Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Прасол Е.В., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 марта 2014 года гражданское дело по иску Елина Е.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ "Юргамышская воспитательная колония" о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности предоставить данную выплату,
по апелляционной жалобе Елина Е.В. на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 5 декабря 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному Казенному учреждению "Юргамышская воспитательная колония" о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и об обязывании предоставить единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения отказать.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения истца Елина Е.В., его представителя Медведевой Т.М., представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Курганской области - Столярова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елин Е.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее - УФСИН России по Курганской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), ФКУ "Юргамышская воспитательная колония" УФСИН России по Курганской области о признании за ним права на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", о возложении на УФСИН России по Курганской области обязанности принять его на учет для получения указанной выплаты.
В обоснование иска указывал, что он проходил службу в Юргамышской воспитательной колонии УФСИН России по Курганской области в должности оператора группы ИТО, связи и вооружения отдела охраны в период с 11 января 1994 года по 11 апреля 2006 года, был уволен со службы в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по состоянию здоровья. На момент увольнения его выслуга в календарном исчислении составляла 12 лет 3 месяца. Своего жилья он не имеет, проживает с женой и тремя детьми в частном жилом доме по договору найма. Постановлением администрации МО Юргамышского поссовета от 7 декабря 2004 года N 292-1 он принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий и включен в список очередников. Ранее он обращался в жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по Курганской области с заявлением об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Однако не был включен в список кандидатов на получение жилищного сертификата, поскольку семья обеспечена иным жильем, которое он передать государству не может, более того, он не состоял до 1 марта 2005 года на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы - в Юргамышской воспитательной колонии. В июне 2013 года он повторно обратился в УФСИН России по Курганской области с заявлением на получение единовременной социальной выплаты на строительство жилья, предусмотренной статьей 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", полагая, что соответствует всем требованиям, предъявляемым к кандидатам на получение данной выплаты. Но ему было отказано в данной выплате, поскольку на жилищном учете по месту службы - в Юргамышской воспитательной колонии, он не состоял и не состоит. Истец полагал данный отказ незаконным и необоснованным, так как требований о необходимости состоять в очереди на получение жилья по месту службы в нормативных актах, регулирующих предоставление единовременной социальной выплаты, не содержится. Кроме того, Федеральным законом от 21 марта 1993 года N 7573-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" не предусмотрено обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы жилыми помещениями за счет органов местного самоуправления.
В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования уточнил, просил признать за ним право на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", обязать УФСИН России по Курганской области принять его на учет для получения указанной выплаты с составом семьи 5 человек.
В судебном заседании истец Елин Е.В. и его представитель по доверенности Медведева Т.М. на удовлетворении иска настаивали.
Ответчик Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области в представленном отзыве с иском не согласился, указывал, что истец не имеет право на получение единовременной социальной выплаты. Елин Е.В. был уволен из органов уголовно-исполнительной системы в апреле 2006 года. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления единовременной социальной выплаты (Федеральный закон N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года, Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369), вступили в законную силу в 2013 году, то есть после увольнения истца из органов, и обратной силы не имеют. Более того, данные акты предусматривают, что для предоставления единовременной социальной выплаты граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах, должны состоять в федеральных органах исполнительной власти на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 1 марта 2005 года. Елин Е.В. в очереди на улучшение жилищных условий по месту службы не состоял.
Ответчик Федеральная служба исполнения наказаний России против удовлетворения иска возражала, указывая в представленном отзыве, что истец в качестве нуждающегося в получении жилья на учете в органах уголовно-исполнительной системы не состоит. Елин Е.В. был уволен из органов в 2006 году, тогда как нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление единовременной социальной выплаты, были приняты в 2013 году и обратной силы не имеют. Таким образом, у истца не возникло право на получение данной выплаты. Просили в иске отказать.
В судебном заседании представитель ответчиков УФСИН России по Курганской области, ФСИН России по доверенности Столяров А.А. против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в отзывах.
