500 мм, что очевидно невозможно выполнить в установленные для исполнения судебных решений сроки. Исполнение вынесенного решения нарушит хозяйственную деятельность ОАО "Водный Союз", что повлечет за собой невозможность нормального, планируемого осуществления возложенных обязанностей. Кроме того, судом не были, по мнению ответчика, приняты во внимание положения ст.ст. 21, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", которые предусматривают, что контроль исполнения и соблюдения прав и свобод должен осуществляться прокуратурой без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность организации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Кургана решение суда первой инстанции считал законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Водный Союз" - без удовлетворения.
На заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО "Водный Союз" ., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Курганской области Кабакова О.В. с жалобой не согласилась, решение суда первой инстанции считала законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ОАО "Курганводоканал" извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Из материалов дела видно, что между ОАО "Курганводоканал" (Арендодатель) и ОАО "Водный Союз" (Арендатор) был заключен договор аренды имущества (в редакции дополнительного соглашения от ), по условиям которого Арендодатель предоставлял Арендатору во временное возмездное владение и пользование имущество, принадлежащее Арендодателю на праве собственности.
Согласно пунктам 4.2.16.4, 4.2.16.5 договора аренды Арендатор обязан осуществлять эксплуатацию, производить профилактическое обслуживание, текущий и капитальный ремонт имущества в соответствии с установленными техническими регламентами, стандартами, нормами и правилами в соответствии с условиями настоящего договора, нести расходы по содержанию имущества в соответствии с договором, а также расходы, связанные с эксплуатацией имущества.
При заключении договора стороны дополнительно приняли в качестве существенных условий договора следующие обязательства Арендатора:
выполнение/реализация условий договора аренды в полном объеме, а также мероприятий Проекта долгосрочной программы модернизации и реконструкции системы водоснабжения, водоотведения и водоочистки Арендодателя на сумму 25 млр. руб.; надлежащее предоставление абонентам (потребителям) услуг по водоснабжению и водоотведению; реализация Инвестиционных программ, утвержденных в соответствии с действующим законодательством уполномоченным органом после заключения настоящего договора. Порядок и сроки реализации программы определялись договором реализации инвестиционной программы в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3 договора аренды).
Договор вступил в силу с , срок действия договора аренды определен сторонами на 49 лет (п. 8.1 договора).
Имущество от Арендатора к Арендодателю передано на основании акта приема-передачи от .
По сообщению ОАО "Водный Союз" канализационный коллектор по от жилого дома до ул. состоит на балансе общества.
Указанный коллектор протяженностью 258,5 м был построен в 1981 г. из железобетонных труб, по состоянию на износ коллектора составлял 90%.
Согласно ответу ОАО "Водный Союз" на прокурорский запрос в августе г. и июле г. перекладке подверглись аварийные участки коллектора длиной 78 м и 66 м соответственно; по состоянию на август для нормальной работы канализации жилых домов необходима перекладка 114 м труб коллектора.
При проведении в декабре 2013 работниками ОАО "Водный Союз" совместно с представителем прокуратуры г.Кургана проверки правильности работы указанного коллектора было установлено, что спорный разгрузочный канализационный коллектор находится в технически исправном состоянии, подпоров нет, стоки идут лотком, о чем проверяющими был составлен соответствующий акт.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на ответчика обязанность по замене железобетонных труб канализационного коллектора, суд исходил из того, что предусмотренный законодательством срок службы канализационного коллектора истек, а обязанность ОАО "Водный Союз" по капитальному ремонту коллектора вытекает из положений заключенного договора аренды, в связи с чем иск прокурора, предъявленный в интересах неопределенного круга лиц, по мнению суда первой инстанции, подлежал удовлетворению.
Судебная коллегия находит, что установленные судом первой инстанции обстоятельства, положенные в обоснование вывода суда о необходимости возложения на ответчика обязанности по замене участка канализационного коллектора, не основаны на нормах материального права и не могли являться основанием для удовлетворения иска.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", принятым 07.12.2011 и вступившим в силу с 01.01.2013.
В соответствии с закрепленными ст. 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" целями государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена как на достижение охраны здоровья и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, так и на обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Достижение указанных целей невозможно в отрыве от закрепленных настоящим федеральным законом принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из которых законодателем осуществлено правовое регулирование в области водоснабжения и водоотведения.
К указанным принципам правового регулирования в рассматриваемых правоотношениях закон относит приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Исходя из преследуемых целей и принципов государственного регулирования, федеральным законом организация развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения предусматривается на плановой и программной основе, подразумевающей техническое обследование централизованных систем водоотведения, разработку схем водоснабжения и водоотведения в соответствии с документами территориального планирования, определение плановых и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности и разработки на их основе инвестиционных программ в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (ст.ст. 37 - 40 Федерального закона N 416-ФЗ).
