Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Шарыповой Н.В., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 марта 2014 года гражданское дело по иску Кандалова А.Н. к Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе Кандалова А.Н. на решение Курганского городского суда Курганской области от 29 ноября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковые требований Кандалова А.Н. к Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения отказать
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца Кандалова А.Н. - Салманова В.В., представителя ответчика Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области Алешиной С.А., представителя ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области Звягинцевой А.М., представителя третьего лица УМВД России по Курганской области Ющик Д.А., представителя третьего лица Администрации г. Кургана Перебаскиной Ю.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кандалов А.Н. обратился в суд с иском к Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно исковые требования уточнял, в окончательном варианте просил признать незаконным решение Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты от 18 июля 2013 года.
В обоснование иска, с учетом его изменений истец указывал, что с 7 декабря 1978 года по 22 декабря 1999 года проходил службу в органах внутренних дел Курганской области, уволен по п. "З" ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции", общая выслуга на момент увольнения составила 23 года. С 18 февраля 1992 года он состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По результатам рассмотрения его заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, директором Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области принято решение об отказе в предоставлении такой выплаты. С принятым решением он не согласен, поскольку ни в Законе Курганской области от 05 октября 2001 года N 58, ни в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не предусмотрена возможность отказа в предоставлении выплаты, если гражданин поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях. При постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий 18 февраля 1992 года он получал денежное довольствие за счет средств федерального бюджета, в общей сложности проходил службу на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета около 15 лет. Перед увольнением, в связи с ухудшением здоровья, он был переведен с понижением по службе на должность, содержащуюся за счет средств городского бюджета, однако, по его мнению, указанное обстоятельство не может повлечь отказ в выплате субсидии. Считает, что он отвечает всем условиям для предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
В судебном заседании истце Кандалов А.Н. и его представитель по доверенности Салманов В.В. на удовлетворении иска настаивали.
Ответчик Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области с иском не согласился, указывая в письменном отзыве на законность оспариваемого решения. Указал, что истец не относится к категории лиц, указанных в п.п. "г" п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, поскольку был уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья с должности, содержащейся не за счет средств федерального бюджета.
В судебное заседание представитель ответчика Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области не явился, о его месте и времени был извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности Звягинцева А.М. с исковыми требованиями не согласилась, дав пояснения, согласно отзыву на исковое заявление, представленному в материалы дела. Также указала, что истец не относится к категории граждан, на которых распространяется действие Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Закона Курганской области от 5 октября 2001 года N 58, поскольку его увольнение состоялось из органов внутренних дел, содержащихся за счет средств местного (городского) бюджета, в связи с чем, порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных указанными законами, на него не распространяется.
Представитель третьего лица УМВД России по Курганской области по доверенности Ющик Д.А. в судебном заседании исковые требования Кандалова А.Н. поддержала в полном объеме. Указала, что общая выслуга на момент увольнения истца составила 23 года, в связи с чем он имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Представитель третьего лица Администрации г. Кургана в судебное заседание не явился, о его месте и времени был извещен надлежащим образом.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Кандалов А.Н. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы вновь ссылается на обстоятельства, ранее изложенные в исковом заявлении и в судебном заседании. Также указывает, что суд, отказывая ему в иске, не принял во внимание, что за время службы он в течение 15 лет занимал должности, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, в связи с чем не утратил право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения.
В представленных возражениях Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В заседании судебной коллегии представитель истца Кандалова А.Н. - Салманов В.В. на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представители ответчиков Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области Алешина С.А и Главного управления социальной защиты населения Курганской области Звягинцева А.М., против доводов апелляционной жалобы возражали, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица УМВД России по Курганской области Ющик Д.А. в суде апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы Кандалова А.Н. в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации г. Кургана Перебаскина Ю.С. в суде апелляционной инстанции оставила разрешение спора на усмотрение судебной коллегии.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2.1. статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Кандалов А.Н. в период с по проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, при этом в период с по в должностях, финансирование которых производилось за счет средств федерального бюджета, а с по - за счет средств местного бюджета (л.д. 6, 8).