Представитель ответчика ФКУ "Юргамышская воспитательная колония" УФСИН России по Курганской области по доверенности Ревняков А.М. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по аналогичным доводам, изложенным в отзыве ФСИН России.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области по доверенности Трушникова Т.С. исковые требования истца поддержала.
Представители третьих лиц Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о рассмотрении настоящего гражданского дела извещены судом.
Юргамышским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Елин Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы вновь ссылается на доводы, ранее изложенные в иске. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены норма материального права. Указывает на незаконность вывода суда о том, что право на единовременную социальную выплату имеют лишь граждане, вставшие на учет до 1 марта 2005 года. Более того, Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрено такого основания для отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты как то, что гражданин не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы.
В представленных возражениях ответчики ФКУ "Юргамышская воспитательная колония" УФСИН России по Курганской области, ФСИН России полагают решение суда законным и обоснованным.
В заседании судебной коллегии истец Елин Е.В., его представитель Медведева Т.М. на доводах апелляционной жалобы настаивали, просили решение суда отменить.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Курганской области Столяров А.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Елин Е.В. проходил службу в ФГУ Юргамышская воспитательная колония УФСИН России по Курганской области с 11 января 1994 года по 11 апреля 2006 года в должности .
Приказом ФГУ Юргамышская воспитательная колония УФСИН России по Курганской области от 7 апреля 2006 года Елин Е.В. уволен со службы по пункту "З" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет на 1 апреля 2006 года составила в календарном исчислении 14 лет 2 месяца 8 дней, в льготном исчислении 20 лет 3 месяца 23 дня. (т. 1, л.д. 104)
Согласно справке ФКУ Юргамышская воспитательная колония от 17 апреля 2013 года, финансирование денежного довольствия Елина Е.В. в период его службы с по выплачивалось за счет средств федерального бюджета (т.1, л.д.11).
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции также установлено, что Елин Е.В. с семьей из пяти человек, в том числе он, жена , сыновья , года рождения, года рождения, года рождения, на основании договора найма жилого помещения от 18 мая 2011 года проживают и зарегистрированы в принадлежащем жилом помещении по адресу: .
Согласно справкам ГУП "Кургантехинвентаризация" , ,, , от 18 апреля 2013 года Елин Е.В., его жена и трое несовершеннолетних детей, проживающие по адресу: , собственниками недвижимого имущества не являются.
Постановлением администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области от 7 декабря 2004 года в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР Елин Е.В. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, состав семьи 4 человека, проживающих на условиях поднайма, и включен в список очередников под (т.1, л.д.111).
Настаивая на взыскании с ФСИН России, УФСИН России по Курганской области единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, истец ссылался на положения Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указывал, что он соответствует всем критериям, при наличии которых производится указанная выплата.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.
1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (пункт 7 статьи 4 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
В силу пункта 1 Правил они устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).
Согласно пункту 27 Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Таким образом, анализ приведенных выше нормативных актов позволяет сделать вывод, что право на предоставление единовременной социальной выплаты для сотрудников, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, связано с наличием одновременно трех условий: общая продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении; увольнение со службы с правом на пенсию; принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти.
Отказывая Елину Е.В. в иске, суд пришел к выводу, что истец не отвечает всем условиям, необходимым для получения единовременной социальной выплаты по месту бывшей службы - УФСИН России по Курганской области, поскольку правом на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета посредством получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья обладают не все сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, а лишь те, которые состояли и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Истец на учете нуждающихся в жилом помещении по месту службы в ФКУ "Юргамышская воспитательная колония" до 1 марта 2005 года не состоял, что подтверждается письменными материалами дела, не оспаривалось Елиным Е.В. ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит закону и имеющимся в деле доказательствам, а доводы апелляционной жалобы истца не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию Елина Е.В., выраженную им и его представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрено такого основания для отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты как то, что гражданин не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, которым регламентирован порядок применения данного Федерального закона и которое должно применяться с ним в совокупности.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 5 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.