В свою очередь, утвержденная в установленном законом порядке инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, содержит перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования, график реализации мероприятий инвестиционной программы.
Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций (ст. 40 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с п.11 ст. 40 указанного Федерального закона порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 Правилам разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (п.6 Правил).
Утверждение инвестиционной программы уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации возможно только при положительной оценке доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы (п.17 Правил).
В соответствии с п. 20 утвержденных Правил в случае, если индекс изменения тарифа регулируемой организации с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы выше предельного индекса:
а) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает возможность реализации инвестиционной программы (части мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой) за счет займов и кредитов, погашение которых осуществляется в последующие периоды регулирования;
б) орган местного самоуправления поселения (городского округа) совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и регулируемой организацией определяет другие источники финансирования инвестиционной программы (за счет установления тарифа регулируемой организации выше предельного индекса в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, и (или) за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности).
В случае отсутствия возможности реализации инвестиционной программы за счет источников финансирования, указанных в пункте 20 настоящих Правил, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об отказе в утверждении инвестиционной программы в связи с превышением индекса изменения тарифа регулируемой организации с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы над предельным индексом (п.21 Правил).
Утвержденная инвестиционная программа не должна содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования (п. 19 Правил).
Также пунктами 33, 34 Правил предусмотрена ежегодная корректировка инвестиционной программы при изменении объективных условий ее реализации.
При этом корректировка инвестиционной программы осуществляется на основании технического задания и проекта изменений, которые вносятся в инвестиционную программу и должны содержать предложения о включении в инвестиционную программу новых мероприятий, переносе сроков реализации мероприятий и изменении стоимости их реализации, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки инвестиционной программы.
Рассмотрение и утверждение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа) предложений регулируемой организации о внесении изменений в инвестиционную программу осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 12 - 22, 23 - 31 настоящих Правил.
При разрешении спора судом первой инстанции не было принято во внимание, что установленная п. 4.2.16.4 договора аренды имущества от обязанность ОАО "Водный Союз" осуществлять капитальный ремонт переданного в аренду имущества собственника неразрывно связана с выполнением арендатором иных обязательств, являющихся существенными условиями договора, а само выполнение взятых на себя арендатором договорных обязательств не может рассматриваться в отрыве от условий реализации согласованной и утвержденной Инвестиционной программы развития.
Инвестиционная программа развития объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых ОАО "Водный Союз" в границах муниципального образования города Кургана на 2013 - 2017 годы, согласована Постановлением Администрации города Кургана от и утверждена Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от .
Данной программой в целях увеличения пропускной способности канализационного коллектора и для подключения дополнительных нагрузок от вновь строящихся объектов, а также для обеспечения выполнения других взаимосвязанных мероприятий программы, предусматривается модернизация существующего канализационного коллектора по ул. от ул. до ул. , имеющего диаметр Д=500 мм. При этом, общая протяженность модернизируемой линии составляет 1 755 м.
Финансирование указанных мероприятий предусмотрено за счет подключения (технического присоединения) с применением установленного тарифа на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Срок реализации мероприятий по модернизации коллектора, предусматривающих кроме строительно-монтажных также выполнение проектных работ, установлен программой с 2013 по 2017 гг., с увеличением пропускной способности коллектора к дате ввода объекта в эксплуатацию в 2017 г.
Всего на реализацию мероприятия по модернизации спорного коллектора с 2013 по 2017 гг. предусмотрено затратить тыс. руб., в качестве единственного источника поступления которых предусмотрена плата за технологическое подключение.
Иных источников финансирования, в том числе вложения собственных средств ОАО "Водный Союз", инвестиционная программа в части выполнения мероприятий по модернизации коллектора, не предусматривает (л.д. 69, 70).
Согласованная и утвержденная Инвестиционная программа ОАО "Водный Союз" в настоящее время исполняется ответчиком, в том числе, в части модернизации спорного канализационного коллектора, путем производства работ по замене отдельных участков коллектора, что подтверждается письменными материалами дела.
Предусмотренный программой конечный срок реализации запланированных программой мероприятий по модернизации коллектора не наступил.
ОАО "Курганводоканал", являясь собственником имущества, надлежащее выполнение арендатором своих обязательств по договору аренды в судебном заседании не оспаривало, соответствующих требований к ОАО "Водный Союз", основанных на выполнении положений утвержденной инвестиционной программы, не заявляло.