Приказом заместителя начальника УВД по Курганской области от 16 декабря 1999 года Кандалов А.Н. был уволен со службы по п. "з" статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет истца по состоянию на 22 декабря 1999 года для назначения пенсии составила 23 года 2 месяца 8 дней, для выплаты единовременного пособия - 23 года 2 дня (л.д. 9).
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
18 февраля 1992 года на основании решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Октябрьского района г. Кургана истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи четыре человека: жена, две дочери (л.д. 13).
За период прохождения службы в органах внутренних дел жилье истцу не предоставлялось, субсидии на строительство жилья не выделялись, указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Согласно справки МКУ "Жилищная политика" Кандалов А.Н. зарегистрирован по адресу: (л.д. 10).
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области за истцом право собственности на жилые помещения не зарегистрировано (л.д. 60).
По результатам рассмотрения заявления Кандалова А.Н. о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, директором Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области принято решение об отказе в предоставлении такой выплаты со ссылкой на несоответствие Кандалова А.Н. категориям граждан, указанным в статье 1 Закона Курганской области от 5 октября 2011 года N 58, о чем Департамент уведомил истца письмом от 18 июля 2013 года (л.д. 12).
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 октября 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Разрешая спор, принимая во внимание положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в предоставлении Кандалову А.Н. единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является законным.
Судебная коллегия признает вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Отдельные отношения, возникающие при обеспечении жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце 1 пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в Курганской области регулирует Закон Курганской области от 5 октября 2011 года N 58 "О реализации на территории Курганской области отдельных положений Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Как предусмотрено в подпункте 2 пункта 1 статьи 1 Закона Курганской области от 5 октября 2011 года N 58 настоящий Закон распространяется на категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе граждан,
уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Курганской области от 30 декабря 2011 года N 654 (в редакции от 29 июля 2013 года) уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" определено Главное управление социальной защиты населения Курганской области.
Таким образом, и федеральное законодательство и законодательство субъекта Российской Федерации - Курганской области - предполагают возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации уволенных с военной службы граждан при наличии следующих условий: 1) указанные граждане должны быть приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года; 2) должны быть уволены со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями; 3) общая продолжительность службы указанных граждан в календарном исчислении должна составлять не менее 10 лет.
Как указывалось выше, истец был уволен со службы из органов внутренних дел с должности, содержащейся за счет средств местного бюджета, что подтверждается справкой УМВД России по Курганской области от 31 мая 2013 года (л.д. 84).
Поскольку увольнение истца со службы в органах внутренних дел состоялось с должности, содержащейся не за счет средств федерального бюджета, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кандалова А.Н. о признании незаконным решения Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области и возложении на Главное управление социальной защиты населения Курганской области обязанности предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Доводы истца в апелляционной жалобе о том, что за время службы он в течение 15 лет занимал должности, содержащихся за счет средств федерального бюджета, не опровергают выводов суда, поскольку продолжительность службы не менее 10 лет в органах внутренних дел, содержащихся за счет средств федерального бюджета, являются одним из самостоятельных критериев, которым должно соответствовать лицо, претендующее на предоставление единовременной денежной выплаты. При этом оно должно отвечать и остальным условиям, приведенным в статье 2 Федерального закона от 8 октября 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в том числе должно быть уволено из органов внутренних дел, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он на момент постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении в 1992 году отвечал всем критериям, приведенным в статье 2 приведенного Федерального закона, в связи с чем не утратил право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения.
Так, введение законодателем такой гарантии для уволенных военнослужащих и приравненных к ним лиц, как обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в виде единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья введено Федеральным законом от 8 октября 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", вступившим в силу с 1 января 2011 года, в связи с чем до указанного момента у истца не могло возникнуть право на получение единовременной денежной выплаты.
Таким образом, решение суда по данному спору постановлено в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона. Выводы суда подробно мотивированы в решении, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нарушений процессуального права, являющихся в соответствии со статьей330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную его представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.