Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Безносовой Е.И., Литвиновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 марта 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Огинской В.Ф. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по г. Шадринску о назначении ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с последующей индексацией
по апелляционной жалобе Огинской В.Ф.
на решение Шадринского районного суда Курганской области от 27 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Огинской В.Ф. удовлетворить частично.
Обязать Главное Управление социальной защиты населения Курганской области в лице Филиала ГУСЗН Курганской области - отдела социальной защиты населения по г. Шадринску назначить Огинской с 01 ноября 2013 года ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме руб. коп. с последующей индексацией.".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., объяснения Огинской В.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Федоровской Н.М., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Огинская В.Ф. обратилась в суд с иском к Главному Управлению социальной защиты населения Курганской области (далее по тексту - ГУ СЗН Курганской области), филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по г. Шадринску (далее по тексту - филиал ГУ СЗН - ОСН по г. Шадринску) о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с последующей индексацией. В обоснование заявленных исковых требований указывала, что является вдовой Огинского В.А. - инвалида первой группы, умершего 22.06.2013 вследствие заболевания, полученного в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ее супруг являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, установленной решением Шадринского городского суда Курганской области от 11.09.2006, размер которой с учетом индексации в 2013 году составлял руб. коп. ежемесячно. 28.10.2013 она обратилась в филиал ГУСЗН Курганской области - ОСЗН по г. Шадринску с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров соответствии с ч.4 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и на основании решения суда от 17.09.2013, которым установлен факт нахождения ее на иждивении мужа на момент его смерти. Ответчиком в назначении ежемесячной компенсации было отказано. Полагала, что как вдова инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, находившаяся на его иждивении и потерявшая кормильца, имеет право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в том размере, который получал умерший. Просила возложить на ГУ СЗН Курганской области в лице Филиала ГУСЗН Курганской области - ОСЗН по г.Шадринску обязанность назначить ей с 01.11.2013 ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме руб. коп. с последующей ее индексацией.
В судебном заседании Огинская В.Ф., ссылаясь на доводы искового заявления, на требованиях настаивала, полагала, что льготы и компенсации, предусмотренные инвалидам-чернобыльцам, которыми они пользовались при жизни, являются предопределяющими для членов семьи умерших инвалидов-чернобыльцев. Истец находилась на иждивении своего супруга на момент его смерти, в связи с чем считала, что может претендовать на получение ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере руб. коп.
Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области - Самарина Е.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не соглашалась, поясняла, что Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и инвалидам, вследствие чернобыльской катастрофы гарантирована ежемесячная денежная компенсация, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров. Право на денежную компенсацию может быть предоставлено членам семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, если на них распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона. Супруги инвалидов в п.13 ч.1 ст. 14 Закона не указаны, вследствие чего правом на денежную компенсацию не пользуются. Полагала, что поскольку при жизни мужа истец не имела права на указанную меру социальной поддержки, то право на назначение денежной компенсации у нее отсутствует. Обращала внимание суда на то, что размер такой компенсации определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 в сумме руб. коп.
Шадринским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Огинская В.Ф. просит решение суда в части назначения суммы ежемесячной денежной компенсации в сумме руб. коп. отменить. В обоснование жалобы указывает, что Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 N 1255 не может на нее распространяться, поскольку оно регулирует предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, вдова инвалида-чернобыльца к указанной категории граждан не относится. Не согласна с выводом суда о наличии у нее самостоятельного права на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров. По мнению истца ее право на получение компенсационной выплаты производно от прав ее супруга, нетрудоспособности, факта нахождения на иждивении мужа. Огинская В.Ф. считает, что с 01.11.2013 ей должна быть назначена компенсация на приобретение продовольственных товаров как правопреемнику умершего супруга в сумме руб. коп.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Материалами дела установлено, что Огинский В.А. являлся участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, 07.09.2001 ему было выдано удостоверение о праве на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с 04.02.2013 - установлена первая группа инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с аварией на ЧАЭС.