При таких обстоятельствах законных оснований для возложения на ответчика обязанности по обязательству, установленный срок исполнения которого не наступил, у суда первой инстанции не имелось.
Вывод городского суда о том, что сроки исполнения мероприятий, запланированных Инвестиционной программой, наступили в 2013 году не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку прямо противоречит положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в части порядка разработки и корректировки Инвестиционных программ, а также содержанию и смыслу утвержденной Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от Инвестиционной программы, предусматривающей 5-летний период выполнения мероприятий по модернизации спорного коллектора.
В качестве нормативного обоснования заявленных исковых требований прокурор города Кургана ссылался на Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013, Правила благоустройства территории города Кургана, утвержденные Решением Курганской городской Думы от 14.11.2012 N 211.
Однако, данные нормы права не содержат положений, предписывающих ресурсоснабжающей организации осуществлять замену эксплуатируемого имущества в зависимости от степени его физического износа либо истечения срока службы, предъявляя требования непосредственно к качеству оказываемых потребителям услуг и их результату.
Также не возлагают на ответчика обязательств по замене имущества, используемого в производственной деятельности, и нормы налогового законодательства, на которые сослался в своем исковом заявлении прокурор.
Так, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" классификация, относящая стальные и асбоцементные канализационные сети к имуществу седьмой амортизационной группы со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет включительно, подлежит использованию в целях бухгалтерского учета, а также для определения связанных с производством расходов с целью определения объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии с положениями гл.25 части 2 Налогового кодекса РФ (налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, в которые входят также суммы начисленной амортизации имущества).
Истечение срока полезного использования имущества, относимого к соответствующей амортизационной группе, имеет значение только для целей гл. 25 части 2 НК РФ и не свидетельствует ни о гибели амортизируемого имущества, ни о невозможности его использования налогоплательщиком в хозяйственной деятельности.
Тем более вышеприведенные нормы налогового законодательства не возлагают на правообладателей имущества обязанности по замене основных средств производства, срок полезного использования которых, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, истек.
Ссылок на положения федерального законодательства, прямо предписывающих исполнение ответчиком обязанности, возложения которой на ОАО "Водный Союз" в судебном порядке просил прокурор г.Кургана, исковое заявление не содержит.
Статьей 10 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (п.1 ст. 36 Федерального закона N 384-ФЗ).
Доказательств того, что участок канализационного коллектора разрушен, а техническое состояние сооружения является опасным и представляет угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений прокурором в материалы дела в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ суду представлено не было.
Содержание приложенного к исковому заявлению прокурора акта комиссионного обследования коллектора от не отражает действительного состояния спорных сетей на сегодняшний день, опровергается результатами совместного комиссионного обследования, проведенного в декабре 2013 года.
В силу положений ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Органы прокуратуры, осуществляя в рамках предоставленных им ст.ст. 22, 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и наделенные законом процессуальными полномочиями на самостоятельное обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц, не должны при этом подменять иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п.2 ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Кроме ссылок на техническую изношенность канализационной сети в решении судом не приведено доказательств, подтверждающих наличие оснований для обращения прокурора с иском в защиту неопределенного круга лиц.
Также в решении не приведено суждений суда относительно доказанности факта нарушения либо существования реальной угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, защита которых возможна именно указанным прокурором способом путем замены труб части канализационного коллектора.
Судебная коллегия приходит к выводу, что удовлетворение заявленных прокурором исковых требований о возложении на ответчика обязанности произвести единовременно, без проведения технического обследования и вне согласованного и утвержденного Инвестиционной программой плана взаимосвязанных мероприятий, замену части канализационного коллектора не соответствует требованиям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", Правилам разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также условиям реализации Инвестиционной программы развития объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых ОАО "Водный Союз" в границах муниципального образования город Курган, и обязательствам арендатора по договору аренды имущества от .
Обращение прокурора с необоснованным иском является прямым вмешательством в хозяйственную деятельность предприятия, а его удовлетворение судом ставит под угрозу финансовую состоятельность ОАО "Водный Союз", создает предпосылки к непрогнозируемому изменению тарифов регулируемой организации в связи с несогласованным изменением Инвестиционной программы развития объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Курган.
С учетом изложенного, при отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе прокурору в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п.п. 3, 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 16 декабря 2013 года отменить.
В удовлетворении иска прокурора города Кургана, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "Водный Союз" о возложении обязанности произвести замену железобетонных труб канализационного коллектора диаметром 500 мм, проложенного по ул. в г. Кургане от ул. до ул. , отказать.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.