Решением Шадринского городского суда Курганской области от 11.09.2006 на органы социальной защиты населения была возложена обязанность выплачивать Огинскому В.А. с 01.08.2006 ежемесячно компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме руб. коп. с последующей индексацией.
ОСЗН по г.Шадринску ему с 01.01.2013 выплачивалась ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме руб. коп.
22.06.2013 Огинский В.А. умер.
Решением Челябинского регионального межведомственного экспертного совета от 20.09.2013 установлена причинная связь между заболеванием, повлекшим смерть, и воздействием радиационного фактора во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС.
Огинская В.Ф. являлась женой Огинского В.А. Решением Шадринского районного суда Курганской области от 17.09.2013 установлен факт ее нахождения на иждивении мужа.
28.10.2013 Огинской В.Ф. было подано заявление в филиал ГУСЗН Курганской области - ОСЗН по городу Шадринску о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.11.2013 как вдове инвалида вследствие аварии на ЧАЭС.
07.11.2013 в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что заявитель при жизни инвалида не относилась к категории граждан, на которых распространялись меры социальной поддержки в виде денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Полагая такой отказ незаконным, Огинская В.Ф. обратилась в суд с иском о возложении на органы социальной защиты обязанности по выплате ей указанной компенсации в том же размере, который получал Огинский В.А. на момент смерти.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Во исполнение указанной обязанности нормами п.13 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и инвалиды, вследствие чернобыльской катастрофы) гарантируется ежемесячная денежная компенсация, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров.
В целях реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" было принято постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в котором определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью 4 ст. 14 базового Закона установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Поскольку в приведенных выше правовых нормах был определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, суд первой инстанции правомерно указал на то, что это установленное данной нормой право не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, при их жизни.
Вдальнейшем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 N 751 в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Огинская В.Ф. как член семьи умершего инвалида и кормильца имеет право на получение указанной компенсации, в связи с чем обоснованно возложил на ответчика обязанность по ежемесячным выплатам, начиная с 01.11.2013.
При определении размера такой выплаты суд руководствовался положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", согласно которым размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в 2013 году с учетом индексации составляет руб. коп.
Доводы апелляционной жалобы Огинской В.Ф. о том, что на нее не могут быть распространены нормы указанного Постановления Правительства, так как она является членом семьи умершего кормильца и правопреемником его прав на получение компенсационных выплат в установленном при его жизни размере на основании судебного постановления, несостоятельны.
В Постановлении от 19.06.2002 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Содержащееся же в п. 2 резолютивной части названного Постановления положение, согласно которому суды могут принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, как адресованное исключительно судебным органам, представляет собой конституционно-правовую меру временного характера - впредь до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование; само по себе оно не означает признание Конституционным Судом Российской Федерации указанного критерия индексации в качестве единственно возможного конституционного способа антиинфляционной защиты компенсационных выплат.
Этим же Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом от 26.04.2004 N 31-ФЗ в ст.ст. 2 и 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения, касающиеся механизма антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
В новой редакции ч. 3 ст. 5 названного Закона предусматривалась ежегодная индексация размеров компенсационных выплат гражданам (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с внесенными изменениями Правительство Российской Федерации в своих Постановлениях, указанных выше, ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005 N 364-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что ст. 1 и п. 3 ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", закрепляющие введение порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из уровня инфляции, не могут рассматриваться как противоречащие конституционным принципам справедливости, равенства и соразмерности, а также стабильности и гарантирования прав и свобод граждан.
В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
Поскольку у истца право на получение компенсационных выплат возникло в 2013 году в связи со смертью мужа, и нормами действующего законодательства установлен конкретный объем и размер предоставления мер социальной поддержки для такой категории граждан, к которой относится Огинская В.Ф., не могут быть приняты во внимание доводы ее апелляционной жалобы о том, что судом неправильно применены нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 N 1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом судебном акте мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 27 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Огинской - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.